Бюджетно-налоговая политика государства

Местные налоги

Региональные налоги

Федеральные налоги и сборы

1) налог на добавленную стоимость;

2) акцизы;

3) налог на доходы физических лиц;

4) налог на прибыль организаций;

6) налог на добычу полезных ископаемых;

7) водный налог;

8) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

9) государственная пошлина.

1) налог на имущество организаций;

2) налог на игорный бизнес;

3) транспортный налог.

1) земельный налог;

2) налог на имущество физических лиц.

Бюджетно-налоговая политика – это целенаправленная деятельность государства по использованию бюджетно-финансовой системы для реализации целей социально-экономической политики. Часто бюджетно-налоговую политику называют фискальной (от лат. fiscus – государственная казна). Однако некоторые специалисты считают, что под фискальной более правильно понимать налоговую политику, поскольку «фиск» – это деятельность по сбору налогов.

Основными целями бюджетно-налоговой политики являются:

- сглаживание колебаний экономического цикла;

- стабилизация темпов экономического роста;

- обеспечение высокого уровня занятости при низкой инфляции.

Современная экономическая наука выделяет следующие типы бюджетноналоговой политики:

- дискреционную (или активную) политику – сознательное манипулирование правительством налогами и государственными расходами с целью воздействия на экономику;

- автоматическую (пассивную) политику, основанную на использовании «встроенных стабилизаторов», которые начинают действовать при изменении экономической ситуации «автоматически», без специальных решений правительства.

Бюджетно-налоговая политика, осуществляемая в целях сглаживания циклических колебаний экономики, бывает двух видов:

- экспансионистская (стимулирующая), направленная на стимулирование совокупного спроса и оживление экономического роста путем увеличения государственных расходов и снижения налогов;

- рестриктивная (сдерживающая), нацеленная на ограничение инфляционного экономического роста при помощи увеличения налогов и снижения государственных расходов.

Инструментами бюджетно-налоговой политики государства выступают государственный бюджет, налоги, государственные расходы.

Дискреционная бюджетно-налоговая политика представляет собой сознательные, целенаправленные мероприятия правительства по изменению государственных расходов, налогов и сальдо государственного бюджета в целях воздействия на объем национального производства, экономический рост, занятость и динамику цен. При проведении указанной политики правительство воздействует как на совокупный спрос, так и на совокупное предложение. В рамках кейнсианского подхода должно учитываться действие трех мультипликаторов: налогового, государственных расходов и сбалансированного бюджета.

Мультипликатор государственных расходов отражает изменения в национальном производстве в результате динамики государственных расходов. Он показывает кратность прироста объема национального производства при увеличении государственных расходов на единицу и определяется по формуле:

где Δ Y – прирост выпуска; Δ G – прирост государственных расходов; MPC – предельная склонность к потреблению; MPS – предельная склонность к сбережению.

Действие этого мультипликатора отображается на графике кейнсианского креста (рис. 15.3).

Рис. 15.3. Влияние увеличения государственных расходов на выпуск продукции

Если государственные расходы увеличиваются на Δ G, то кривая планируемых расходов сдвигается вверх на эту же величину, точка равновесия перемещается из положения А в положение В, а равновесный объем производства возрастает от Y1 до Y2 на величину Δ Y, определяемую из уравнения: ΔY = ΔG×mg.

Таким образом, при проведении экспансионистской бюджетно-налоговой политики с целью оживления экономики и увеличения объема производства, государство должно увеличивать свои расходы. И, наоборот, в условиях перегрева экономики государство может использовать в качестве рестрикционной меры снижение государственных расходов.

Изменение суммы налогов Т также оказывает мультипликационное воздействие на равновесный уровень дохода, однако, более мягкое, т.к. налоговый мультипликатор по своей величине меньше мультипликатора государственных расходов.

Он рассчитывается по формуле:

и показывает отношение изменения объема национального производства к вызвавшему его изменению налогов, или кратность изменения Y при изменении налогов на единицу.

Изменение совокупного дохода может быть подсчитано по формуле:

ΔY = −ΔT×MPC/(1−MPC).

Для оживления экономики государство должно снижать налоги, а для ее охлаждения – увеличивать. Действие налогового мультипликатора отражено на рис.15.4.

Рис. 15.4. Влияние снижения налогов на выпуск

Если при увеличении государственных расходов правительство стремится сохранить сбалансированность бюджета и для этого увеличивает величину налоговых поступлений, т.е. когда величины государственных расходов и налоговых поступлений изменяются в одном направлении, то возникает эффект мультипликатора сбалансированного бюджета.

Действие этого мультипликатора состоит в следующем: при возрастании государственных расходов и налоговых поступлений на одну и ту же величину (Δ G = Δ T), равновесный объем производства возрастает на ту же самую величину (т. е. ΔY = ΔG = ΔT).

Допустим, правительство для покрытия дополнительных государственных расходов ужесточило налоговую политику, повысив налоговые ставки. В результате осуществления этих мер и государственные расходы, и налоговые поступления в бюджет возросли на 100 тыс. руб. Предельная склонность к потреблению составляет 0,8. Нужно определить величину изменения равновесного объема производства, вызванного указанными действиями правительства. Рассчитаем мультипликаторы государственных расходов и налогов:

В этом случае прирост Y за счет роста государственных расходов составит:

Снижение Y в результате роста налогов окажется равным:

Тогда общее изменение объема национального производства составит:

,

то есть ту же самую величину, что и первоначальный прирост государственных расходов и налогов. Этот вывод получил название «теоремы Хаавельмо» по имени сформулировавшего его норвежского ученого Трюгге Хаавельмо (р. 1911), лауреата Нобелевской премии по экономике 1989 г.

Действие мультипликатора сбалансированного бюджета связано с тем, что мультипликативный эффект от роста налогов слабее, чем от увеличения государственных расходов. Поэтому налоговая политика относится к мерам косвенного воздействия на величину ВВП, в то время как рост государственных расходов является рычагом прямого действия. Данное различие является определяющим при выборе инструментов бюджетно-налоговой политики: для преодоления циклического спада в экономике увеличиваются государственные расходы (это дает сильный стимулирующий эффект), а для сдерживания инфляционного подъема возрастают налоги (что является относительно мягкой ограничительной мерой).

Автоматическая фискальная политика позволяет относительно смягчить проблему длительных временных лагов. Она предполагает изменение величин государственных расходов, налоговых поступлений и сальдо государственного бюджета в ходе циклических колебаний экономики без принятия специальных решений. В этом случае изменения параметров бюджетно-налоговой политики возникают автоматически вследствие действия встроенных стабилизаторов.

Встроенный (автоматический) стабилизатор – это экономический механизм, позволяющий снизить амплитуду циклических колебаний уровней занятости и выпуска, не прибегая к частым изменениям экономической политики правительства.

Главными встроенными стабилизаторами являются:

прогрессивное налогообложение;

государственные трансферты (прежде всего пособия по безработице).

Механизм действия автоматических стабилизаторов экономики представлен на рис. 15.5.

Рис. 15.5. Действие встроенных стабилизаторов

На графике видно, что в фазе циклического подъема (Y2 > Yo) кривая налоговых поступлений (или доходов бюджета) располагается выше кривой государственных расходов, так как налоговые поступления при прогрессивной ставке налога автоматически увеличиваются с ростом доходов. В то же время в связи с ростом занятости уменьшаются расходы государства на выплату пособий по безработице и бедности. Следовательно, возникает и накапливается профицит бюджета, который правительство обычно «замораживает», направляет в резерв в целях снижения уровня инфляции, сопровождающей, как правило, рост экономики.

В фазе циклического спада (Y1 < Y0), наоборот, кривая государственных расходов располагается выше кривой государственных доходов (налоговых поступлений), поскольку с уменьшением доходов населения снижаются налоговые поступления в бюджет. В то же время растут расходы государства на выплаты пособий по безработице и бедности. Это приводит к возникновению бюджетного дефицита, посредством которого стимулируется совокупный спрос, активизируется экономическая деятельность населения и вызывается последующий рост ВВП.

Экономисты положительно оценивают действие встроенных стабилизаторов. Считается, что автоматическая бюджетно-налоговая политика способствовала более плавному развитию экономики западных стран после Второй мировой войны. Вместе с тем, встроенные стабилизаторы не устраняют причин циклических колебаний равновесного ВВП вокруг его потенциального уровня, а только ограничивают размах этих колебаний. Поэтому встроенные стабилизаторы экономики, как правило, должны сочетаться с мерами дискреционной фискальной политики правительства, нацеленными на обеспечение полной занятости экономических ресурсов. На практике правительства развитых стран проводят комбинированную политику, сочетающую оба метода применения бюджетноналоговых рычагов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: