Государственные финансы как ядро финансовой системы. Структура бюджетной системы

Как экономическая категория бюджет выражает систему денежных отношений между государством, экономическими субъектами и населением по поводу перераспределения национального дохода в процессе образования и использования централизованных фондов денежных средств.

Согласно определению, данному в бюджетном кодексе РФ, бюджетная система Российской Федерации – это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Бюджет – это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

Консолидированный бюджет – это свод бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ на соответствующей территории. Консолидированный бюджет РФ включает федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации.

Государственный внебюджетный фонд – это форма образования и расходования денежных средств, образуемых вне федерального бюджета. В России существует три основных социальных внебюджетных фонда. Это Пенсионный фонд (ПФ), Фонд социального страхования (ФСС) и федеральные и территориальные Фонды обязательного медицинского страхования (ФОМС).

Основные принципы бюджетной системы, закрепленные в Бюджетном кодексе РФ:

- единство бюджетной системы РФ;

- разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы РФ;

- самостоятельность бюджетов;

- полнота отражения доходов и расходов бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;

- сбалансированность бюджета;

- эффективность и экономность использования бюджетных средств;

- общее (совокупное) покрытие расходов бюджета;

- гласность;

- достоверность бюджета;

- адресность и целевой характер бюджетных средств.

Доходы бюджетов образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных перечислений.

К налоговым доходам относятся предусмотренные налоговым законодательством Российской Федерации федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы.

К неналоговым доходам относятся:

доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, к примеру, средства, получаемые от сдачи в аренду государственной собственности, часть прибыли государственных и муниципальных унитарных предприятий, остающаяся после уплаты налогов и других обязательных платежей и пр.;

доходы от продажи или иного возмездного отчуждения имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;

доходы от платных услуг, оказываемых соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также бюджетными учреждениями;

средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности: штрафы, компенсации, конфискации и пр.;

доходы в виде финансовой помощи и бюджетных ссуд, полученных от бюджетов других уровней.

Безвозмездные перечисления могут поступать в бюджет от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, а также в результате взаимных расчетов между бюджетами разных уровней бюджетной системы РФ.

Расходы бюджета в зависимости от их экономического содержания делятся на текущие и капитальные.

Капитальные расходы – часть расходов бюджета, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность государства. Они включают расходы, предназначенные для инвестиций в действующие или создаваемые организации; средства, предоставляемые в виде бюджетных кредитов на инвестиционные цели юридическим лицам; средства, выделяемые на проведение капитального ремонта; расходы, при осуществлении которых создается или увеличивается государственное имущество и пр.

Текущие расходы – часть расходов бюджета, обеспечивающая текущее функционирование органов государственной власти, органов местного самоуправления и бюджетных учреждений, а также государственную поддержку бюджетов других уровней и отдельных отраслей экономики.

Предоставление бюджетных средств осуществляется в следующих основных формах:

ассигнований на содержание бюджетных учреждений;

средств на оплату товаров, работ и услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами по государственным или муниципальным контрактам;

трансфертов населению;

бюджетных кредитов (в том числе налоговых кредитов и других отсрочек по уплате налогов) юридическим лицам;

субвенций и субсидий физическим и юридическим лицам;

бюджетных ссуд, дотаций, субвенций и субсидий бюджетам других уровней и внебюджетным фондам;

кредитов иностранным государствам;

средств на обслуживание государственного долга, включая выданные государственные и муниципальные гарантии.

Для характеристики бюджетных расходов применяются следующие категории. Бюджетные ассигнования – средства, предусмотренные бюджетной росписью получателю или распорядителю бюджетных средств. Дотация – бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня на безвозвратной и безвозмездной основе для покрытия текущих расходов. Субвенция – средства, предоставляемые безвозмездно как бюджетам других уровней, так и юридическим лицам на осуществление определенных целевых расходов. Субсидия – бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов. Бюджетный кредит – предоставление средств другому бюджету или юридическому лицу на возвратной и возмездной основе. Бюджетная ссуда – бюджетные средства, предоставляемые другому бюджету на возвратной, безвозмездной или возмездной основах на срок не более 6 месяцев.

15.3. Государственный долг и бюджетный дефицит: причины, виды, последствия, пути решения

Циклический характер рыночной экономики не позволяет постоянно поддерживать сбалансированность государственного бюджета. При спаде бюджет дефицитен, при подъеме, напротив, возникает профицит. В свою очередь, профицит или дефицит госбюджета участвуют в механизме сглаживания циклических колебаний экономики.

Чтобы отличить результаты дискреционной бюджетно-налоговой политики от результатов циклических колебаний экономики, рассчитывают бюджет полной занятости, который лежит в основе деления бюджетного дефицита на:

структурный дефицит – показывающий различие бюджетов при полной и фактической занятости; определяется как разность между расходами и доходами государства при полной занятости и при фактическом налогообложении.

циклический дефицит – который оценивается как разность между фактической величиной бюджетного дефицита и структурным дефицитом.

Имеется несколько способов финансирования бюджетного дефицита. Главные из них:

- денежная эмиссия;

- займы у Центрального банка;

- займы в частном секторе и внешние заимствования.

Эмиссия денег является самым простым и быстрым способом решения проблемы бюджетного дефицита. Большинство стран неоднократно использовали дополнительную эмиссию в этих целях, особенно в период войн или длительных кризисов. Однако такая политика имеет весьма негативные последствия для экономики: возникает неконтролируемая инфляция, подрывающая стимулы для долгосрочных инвестиций, обесцениваются денежные сбережения населения и предприятий, падает курс национальной валюты. В конечном итоге, происходит воспроизводство бюджетного дефицита.

Займы у Центрального банка также являются мерой, вызывающей инфляционное разбухание денежной массы. В настоящее время в большинстве стран существует конституционно закрепленная независимость эмиссионного банка от исполнительной и законодательной власти, что не позволяет правительству решать свои проблемы путем включения печатного станка. В России использование средств Центробанка для финансирования бюджетного дефицита запрещается Бюджетным кодексом. Это объясняется тем, что «вливание» денежных средств Банка России в экономику сопровождается обычно их эмиссией, что способствует росту инфляции.

Государственные займы в частном секторе и внешние заимствования осуществляются в виде продажи государственных ценных бумаг, займов у внебюджетных фондов, получения кредитов у банков. При использовании этого метода возникает так называемый «эффект вытеснения», означающий перетягивание из частного сектора средств, которые могли бы использоваться в качестве инвестиций. В конечном итоге и этот способ вызывает развитие инфляционных процессов, сокращение инвестиций в экономику и ограничение предложения товаров.

Применявшиеся в России источники финансирования бюджетного дефицита подразделяются на внутренние и внешние. К внутренним источникам относятся: государственные займы, осуществляемые путем выпуска государственных ценных бумаг; кредиты, получаемые правительством от кредитных организаций, номинированные в рублях; бюджетные ссуды и бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней; поступления от продажи государственного имущества (приватизации); остатки по государственным запасам и резервам; профициты прошлых лет.

Внешние источники финансирования бюджетного дефицита включают: государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте путем выпуска государственных ценных бумаг; кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм, международных финансовых организаций, выраженные в иностранной валюте.

Причинами возникновения государственного долга являются, прежде всего, трудные периоды для экономики: военные действия, глубокие и длительные экономические спады, обусловливающие накопление бюджетных дефицитов. Основными негативными последствиями увеличения государственного долга является рост процентных выплат государства, сокращение потребления и сбережения в стране.

Согласно Бюджетному кодексу РФ, государственным долгом являются долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права.

Государственный долг включает следующие составляющие:

- задолженность по кредитам перед российскими и иностранными банками, иностранными государствами и международными финансовыми организациями;

- задолженность по бюджетным ссудам и кредитам перед бюджетами других уровней;

- государственные займы в виде государственных ценных бумаг, выраженных в рублях и иностранной валюте;

- задолженность государства перед гражданами по заработной плате, компенсации сбережений;

- сумму выданных государственных гарантий.

Оценка государственного долга осуществляется с помощью следующих показателей: 1. Отношение общей величины долга к объему ВВП. 2. Коэффициент фактического обслуживания долга – отношение величины средств, направляемых на обслуживание долга (частичное погашение долга и выплаты процентов по нему), к расходам бюджета. Если значение указанного показателя превышает 20%, тяжесть долга трактуется как чрезмерно высокая и даже критическая; в нашей стране в последние годы достигнуто приемлемое значение указанного показателя – от 10 до 20%. 3. Коэффициент обслуживания внешнего долга – отношение расходов по обслуживанию внешнего долга к объему экспорта. В нашей стране значение этого коэффициента находится на уровне менее 10%, что также является приемлемой величиной.

Резервы сокращения государственного долга включают:

положительное сальдо текущего платежного баланса;

иностранные инвестиции и долги иностранных государств.

сокращение оттока капиталов.

Уменьшению государственного долга способствуют также следующие механизмы: реструктуризация долга; конверсия долга.

Под реструктуризацией долга понимается замена «старых» долговых обязательств новыми с более «мягкими» условиями погашения (более низкие процентные ставки, более длительные сроки уплаты и т. п.), а также частичное списание долга. Указанная процедура чаще используется применительно к бедным или беднейшим странам, к которым Россия не относится. Напротив, при вступлении в Парижский клуб в качестве страны-кредитора Россия согласилась со списанием от 70 до 90% задолженности своих должников. Под конверсией государственного долга понимается обмен долговых обязательств на товарные поставки или акции предприятий (своп).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: