Стратегии конкуренции

К стратегиям конкуренции относятся стратегические способы конкурент-ной борьбы и стратегический характер поведения на рынке.

Как известно, основными стратегиями поведения на рынке являются стратегии наступления и обороны.

Наступательная стратегия может быть направлена на:

• ограничение сильных сторон конкурента, но при этом имеется слишком высокий риск поражения (в армии при наступ­лении надо иметь трехкратный перевес);

• нейтрализацию слабых сторон конкурента, но при этом сильные стороны противника не подавляются и поясняется ве­роятность сильного контрудара;

• провоцирование контрударов ложным маневром, напри­мер, предоставление информации о совершенство старого товара и неожиданный выпуск новых товаров.

Оборонительная стратегия используется для перекрытия пу­тей наступления конкурента или для его шантажа, чтобы дать по­нять противнику, что при наступлении он подвергнется опасно­сти сильного контрудара.

Наступление и оборона в конкурентной борьбе ведется с использованием методов рекламы, ценовой политики, пропаганды, которые определяют способы конкурентной борьбы:

• ценовая стратегия (стратегия издержек) проводится путем изменения издержек и цены, например, победа в конкуренции пу­тем плавного или резкого (демпинг) снижения цен;

• стратегия дифференцирования состоит в выработке пози­ции, отличной от других участников конкурентной борьбы;

• стратегия концентрации осуществляется путем сосредоточения усилий на определенную нишу (сегмент) рынка, которая не должна быть слишком широкой, но достаточной для укрепления позиций организации.

Возможные сочетания стратегий конкуренции приведены в табл. 3.1.

Таблица 3.1

Стратегии конкуренции: возможные сочетании

Способы конкурентной борьбы Характер поведения на рынке
  1. Ценовая стратегия 2. Стратегия дифференци­рования 3. Стратегия концентрации 1. Стратегии наступления 2. Стратегии обороны
1.1 Подав­ление силь­ных сторон конкурента 1.1.1 2.1.1 3.1.1 1.2 Подав­ление сла­бых сторон противни­ка 1.1.2 2.1.2 3.1.2 1.3 Прово­цирование конкурен­та 1.1.3 2.1.3 3.1.3 2.1 Защит­ные меры 1.2.1 2.2.1 3.2.1 2.2 Шантаж путем уст­рашения 1.2.2 2.2.2 3.2.2
           

Лекция на тему:

«Оценка и корректировка стратегии»

Проанализировав факторы внешней среды и возможностей организации, необходимо перейти к этапу формирования и выбо­ра стратегических решений.

Проблема выбораявляется важнейшей экономической про­блемой. Она возникает практически в любой экономической за­даче, но особенную важность приобретает в задачах стратегического управления. Это связано с широкой вариантностью страте­гического выбора в рыночной экономике, а также со значительным влиянием данной процедуры на последующие решения и конечный результат деятельности. От правильности принятых стратегических решений зависят все дальнейшие шаги организации. Рассмотрим процесс выбора наилучшего стратегического варианта развития организации на следующей схеме (рис. 3.1).

Рис. 3.1 Схема выбора рационального варианта стратегии

Варианты решения задачи имеют определенные параметры, характеризующие их содержание и результативность. Важней­шими экономическими параметрами являются эффект и затраты. В качестве эффекта рассматриваются возможные результаты дея­тельности организации (уровень дохода, прибыль, достижение заданных целей и т. п.). Затраты характеризуют требуемые объе­мы ресурсов: финансовых, трудовых, материальных, информаци­онных и других.

На основании данных параметров определяется эффектив­ность рассматриваемых вариантов. В наиболее общем виде эф­фективность оценивается отношением полученного эффекта к за­тратам ресурсов, связанных с его получением. Критерии эффек­тивности вариантов, могут быть различны, но наибольшее рас­пространение в экономике получили следующие критерии:

максимум эффекта при заданных ограничениях по ресурсам;

минимум затрат при условии достижения заданного эффекта.

В первом случае из всех возможных вариантов решения за­дачи выбирается тот, который является наиболее эффективным в условиях заданных ограничений по ресурсам. А во втором случае требуемый экономический эффект задается заранее, а среди ва­риантов выбирается наиболее дешевый. Каждый из применяемых критериев эффективности имеет право на существование, но с точки зрения решения стратегических задач критерий максимума эффекта является предпочтительнее, так как он позволяет ориен­тироваться не на искусственно полученную величину, а на реаль­ный рыночный спрос и предложение товаров и услуг.

В общем виде экономико-математическая задача выбора наилучшего варианта представлена в форме следующей модели:

(1)

(2)

где j - номер варианта стратегии;

Оj - оценка эффективности варианта;

Хj - искомый параметр варианта стратегии;

Сj - удельный расход ресурсов на единицу параметра;

К- допустимый расход ресурсов.

В основе выработки стратегического курса организации лежит определение и анализ стратегической зоны хозяйствования (СЗХ), которая представляет собой перспективную сферу деятельности организации на рынке. Данная зона может включать в себя один или несколько рыночных сегментов. Схематически выделение СХЗ представлено на схеме (рис. 3.2).

Рис. 3.2. Схема выделения стратегических зон хозяйствования (1 и 2)

Выбору СХЗ предшествует большая работа по анализу возможных вариантов формирования стратегии в разрезе следующих параметров:

• прогнозируемый объем спроса и предложения товаров;

• уровень конкуренции на рынке;

• уровень и характер риска;

• прогнозируемая доходность (убыточность) организации;

• уровень стабильности внешних и внутренних факторов и другие.

На основании определенных СЗХ формируются возможные варианты стратегических решений и осуществляется выбор ра­ционального варианта по схеме, приведенной на рис. 3.1.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: