double arrow

Часть II Методы стратегического планирования

Литература

Контрольные вопросы

Ключевые слова

Оценка и корректировка решений.

Экспертиза качества управленческого решения проводится на разных стадиях.

1. Решение анализируется в стадии разработки, в процессе отбора возможных вариантов и выбора окончательного решения с использованием таких критериев, как:

· оптимальность (не учитывает риски, к которым может привести ограниченность ресурсов);

· экономическая эффективность;

· плановая экономическая эффективность.

2. На стадии принятия решения на основе экономической эффективности с учетом социально-психологических факторов, критерия оптимальности и вероятности его реализации выбирается окончательный вариант управленческого решения;

3. На стадии реализации решения осуществляются его контроль и корректировка на всех этапах, определяются дальнейшие направления развития учреждения здравоохранения и ликвидируются препятствия на пути достижению к ее целей.

Основные направления, ориентированные на повышение качества управленческого решения:

· экономические, связанные с реализацией экономических интересов;

· социально-психологические, направленные на повышение профессионализма работников и развитие у них чувства ответственности;

· организационные, повышающие эффективность применения средств производства.

· решение

· критерии оптимизации

· прогноз

· программа

· сценарий развития

· нормативно-правовая база

· операция

· иерархия целей

· модель

· методы прогнозирования и программирования

1. Почему в процессе рвзработки управленческого решения необходимо уяснение проблемы?

2. Охарактеризуйте основные критерии и показатели эффективного управленческого оешения.

3. Типология управленческих решений.

4. Как оценивается эффективность управленческого решения?

5. В чем состоит процедура разработки управленческого решения?

6. Какие методы прогнозирования применяются на практике и что составляет их сущность?

1. Федеральный закон о Государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации. Собрание Законодательства Российской Федерации №30 от 24 июля 1995 г.

2. Вайсман А. Стратегия маркетинга: 10 шагов к успеху. – М., АО «Интерэксперт», Экономика, 1995, СС.135-142.

3. Карлофф Б. Деловая стратегия: концепция, содержание, символы. – М., 1991, СС.176-224.

4. Кинг У. Стратегическое планирование и хозяйственная политика.

5. Экономическое планирование: вопросы совместимости. – М., Известия СО РАН. Сер.Регион: экономика и социология, 1992, №2.

6.Литвак Б.Г. Разработка управленческого решения: Учебник. 2-е изд. – М.: ДЕЛО, 2005.

7.Смирнов Э.А. Разработка управленческих решений: Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.

8.Фатхундинов Р.А. Организация производства: Учебник. 2-е изд. – М.: ИНФРА-М, 2005.

9.Фатхутдинов Р.А. Управленческие решения: Учебник. 6-е изд. – М.: ИНФРА-М., 2008.

10.Фатхутдинов Р.А. Управление конкурентоспособностью организации: Учебник. 2-е изд. – М.: Эксмо, 2005.

11.Антикризисное управление: Учебник / Под ред. Э.М.Короткова.- М.: ИНФРА-М, 2000.

12.Ивлев Ю.В. Логика: Учебник для вузов. - М.: Логос, 2000.

13.Курс экономики: Учебник / Под ред. Б.А.Райзберга. - М.: ИНФРА-М, 2000.

Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента / Пер. с англ. - М.: ДЕЛО, 2000.

14.Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов: (Вторая редакция) / Минэкономики РФ, Минфин РФ, Госстрой России, № ВК 477 от 21 июня 1999 г.; рук. авт. колл.: Косов В.В., Лившиц В.Н., Шахназаров В.Г. - М.: Экономика, 2000.

15.Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность организации в условиях кризиса: экономика, маркетинг, менеджмент. - М.: Маркетинг,2002.

16.Фатхундинов Р.А. Инновационный менеджмент: Учебник. 5-е изд. – М.., СПб.: Питер, 2005.

17.Федюкин В.К., Дурнев В.Д., Лебедев В.Г. Методы оценки и управления качеством промышленной продукции: Учебник. – М.: Филинъ, Рилант, 2000.

Фёдорова Н.Н. Организационная структура управления предприятием. – М.: Велби, 2003.

Раздел 1: «Методические основы стратегического планирования»

План лекций 1 раздела:

1. Стратегическое планирование в системе государственного и муниципального управления.

2. Принципы и методы стратегического планирования.

3. Организация стратегического планирования.

4. Стратегические планы и программы социально-экономического развития.

Лекция на тему:

«Стратегическое планирование в системе государственного и муниципального управления»

В системе управления социально-экономическими процесса­ми особую значимость имеет функция планирования. Разрабаты­ваемые планы и программы развития страны и территорий являют­ся важнейшими инструментами управленческой деятельности на всех ее уровнях. Планирование представляет собой деятельность по определению целей и задач управленческого процесса и разра­ботку мер по их достижению. Важность и актуальность данной функции определяется следующими обстоятельствами:

во-первых, именно с планирования начинается управленче­ский процесс;

во-вторых, от содержания плановой работы во многом зави­сит качество управленческих решений и их результативность;

в-третьих, плановые решения обеспечивают взаимосвязь всех функций управленческого процесса, так как управление фактически и сводится к разработке и реализации плановых ре­шений.

Все это свидетельствует о целесообразности рассмотрения планирования как важнейшего звена в системе управления.

При формировании рыночной экономики централизованное плановое начало является объективной необходимостью для оп­ределения приоритетов развития и решения межотраслевых и территориальных проблем, что требует адекватных методов и форм планирования на всех уровнях управления. Это означает, что централизованное начало призвано обеспечить баланс инте­ресов государства, территорий и экономических субъектов, кото­рый не может быть достигнут без использования данной управ­ленческой функции. Именно поэтому централизм следует рас­сматривать как инструмент эффективного решения целого ряда специфических проблем развития, дополняющий рыночные ме­ханизмы хозяйствования.

Планирование - один из важнейших процессов принятия управленческих решений и состоит из отдельных этапов и процедур их реализации, которые находятся в определенной логической взаимосвязи, образуя плановый цикл.

Процесс планирования включает в себя ряд последователь­ных этапов: постановку задачи планирования, разработку плано­вых решений и реализацию плановых установок. Виды планирования представлены в табл. 1.1.

Таблица 1.1

Классификация видов планирования

Признаки классификации Виды планирования
Период планирования Долгосрочное (6 лет и более).
  Среднесрочное (3-5 лет).
  Краткосрочное (1-2 года)
Уровень планирования Организация в целом.
  Подраздение.
  Проект.
  Отдельные исполнители
Предмет планирования НИОКР.
  Производство.
  Сбыт.
  Снабжение.
  Труд.
  Финансы.
  Прочие
Содержание планирования Продуктовое.
  Ресурсное.
  Объемное
Цели планирования Стратегические.
  Оперативные

Каждый вид планирования отличается составом решаемых задач, используемой информацией, планируемыми параметрами и степенью их детализации, методами выполнения плановых рас­четов. Так, стратегическое планирование заключается в опреде­лении миссии организации или системы в целом на каждой ста­дии ее жизненного цикла, формировании системы целей и стра­тегий поведения. Стратегическое планирование, как правило, ориентируется на длительный период, но в переходную эпоху плановый горизонт может быть существенно сокращен. Опера­тивное планирование заключается в поиске и согласовании наи­более эффективных путей и средств реализации принятой страте­гии развития системы.

Основными видами планирования муниципального хозяйства служат прогнозы, планы, программы, проекты и другие документы и разработки.

Прогнозы определяют возможные пути развития системы.

Собственно планы содержат цели, задачи, направления и мероприятия развития муниципального хозяйства.

Программы имеют большую целевую направленность и обеспечивают увязку всех мероприятий и обеспечивающих под­систем на достижение поставлен-ных целей и решение сформулированных задач.

Проекты представляют собой проработку конкретной соцально-экономичес-кой или хозяйственной задачи и являются, по существу, одним из важных элементов муниципального планирования.

Важнейшим нормативно-правовым документом, определяющим основы социально-экономического планирования является принятый в 1995 г. Федеральный закон «О государственном про­гнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации», в соответствии с которым формируется система планирования и прогнозирования на всех уровнях управ­ления. Данным Законом предусматривается разработка долгосрочных прогнозов, стратегической концепции социально-экономического развития на перспективный период, программы соци­ально-экономического развития и ежегодных прогнозов развития экономики страны. В Законе содержатся четкие положения о не­обходимости проведения предплановых исследований, форми-ровании концепций и программ развития территорий, налажи­вания систем социально-экономического мониторинга. На уровне субъектов Российской Федерации и отдельных муниципальных образований принимаются соответствующие нормативные акты, уточняющие и конкретизирующие его положения.

Субъектом планового регулирования развития хозяйства яв­ляются государственные и муниципальные властные структуры. Объектом планирования служат все отрасли и сферы жизнедея­тельности, а также социально-экономические процессы.

Лекция на тему:

«Принципы и методы стратегического планирования»

Методология планирования представляет собой совокуп­ность подходов, видов, принципов, методов, факторов, показате­лей и других характеристик планового процесса.

Для повышения уровня и обоснованности планирования му­ниципального хозяйства плановые документы должны формиро­ваться на базе определенных научно-методических принципов. К их числу относятся следующие:

• Целенаправленность - предусматривает четкую целевую ориентацию формирования задач, приоритетов, направлений и мероприятий плана, исходя из базовых целей планового решения и всей процедуры планирования.

• Системность и комплексность - обеспечивают взаимо­связь всех элементов планирования и комплексный учет важней­ших факторов, оказывающих существенное влияние на процесс принятия плановых решений.

• Вариантность - определяет необходимость вариантного подхода при формировании возможных плановых решений по­ставленной задачи.

• Эффективность - наличие вариантов плановых решений предусматривает необходимость наличия процедуры выбора наилучшего варианта на основе установленных критериев эффек­тивности.

• Социальность - приоритетный учет социальных факторов принятия решений, что особенно важно в системах муниципаль­ного планирования, включая муниципальное хозяйство.

• Существенность и прочие принципы.

Важнейшими методами формирования плановых решений служат нормативный и балансовый, статистические, экономико-математические, имитационные, экспертные, аналитические, ме­тоды ранжирования и ряд других. Особую значимость среди них в системах планирования муниципального хозяйства имеют нор­мативный и балансовый.

Суть нормативного метода заключается в обосновании пла­новых решений на основе действующей системы норм и нормативов. Данный метод противостоит волюнтаризму в планировании, но может быть эффективен лишь при наличии действительно современных и научно обоснованных нормативных ориентиров. В современных условиях важно не только повышать уровень нормирования, но и переходить от ведомственных норм к общественно признанным стандартам, которые должны ориентировать плановые показатели на достижение целевых показателей. По существу, стандарты представляют собой важнейшие нормы, по­лучившие нормативно-правовой статус, и являются количественной оценкой целевых установок.

Вторым важнейшим методом планирования является балансовый, который обеспечивает плановую увязку потребностей с имеющимися (или привлекаемыми) ресурсами. Основной задачей при использовании данного метода является обоснование ресурсного обеспечения потребного объема плановых показателей, оп­ределенного с помощью нормативного метода.

Формирование плановых решений невозможно без наличия системы плановых показателей. Различают различные виды пока­зателей, используемых для оценки плановых параметров.

Под показателем понимается количественно-качественная характеристика социально-экономических процессов и явлений. Используемая в планировании система показателей должна отве­чать определенным условиям:

• единство и обязательность для данного уровня планиро­вания;

• способность агрегирования и дезагрегирования;

• измеряемость;

• комплексность и конкретность;

• гибкость, адаптивность.

В зависимости от связи с объектами планирования и содер­жанием меры показатели могут быть классифицированы по ряду признаков (табл. 1.1).

Таблица 1.1

Классификация плановых показателей

Признак классификации Виды показателей
Отношение к конечному результату планирования Конечные; промежуточные
Характер единиц измерения Натуральные; стоимостные
Содержание показателей Количественные; качественные
Характер измеряемых параметров Объемные; сетевые
Отношение к измеряемым показателям Абсолютные; относительные
Степень директивности Утверждаемые; расчетные; информационные

Лекция на тему:

«Организация стратегического планирования»

Необходимым условием эффективности системы планового регулирования социально-экономических процессов является ор­ганизация планового процесса. Система органов планового регулирования экономики России состоит из законодательных и исполнительных органов и соответствующих структур.

Законодательные органы власти России, представленные Государственной Думой и Советом Федерации Федерального Собрания обеспечивают правовую базу государственного планирования в различных формах, рассматривают и утверждают государственный бюджет - основу плановой системы страны.

Исполнительные органы власти - Правительство РФ, министерства и ведомства, соответствующие структуры осуществляют всю работу по плановому регулированию развития экономики. Ответственность за разработку прогнозов, планов и программ несет, прежде всего, Министерство экономики, которое непосред­ственно разрабатывает прогнозы, планы и программы, а также координирует плановую деятельность других министерств и ве­домств страны - министерств финансов, науки и технологий, природных ресурсов, сельского хозяйства и продовольствия, топ­лива и энергетики, труда и социального развития и других. Сис­тема органов планирования и прогнозирования в России приве­дена на рис. 1.1.

В соответствии с Законом «О государственном планирова­нии и прогнозировании» Концепция социально-экономического развития разрабатывается на среднесрочную перспективу и должна содержаться в первом послании Президента Федерально­му Собранию. В Концепции отражаются цели и приоритеты раз­вития, направления реализации целевых установок и решения по­ставленных задач.

На основе Концепции разрабатывается Программа социально-экономического развития страны по широкому кругу показателей. Ежегодно составляются прогнозы социально-экономичес­кого развития страны. Уровни планирования и прогнозирования показаны на рис. 1.2.


Рис. 1.1 Система органов планирования и прогнозирования в России

Уровни планирования Прогнозы Планы
Долгосрочный (8-10 лет)  
Среднесрочный (4-6 лет)  
Краткосрочный (1-2 года)  

Рис.1.2 Основные уровни планирования и прогнозирования

Лекция на тему:

«Стратегические планы и программы социально-экономического развития»

Одним из важнейших плановых документов в современных условиях переходной экономики является программа социально-экономического развития страны, региона, территории, сферы деятельности, отрасли.

Типовая структура социально-экономической программы состоит из ряда основных и обеспечивающих блоков. К основным относятся такие блоки, как целевой, управленческий, хозяйственный, а к обеспечивающим - организационный, информационный, финансовый и другие.

Целевой блок управления содержит целевые показатели, приоритеты и ориентиры программы. Его разработка является обязательным условием формирования и реализации программы.

Управленческий блок включает в себя основные управленче­ские процедуры формирования, рассмотрения, одобрения и реа­лизации программы.

Хозяйственный блок содержит основные показатели хозяй­ственной деятельности, определяющей содержательную сторону данной программы.

Обеспечивающие блоки также выполняют соответствующие задачи при формировании и реализации программы. Так, финан­совый блок является основным, определяющим возможность практической реализации намечаемых мероприятий. Основу фи­нансового блока составляет баланс финансовых ресурсов, опре­деляющий источники финансирования и направления финансо­вых ресурсов.

Организационный блок содержит важнейшие организацион­ные процедуры разработки и реализации программных материалов.

Информационный блок обеспечивает разработчиков програм­мы необходимой, полной и качественной информацией (рис. 1.1).

 
 


Рис. 1.1 Типовая структура социально-экономической программы

Основными принципами и условиями формирования про­граммы служат:

· социальная направленность целевых ориентиров и обес­печивающих мероприятий программы;

· преемственность курса социально-экономического разви­тия территории, так как чрезмерно резкие изменения иметь многочисленные отрицательные последствия, но это вовсе не оз­начает доктринерства при ее разработке и реализации;

· управляемость процессом разработки и реализации про­граммы, что обеспечивается созданием специальных организационных структур программирования;

· гласность и открытость хода и результатов работ по фор­мированию программы, с участием специалистов, ученых и прак­тиков, представителей общественности;

· профессионализм разработчиков и научная обоснованность результатов, что обеспечивается созданием методической и информационной базы, участием в разработке структур администрации, независимых экспертов.

Процесс формирования комплексной программы социально-экономического развития представляет собой совокупность сле­дующих этапов:

· организационно-подготовительная работа;

· формирование и анализ информационной базы;

· разработка проекта программы.

Согласование и утверждение программы.

Важным вопросом является обоснование программы, которая зависит от многих факторов. Однако в самом общем виде структура программы содержит следующие разделы:

1 Сводный.

2 Повышение качества жизни населения.

3 Основные направления развития и реформирования эко­номики.

4 Развитие системы управления.

Раздел программы «Основные направления развития и реформирования экономики» предусматривает комплекс мероприятий по реструктуризации экономической сферы. «Развитие системы местного самоуправления» концентрирует и обобщает материалы по формированию и совершенствованию, централизованных и нецентрализованных начал в системе местного самоуправления, включая привлечение трудящихся к решение мест­ных вопросов.

Сводный раздел предназначен для представления в сжатом виде ее основных характеристик. Он формируется на основе обобщения материалов проблемных разделов программы. Кроме того, при его разработке используются данные концепции соци­ально-экономического развития территории, содержащие оценку реальной ситуации, характеристику ключевых проблем и страте­гических ориентиров развития, а также другие имеющиеся про­гнозно-аналитические материалы.

Структурно-сводный раздел включает в себя следующие подразделы:

· стартовые условия и оценка исходной социально-экономической ситуации;

· стратегические цели, приоритеты и направления новой социальной и экономической политики;

· важнейшие задания и мероприятия программы;

· основные положения механизма реализации программы.

В подразделе «Стартовые условия и оценка исходной соци­ально-экономической ситуации» характеризуется роль и место муниципального образования в социально-экономическом разви­тии региона и страны в целом, производится комплексная оценка качества жизни населения, выявляются основные проблемы со­циально-экономического потенциала территории и эффективно­сти его использования.

В подразделе «Стратегические цели, приоритеты и направле­ния новой социальной и экономической политики» формируются цели развития, стратегия их достижения в сфере социальных отно­шений, экологии, экономики, основные условия развития, приори­тетные направления социальной и экономической политики.

Подраздел «Важнейшие задания и мероприятия программы» структурно включает в себя две части. Одна из них представляет собой свод заданий федеральных, межтерриториальных, област­ной программ, в выполнении которых участвуют предприятия и организации муниципального образования. Другая включает в себя характеристику наиболее важных программных мероприятий, реализация которых носит первоочередной характер.

Основой подраздела «Основные положения механизма реа­лизации программы» является сводный территориальный баланс финансовых ресурсов, который обобщает материалы по финансовому обеспечению программы. При этом утвержденная програм­ма может финансироваться за счет средств муниципального, ре­гионального и федерального бюджетов, а также внебюджетныхисточников. К внебюджетным источникам относятся взносы уча­стников реализации мероприятий программы, целевые исчисления от прибыли предприятий, заинтересованных в осуществлении программы, кредиты банков, средства фондов и общественных организаций, отечественных и иностранных инвесторов, другие поступления.

Для своевременного выделения средств из муниципального бюджета целесообразно внести процедуру подачи бюджетных заявок. Получение финансирования из средств регионального бюджета в порядке, постановленном субъектом Федерации.

Механизм реализации программы также предусматривает меры организационного, информационного, кадрового и право­вого обеспечения.

В организационном плане заказчиком комплексной про­граммы социально-экономического развития муниципального образования в целом выступает исполнительный орган местного самоуправления в лице его «Экономического блока», т.е. структурного звена, ответственного за вопросы экономики и финансов. При необходимости заказчиками крупных разделов программы могут быть определены соответствующие специализированные структурные подразделения муниципального органа.

Наиболее приемлемой формой организации выполнения за­даний программы, финансирование которых предусмотрено из муниципального бюджета, является «муниципальный заказ», раз­мещение которого производится на конкурсной основе.

В качестве информационного обеспечения и инструмента контроля реализации программы целесообразно рассматривать систему территориального социально-экономического монито­ринга, которая может иметь «программный срез».

Кадровое обеспечение реализации программы может вклю­чать в себя меры по повышению квалификации муниципальных служащих и других потенциальных участников реализации про­граммы.

Правовое обеспечение предусматривает подготовка и ут­верждение документов, регламентирующих процесс реализации программы, в том числе: «Порядок подготовки и рассмотрение бюджетных заявок», «Положение о контроле реализации про­граммы» и т. д.

Необходимо отметить, что формирование сводного раздела программы является не арифметическим сводом материалов про­блемных разделов, а весьма ответственным этапом программных работ, в рамках которого осуществляются разного рода увязки, уточнения и корректировки. Поэтому работы по формированию сводного раздела должны быть организационно обеспечены. Ре­комендуется в составе местной администрации создать отдель­ную рабочую группу, ответственную за формирование сводного раздела программы.

В завершенном виде программа комплексного социально-экономического развития представляется на утверждение в му­ниципалитет.

Большая часть проблемных разделов программы связана с решением вопросов качества жизни, в том числе жизнеобеспече­ния населения продукцией и услугами муниципального хозяйст­ва. Этот многоотраслевой комплекс является ключевым объектом муниципального планирования, о чем подробнее пойдет речь в последующих темах учебного пособия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: