Литература
Контрольные вопросы
Ключевые слова
Оценка и корректировка решений.
Экспертиза качества управленческого решения проводится на разных стадиях.
1. Решение анализируется в стадии разработки, в процессе отбора возможных вариантов и выбора окончательного решения с использованием таких критериев, как:
· оптимальность (не учитывает риски, к которым может привести ограниченность ресурсов);
· экономическая эффективность;
· плановая экономическая эффективность.
2. На стадии принятия решения на основе экономической эффективности с учетом социально-психологических факторов, критерия оптимальности и вероятности его реализации выбирается окончательный вариант управленческого решения;
3. На стадии реализации решения осуществляются его контроль и корректировка на всех этапах, определяются дальнейшие направления развития учреждения здравоохранения и ликвидируются препятствия на пути достижению к ее целей.
Основные направления, ориентированные на повышение качества управленческого решения:
|
|
· экономические, связанные с реализацией экономических интересов;
· социально-психологические, направленные на повышение профессионализма работников и развитие у них чувства ответственности;
· организационные, повышающие эффективность применения средств производства.
· решение
· критерии оптимизации
· прогноз
· программа
· сценарий развития
· нормативно-правовая база
· операция
· иерархия целей
· модель
· методы прогнозирования и программирования
1. Почему в процессе рвзработки управленческого решения необходимо уяснение проблемы?
2. Охарактеризуйте основные критерии и показатели эффективного управленческого оешения.
3. Типология управленческих решений.
4. Как оценивается эффективность управленческого решения?
5. В чем состоит процедура разработки управленческого решения?
6. Какие методы прогнозирования применяются на практике и что составляет их сущность?
1. Федеральный закон о Государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации. Собрание Законодательства Российской Федерации №30 от 24 июля 1995 г.
2. Вайсман А. Стратегия маркетинга: 10 шагов к успеху. – М., АО «Интерэксперт», Экономика, 1995, СС.135-142.
3. Карлофф Б. Деловая стратегия: концепция, содержание, символы. – М., 1991, СС.176-224.
4. Кинг У. Стратегическое планирование и хозяйственная политика.
5. Экономическое планирование: вопросы совместимости. – М., Известия СО РАН. Сер.Регион: экономика и социология, 1992, №2.
6.Литвак Б.Г. Разработка управленческого решения: Учебник. 2-е изд. – М.: ДЕЛО, 2005.
|
|
7.Смирнов Э.А. Разработка управленческих решений: Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.
8.Фатхундинов Р.А. Организация производства: Учебник. 2-е изд. – М.: ИНФРА-М, 2005.
9.Фатхутдинов Р.А. Управленческие решения: Учебник. 6-е изд. – М.: ИНФРА-М., 2008.
10.Фатхутдинов Р.А. Управление конкурентоспособностью организации: Учебник. 2-е изд. – М.: Эксмо, 2005.
11.Антикризисное управление: Учебник / Под ред. Э.М.Короткова.- М.: ИНФРА-М, 2000.
12.Ивлев Ю.В. Логика: Учебник для вузов. - М.: Логос, 2000.
13.Курс экономики: Учебник / Под ред. Б.А.Райзберга. - М.: ИНФРА-М, 2000.
Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента / Пер. с англ. - М.: ДЕЛО, 2000.
14.Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов: (Вторая редакция) / Минэкономики РФ, Минфин РФ, Госстрой России, № ВК 477 от 21 июня 1999 г.; рук. авт. колл.: Косов В.В., Лившиц В.Н., Шахназаров В.Г. - М.: Экономика, 2000.
15.Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность организации в условиях кризиса: экономика, маркетинг, менеджмент. - М.: Маркетинг,2002.
16.Фатхундинов Р.А. Инновационный менеджмент: Учебник. 5-е изд. – М.., СПб.: Питер, 2005.
17.Федюкин В.К., Дурнев В.Д., Лебедев В.Г. Методы оценки и управления качеством промышленной продукции: Учебник. – М.: Филинъ, Рилант, 2000.
Фёдорова Н.Н. Организационная структура управления предприятием. – М.: Велби, 2003.
Раздел 1: «Методические основы стратегического планирования»
План лекций 1 раздела:
1. Стратегическое планирование в системе государственного и муниципального управления.
2. Принципы и методы стратегического планирования.
3. Организация стратегического планирования.
4. Стратегические планы и программы социально-экономического развития.
Лекция на тему:
«Стратегическое планирование в системе государственного и муниципального управления»
В системе управления социально-экономическими процессами особую значимость имеет функция планирования. Разрабатываемые планы и программы развития страны и территорий являются важнейшими инструментами управленческой деятельности на всех ее уровнях. Планирование представляет собой деятельность по определению целей и задач управленческого процесса и разработку мер по их достижению. Важность и актуальность данной функции определяется следующими обстоятельствами:
во-первых, именно с планирования начинается управленческий процесс;
во-вторых, от содержания плановой работы во многом зависит качество управленческих решений и их результативность;
в-третьих, плановые решения обеспечивают взаимосвязь всех функций управленческого процесса, так как управление фактически и сводится к разработке и реализации плановых решений.
Все это свидетельствует о целесообразности рассмотрения планирования как важнейшего звена в системе управления.
При формировании рыночной экономики централизованное плановое начало является объективной необходимостью для определения приоритетов развития и решения межотраслевых и территориальных проблем, что требует адекватных методов и форм планирования на всех уровнях управления. Это означает, что централизованное начало призвано обеспечить баланс интересов государства, территорий и экономических субъектов, который не может быть достигнут без использования данной управленческой функции. Именно поэтому централизм следует рассматривать как инструмент эффективного решения целого ряда специфических проблем развития, дополняющий рыночные механизмы хозяйствования.
Планирование - один из важнейших процессов принятия управленческих решений и состоит из отдельных этапов и процедур их реализации, которые находятся в определенной логической взаимосвязи, образуя плановый цикл.
Процесс планирования включает в себя ряд последовательных этапов: постановку задачи планирования, разработку плановых решений и реализацию плановых установок. Виды планирования представлены в табл. 1.1.
|
|
Таблица 1.1
Классификация видов планирования
Признаки классификации | Виды планирования |
Период планирования | Долгосрочное (6 лет и более). |
Среднесрочное (3-5 лет). | |
Краткосрочное (1-2 года) | |
Уровень планирования | Организация в целом. |
Подраздение. | |
Проект. | |
Отдельные исполнители | |
Предмет планирования | НИОКР. |
Производство. | |
Сбыт. | |
Снабжение. | |
Труд. | |
Финансы. | |
Прочие | |
Содержание планирования | Продуктовое. |
Ресурсное. | |
Объемное | |
Цели планирования | Стратегические. |
Оперативные |
Каждый вид планирования отличается составом решаемых задач, используемой информацией, планируемыми параметрами и степенью их детализации, методами выполнения плановых расчетов. Так, стратегическое планирование заключается в определении миссии организации или системы в целом на каждой стадии ее жизненного цикла, формировании системы целей и стратегий поведения. Стратегическое планирование, как правило, ориентируется на длительный период, но в переходную эпоху плановый горизонт может быть существенно сокращен. Оперативное планирование заключается в поиске и согласовании наиболее эффективных путей и средств реализации принятой стратегии развития системы.
Основными видами планирования муниципального хозяйства служат прогнозы, планы, программы, проекты и другие документы и разработки.
Прогнозы определяют возможные пути развития системы.
Собственно планы содержат цели, задачи, направления и мероприятия развития муниципального хозяйства.
Программы имеют большую целевую направленность и обеспечивают увязку всех мероприятий и обеспечивающих подсистем на достижение поставлен-ных целей и решение сформулированных задач.
Проекты представляют собой проработку конкретной соцально-экономичес-кой или хозяйственной задачи и являются, по существу, одним из важных элементов муниципального планирования.
|
|
Важнейшим нормативно-правовым документом, определяющим основы социально-экономического планирования является принятый в 1995 г. Федеральный закон «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации», в соответствии с которым формируется система планирования и прогнозирования на всех уровнях управления. Данным Законом предусматривается разработка долгосрочных прогнозов, стратегической концепции социально-экономического развития на перспективный период, программы социально-экономического развития и ежегодных прогнозов развития экономики страны. В Законе содержатся четкие положения о необходимости проведения предплановых исследований, форми-ровании концепций и программ развития территорий, налаживания систем социально-экономического мониторинга. На уровне субъектов Российской Федерации и отдельных муниципальных образований принимаются соответствующие нормативные акты, уточняющие и конкретизирующие его положения.
Субъектом планового регулирования развития хозяйства являются государственные и муниципальные властные структуры. Объектом планирования служат все отрасли и сферы жизнедеятельности, а также социально-экономические процессы.
Лекция на тему:
«Принципы и методы стратегического планирования»
Методология планирования представляет собой совокупность подходов, видов, принципов, методов, факторов, показателей и других характеристик планового процесса.
Для повышения уровня и обоснованности планирования муниципального хозяйства плановые документы должны формироваться на базе определенных научно-методических принципов. К их числу относятся следующие:
• Целенаправленность - предусматривает четкую целевую ориентацию формирования задач, приоритетов, направлений и мероприятий плана, исходя из базовых целей планового решения и всей процедуры планирования.
• Системность и комплексность - обеспечивают взаимосвязь всех элементов планирования и комплексный учет важнейших факторов, оказывающих существенное влияние на процесс принятия плановых решений.
• Вариантность - определяет необходимость вариантного подхода при формировании возможных плановых решений поставленной задачи.
• Эффективность - наличие вариантов плановых решений предусматривает необходимость наличия процедуры выбора наилучшего варианта на основе установленных критериев эффективности.
• Социальность - приоритетный учет социальных факторов принятия решений, что особенно важно в системах муниципального планирования, включая муниципальное хозяйство.
• Существенность и прочие принципы.
Важнейшими методами формирования плановых решений служат нормативный и балансовый, статистические, экономико-математические, имитационные, экспертные, аналитические, методы ранжирования и ряд других. Особую значимость среди них в системах планирования муниципального хозяйства имеют нормативный и балансовый.
Суть нормативного метода заключается в обосновании плановых решений на основе действующей системы норм и нормативов. Данный метод противостоит волюнтаризму в планировании, но может быть эффективен лишь при наличии действительно современных и научно обоснованных нормативных ориентиров. В современных условиях важно не только повышать уровень нормирования, но и переходить от ведомственных норм к общественно признанным стандартам, которые должны ориентировать плановые показатели на достижение целевых показателей. По существу, стандарты представляют собой важнейшие нормы, получившие нормативно-правовой статус, и являются количественной оценкой целевых установок.
Вторым важнейшим методом планирования является балансовый, который обеспечивает плановую увязку потребностей с имеющимися (или привлекаемыми) ресурсами. Основной задачей при использовании данного метода является обоснование ресурсного обеспечения потребного объема плановых показателей, определенного с помощью нормативного метода.
Формирование плановых решений невозможно без наличия системы плановых показателей. Различают различные виды показателей, используемых для оценки плановых параметров.
Под показателем понимается количественно-качественная характеристика социально-экономических процессов и явлений. Используемая в планировании система показателей должна отвечать определенным условиям:
• единство и обязательность для данного уровня планирования;
• способность агрегирования и дезагрегирования;
• измеряемость;
• комплексность и конкретность;
• гибкость, адаптивность.
В зависимости от связи с объектами планирования и содержанием меры показатели могут быть классифицированы по ряду признаков (табл. 1.1).
Таблица 1.1
Классификация плановых показателей
Признак классификации | Виды показателей |
Отношение к конечному результату планирования | Конечные; промежуточные |
Характер единиц измерения | Натуральные; стоимостные |
Содержание показателей | Количественные; качественные |
Характер измеряемых параметров | Объемные; сетевые |
Отношение к измеряемым показателям | Абсолютные; относительные |
Степень директивности | Утверждаемые; расчетные; информационные |
Лекция на тему:
«Организация стратегического планирования»
Необходимым условием эффективности системы планового регулирования социально-экономических процессов является организация планового процесса. Система органов планового регулирования экономики России состоит из законодательных и исполнительных органов и соответствующих структур.
Законодательные органы власти России, представленные Государственной Думой и Советом Федерации Федерального Собрания обеспечивают правовую базу государственного планирования в различных формах, рассматривают и утверждают государственный бюджет - основу плановой системы страны.
Исполнительные органы власти - Правительство РФ, министерства и ведомства, соответствующие структуры осуществляют всю работу по плановому регулированию развития экономики. Ответственность за разработку прогнозов, планов и программ несет, прежде всего, Министерство экономики, которое непосредственно разрабатывает прогнозы, планы и программы, а также координирует плановую деятельность других министерств и ведомств страны - министерств финансов, науки и технологий, природных ресурсов, сельского хозяйства и продовольствия, топлива и энергетики, труда и социального развития и других. Система органов планирования и прогнозирования в России приведена на рис. 1.1.
В соответствии с Законом «О государственном планировании и прогнозировании» Концепция социально-экономического развития разрабатывается на среднесрочную перспективу и должна содержаться в первом послании Президента Федеральному Собранию. В Концепции отражаются цели и приоритеты развития, направления реализации целевых установок и решения поставленных задач.
На основе Концепции разрабатывается Программа социально-экономического развития страны по широкому кругу показателей. Ежегодно составляются прогнозы социально-экономического развития страны. Уровни планирования и прогнозирования показаны на рис. 1.2.
Рис. 1.1 Система органов планирования и прогнозирования в России
Уровни планирования | Прогнозы | Планы |
Долгосрочный (8-10 лет) | ||
Среднесрочный (4-6 лет) | ||
Краткосрочный (1-2 года) |
Рис.1.2 Основные уровни планирования и прогнозирования
Лекция на тему:
«Стратегические планы и программы социально-экономического развития»
Одним из важнейших плановых документов в современных условиях переходной экономики является программа социально-экономического развития страны, региона, территории, сферы деятельности, отрасли.
Типовая структура социально-экономической программы состоит из ряда основных и обеспечивающих блоков. К основным относятся такие блоки, как целевой, управленческий, хозяйственный, а к обеспечивающим - организационный, информационный, финансовый и другие.
Целевой блок управления содержит целевые показатели, приоритеты и ориентиры программы. Его разработка является обязательным условием формирования и реализации программы.
Управленческий блок включает в себя основные управленческие процедуры формирования, рассмотрения, одобрения и реализации программы.
Хозяйственный блок содержит основные показатели хозяйственной деятельности, определяющей содержательную сторону данной программы.
Обеспечивающие блоки также выполняют соответствующие задачи при формировании и реализации программы. Так, финансовый блок является основным, определяющим возможность практической реализации намечаемых мероприятий. Основу финансового блока составляет баланс финансовых ресурсов, определяющий источники финансирования и направления финансовых ресурсов.
Организационный блок содержит важнейшие организационные процедуры разработки и реализации программных материалов.
Информационный блок обеспечивает разработчиков программы необходимой, полной и качественной информацией (рис. 1.1).
Рис. 1.1 Типовая структура социально-экономической программы
Основными принципами и условиями формирования программы служат:
· социальная направленность целевых ориентиров и обеспечивающих мероприятий программы;
· преемственность курса социально-экономического развития территории, так как чрезмерно резкие изменения иметь многочисленные отрицательные последствия, но это вовсе не означает доктринерства при ее разработке и реализации;
· управляемость процессом разработки и реализации программы, что обеспечивается созданием специальных организационных структур программирования;
· гласность и открытость хода и результатов работ по формированию программы, с участием специалистов, ученых и практиков, представителей общественности;
· профессионализм разработчиков и научная обоснованность результатов, что обеспечивается созданием методической и информационной базы, участием в разработке структур администрации, независимых экспертов.
Процесс формирования комплексной программы социально-экономического развития представляет собой совокупность следующих этапов:
· организационно-подготовительная работа;
· формирование и анализ информационной базы;
· разработка проекта программы.
Согласование и утверждение программы.
Важным вопросом является обоснование программы, которая зависит от многих факторов. Однако в самом общем виде структура программы содержит следующие разделы:
1 Сводный.
2 Повышение качества жизни населения.
3 Основные направления развития и реформирования экономики.
4 Развитие системы управления.
Раздел программы «Основные направления развития и реформирования экономики» предусматривает комплекс мероприятий по реструктуризации экономической сферы. «Развитие системы местного самоуправления» концентрирует и обобщает материалы по формированию и совершенствованию, централизованных и нецентрализованных начал в системе местного самоуправления, включая привлечение трудящихся к решение местных вопросов.
Сводный раздел предназначен для представления в сжатом виде ее основных характеристик. Он формируется на основе обобщения материалов проблемных разделов программы. Кроме того, при его разработке используются данные концепции социально-экономического развития территории, содержащие оценку реальной ситуации, характеристику ключевых проблем и стратегических ориентиров развития, а также другие имеющиеся прогнозно-аналитические материалы.
Структурно-сводный раздел включает в себя следующие подразделы:
· стартовые условия и оценка исходной социально-экономической ситуации;
· стратегические цели, приоритеты и направления новой социальной и экономической политики;
· важнейшие задания и мероприятия программы;
· основные положения механизма реализации программы.
В подразделе «Стартовые условия и оценка исходной социально-экономической ситуации» характеризуется роль и место муниципального образования в социально-экономическом развитии региона и страны в целом, производится комплексная оценка качества жизни населения, выявляются основные проблемы социально-экономического потенциала территории и эффективности его использования.
В подразделе «Стратегические цели, приоритеты и направления новой социальной и экономической политики» формируются цели развития, стратегия их достижения в сфере социальных отношений, экологии, экономики, основные условия развития, приоритетные направления социальной и экономической политики.
Подраздел «Важнейшие задания и мероприятия программы» структурно включает в себя две части. Одна из них представляет собой свод заданий федеральных, межтерриториальных, областной программ, в выполнении которых участвуют предприятия и организации муниципального образования. Другая включает в себя характеристику наиболее важных программных мероприятий, реализация которых носит первоочередной характер.
Основой подраздела «Основные положения механизма реализации программы» является сводный территориальный баланс финансовых ресурсов, который обобщает материалы по финансовому обеспечению программы. При этом утвержденная программа может финансироваться за счет средств муниципального, регионального и федерального бюджетов, а также внебюджетныхисточников. К внебюджетным источникам относятся взносы участников реализации мероприятий программы, целевые исчисления от прибыли предприятий, заинтересованных в осуществлении программы, кредиты банков, средства фондов и общественных организаций, отечественных и иностранных инвесторов, другие поступления.
Для своевременного выделения средств из муниципального бюджета целесообразно внести процедуру подачи бюджетных заявок. Получение финансирования из средств регионального бюджета в порядке, постановленном субъектом Федерации.
Механизм реализации программы также предусматривает меры организационного, информационного, кадрового и правового обеспечения.
В организационном плане заказчиком комплексной программы социально-экономического развития муниципального образования в целом выступает исполнительный орган местного самоуправления в лице его «Экономического блока», т.е. структурного звена, ответственного за вопросы экономики и финансов. При необходимости заказчиками крупных разделов программы могут быть определены соответствующие специализированные структурные подразделения муниципального органа.
Наиболее приемлемой формой организации выполнения заданий программы, финансирование которых предусмотрено из муниципального бюджета, является «муниципальный заказ», размещение которого производится на конкурсной основе.
В качестве информационного обеспечения и инструмента контроля реализации программы целесообразно рассматривать систему территориального социально-экономического мониторинга, которая может иметь «программный срез».
Кадровое обеспечение реализации программы может включать в себя меры по повышению квалификации муниципальных служащих и других потенциальных участников реализации программы.
Правовое обеспечение предусматривает подготовка и утверждение документов, регламентирующих процесс реализации программы, в том числе: «Порядок подготовки и рассмотрение бюджетных заявок», «Положение о контроле реализации программы» и т. д.
Необходимо отметить, что формирование сводного раздела программы является не арифметическим сводом материалов проблемных разделов, а весьма ответственным этапом программных работ, в рамках которого осуществляются разного рода увязки, уточнения и корректировки. Поэтому работы по формированию сводного раздела должны быть организационно обеспечены. Рекомендуется в составе местной администрации создать отдельную рабочую группу, ответственную за формирование сводного раздела программы.
В завершенном виде программа комплексного социально-экономического развития представляется на утверждение в муниципалитет.
Большая часть проблемных разделов программы связана с решением вопросов качества жизни, в том числе жизнеобеспечения населения продукцией и услугами муниципального хозяйства. Этот многоотраслевой комплекс является ключевым объектом муниципального планирования, о чем подробнее пойдет речь в последующих темах учебного пособия.