Тема 4. Информационные аспекты систематизации законодательства

Пункт 1. Документ и правовой акт. Основные типы правовых актов, включаемых в СПС.

Решения, правовые установления конкретного человека, особенно когда он является должностным лицом, должны быть зафиксированы независимым для него образом и сохранены в неизменном виде. Этой цели и служит документ, выступающий объективной поддержкой в отношениях между людьми.

Документ - это информация на материальном носителе с реквизитами, позволяющими его однозначно идентифицировать.

Для темы права наиболее важным видом документов является письменный документ на бумажном носителе. С появлением письменности и изобретением бумаги именно бумажный документ стал, и по сей день является, главным способом фиксации всех правовых установлений и управленческих решений.

Характеристики документа:

1) Информация, т.е. содержание документа. Все правовые документы являются письменными документами, т.е. написанными на языке, понятном другим людям. Информационное содержание - это главное, что есть в документе.
2) Материальный носитель, на котором сохранена информация. Материальный носитель выступает формой по отношению к содержанию документа. Он безразличен к содержанию документа. Несмотря на свою формальность, вторичность материальный носитель также имеет особое значение - он определяет технологические возможности для оперирования, хранения документа, передачи его содержания другим людям.

3) Реквизиты идентификации документа. Одним из главных реквизитов является подпись того лица, чье правовое установление содержится в документе. Это может быть подпись гражданина, например, на договоре, или подпись должностного лица на приказе. Именно подпись (а также некоторые дополнительные реквизиты, например, печать) делают документ документом.

Правовой акт - это документ:

1. устанавливающий или изменяющий правовые нормы (нормативный правовой акт);

2. устанавливающий или изменяющий права, обязанности или ответственность каких-либо конкретных лиц (индивидуальный правовой акт).

Форма правовых актов достаточно важна и устанавливается в ряде случаев законодательством РФ, а в ряде случаев закрепляется практикой.

В целях удобства чтения и единообразия понимания правовых актов юридической практикой закрепляются требования к структуре правовых актов, используемой нормативной терминологии и др. Правовой акт, составленный не по форме, может быть признан юридически недействующим.

Правовые акты принимаются (издаются) лицами, которые обладают соответствующей правомочностью (компетентностью). Правовой акт, изданный за пределами компетенции, будет признан незаконным. Особую важность имеют правовые акты, издаваемые органами государственной власти.

Основные типы правовых актов, включаемых в СПС:

1. международно-правовые акты – это международные договоры и акты международных организаций, содержащие нормы международного права;

2. нормативные правовые акты – это акты, устанавливающие, изменяющие или отменяющие правовые нормы;

3. разъяснения нормативных правовых актов;

4. организационно-распорядительные акты – относятся к индивидуальным правовым актам и содержат организационно-распорядительные предписания: о выполнении тех или иных действий, обязательных для исполнения конкретными лицами; об установлении, изменении, прекращении прав, обязанностей, ответственности конкретных лиц;

5. судебные акты (судебная практика) – издаются судебными органами и представляют собой судебные решения;

6. локальные нормативные акты – это, как правило, акты организаций, принимаемые по вопросам внутренней деятельности этих организаций, а также акты саморегулирующихся общественных организаций;

7. нормативно-технические акты – это акты, содержащие требования, правила, нормативы и другие нормы, установленные для определенных видов технической деятельности и определенных видов продукции.

При работе с ИПС пользователь обязательно столкнется с документами, которые хоть и изданы органами государственной власти, но не являются правовыми актами.

Например: информационные документы (сообщения, доклады, отчеты и тому подобное), управленческие документы (сопроводительные документы) и методические (рекомендательные) документы. Основной признак информационных и управленческих документов - отсутствие норм, распоряжений, указаний и положений, обязательных для выполнения кем-либо.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: