Стратегия ценообразования – это возможный уровень, направление, скорость и периодичность изменения цен в соответствии с рыночными целями фирмы.
Ценовые стратегии в маркетинге:
1. По уровню цен на новые товары:
- стратегия «снятия сливок» - кратковременное конъюнктурное завышение цен. Маркетинговая цель – максимизация прибыли.
Условия применения:
покупатели – привлеченные массированной многообещающей рекламой, сегмент целевого рынка, нечувствительный к цене, новаторы или снобы, желающие обладать новейшим или модным товаром;
товар – принципиально новый, не имеющий базы сравнения, либо товар повышенного спроса, неэластичного спроса, запатентованный товар, товар высокого и постоянно повышающегося (с целью оградить производство от конкурентов) качества, с коротким жизненным циклом;
фирма – известна и имеет имидж высокого качества или неизвестна и проводит интенсивную кампанию по стимулированию сбыта в момент запуска продукта; имеет конкурентов, способных повторить жизненный цикл товара, что затруднит возврат вложенных средств; производственный процесс не отработан и издержки могут превысить ожидаемый уровень при условии, что спрос с трудом поддается оценке и рискованно строить прогноз расширения рынка при снижении цен; фирма не располагает необходимыми оборотными средствами для широкомасштабного запуска нового товара, и продажа по высокой цене позволит их получить.
|
|
Преимущество стратегии – позволяет в короткий срок возместить маркетинговые
расходы и высвободить капитал, если рынок «принял» товар по высокой цене, перспективы товара хорошие: снижать цену легче, чем повышать.
Недостаток стратегии – высокая цена привлекает конкурентов, не давая времени фирме закрепиться на рынке.
- стратегия «цены проникновения» - значительное занижение цен на товар. Маркетинговая цель – захват массового рынка.
Условия применения:
покупатель – массовый с низким или средним доходом, чувствительный к цене, спрос по качеству малоэластичен;
товар – широкого потребления, узнаваемый, не имеющий заменителей (условия, обеспечивающие возможность дальнейшего повышения цен);
фирма – имеющая производственные мощности, способные удовлетворить повышенный (из-за низких цен) спрос, мощная фирма, имеющая опыт и возможность справиться с проблемой повышения цен.
Преимущество стратегии – снижает привлекательность рынка для конкурентов, давая тем самым предприятию преимущество во времени для закрепления на рынке.
Недостаток стратегии – проблема дальнейшего повышения цены при сохранении размеров захваченного рынка.
|
|
Разновидности: «цена вытеснения» – такая низкая цена, которая исключает появление конкурентов на рынке.
- стратегия «среднерыночных цен» - выпуск новых товаров по среднеотраслевой цене.
Маркетинговая цель – использование существующего положения.
Условия применения:
покупатель – сегмент целевого рынка со средним доходом, чувствительный к цене;
товар – широкого потребления, стандартизованный, с нормальным жизненным циклом;
фирма – имеет среднеотраслевые производственные мощности.
Преимущество стратегии – относительно спокойная конкурентная ситуация. Недостаток стратегии – трудная идентификация товара.
2. По степени изменения цены:
- стратегия «стабильных цен» неизменных при любом изменении рыночных обстоятельств.
Маркетинговая цель – использования существующего положения.
Условия применения:
покупатель – постоянный и солидный, несколько консервативный клиент, для которого важно постоянство цен;
товар – престижный, дорогостоящий;
фирма – работает в отрасли, в которой традиционно считаются «неприличными» частые и резкие скачки цен.
Преимущество стратегии – высокая относительная прибыль (с единицы товара). Недостаток стратегии – фирма должна иметь постоянный резерв для снижения издержек, по возможности сохраняя прежний уровень качества.
- стратегия «скользящей падающей цены» или «исчерпания» - ступенчатое снижение цен после насыщения первоначально выбранного сегмента.
Маркетинговая цель – расширение или захват рынка.
Условия применения:
покупатель – массовый со средним доходом, «подражатель»;
товар – особо модный или используемый лидерами общественного мнения;
фирма – имеет возможность увеличения объема производства и частого изменения в технологии.
Преимущество стратегии – фирма может добиваться периодического расширения
рынка сбыта за счет покупателей со все более низким уровнем дохода и соответствующего увеличения объема продаж.
- стратегия «роста проникающей цены» - повышение цен после реализации стратегии цены проникновения.
Маркетинговая цель – использование существующего положения, завоеванной доли рынка.
Условия применения:
покупатель – массовый, постоянный (приверженец марки);
товар – узнаваемый, отсутствуют заменители;
фирма – мощная, имеет опытных маркетологов.
Преимущество стратегии – нет.
Недостаток стратегии – трудности повышения цен после низкого уровня.
3. По отношению к конкурентам:
- стратегия «преимущественной цены» - достижение преимущества по отношению к конкурентам.
Маркетинговая цель – атаковать или защищаться от натиска конкурентов.
Условия применения:
покупатель – давно занятый другими фирмами рыночный сегмент;
товар – широкого потребления, имеет заменителей;
фирма – работает в условиях явной для потребителя конкуренции.
Преимущество стратегии – обязательный мониторинг конкурентного состояния.
Недостаток стратегии – зависимость от поведения конкурента.
Разновидности: цена выше, чем у конкурента (преимущество по качеству); цена ниже, чем у конкурента (преимущество по издержкам).
- стратегия «следования за конкурентом» основана на копировании поведения ценового лидера.
Маркетинговая цель – использование существующего положения.
Условия применения:
покупатель – массовый;
товар – имеет равноценный или более устойчивый субститут;
фирма – некрупная, в обозреваемом конкурентном пространстве имеет лидера
или основного конкурента, имеет возможность осуществлять мониторинг его ценовой политики.
Преимущество стратегии – недорогая по осуществлению линия поведения фирмы.
Недостаток стратегии – зависимость от поведения конкурента.
4. По принципу товарной и покупательской дифференциации:
|
|
- стратегия «дифференциации цен на взаимосвязанные товары» - использование широкого спектра цен на субституты, дополняющие и комплектующие товары.
Маркетинговая цель – поощрение покупателей к потреблению.
Условия применения:
покупатель – со средними или высокими доходами;
товар – взаимосвязанные товары массового потребления;
фирма – работающая с широким спектром товаров.
Преимущества стратегии – оптимизация продуктового портфеля.
Разновидности:
- высокая цена на самый ходовой товар (приманку, имиджевый товар) восполняет
увеличение затрат на разнообразие ассортимента и применение низких цен для дешевых или новых товаров;
- низкая цена на основной товар номенклатуры компенсируется завышением цен дополняющих товаров;
- выпуск нескольких версий товара для сегментов с разной эластичностью;
- связывание в набор дополняющих или независимых товаров по льготной цене ниже, чем цены продажи отдельных товаров.
- стратегия «ценовых линий» - использование резкой дифференциации цен на ассортиментные виды товара.
Маркетинговая цель – создать представление покупателей о принципиальном отличии в качестве с учетом порогов их ценовой чувствительности.
Условия применения:
покупатель – имеет высокую ценовую эластичность спроса;
товар – имеет ассортиментный набор и качество, сложное для однозначного определения потребителем;
фирма – имеет опытного маркетолога, возможность дорогостоящих исследований.
Преимущество стратегии – оптимизация продуктового портфеля.
Недостаток стратегии – сложно определить психологический барьер цен.
- стратегия «ценовой дискриминации» - продажа одного товара различным клиентам по разным ценам или предоставление ценовых льгот некоторым клиентам.
Маркетинговая цель – свободное или без дополнительных затрат перемещение товара с «дешевого» рынка на «дорогой».
Условия применения:
покупатель – постоянный клиент, легко идентифицируется, эластичность спроса у разных потребителей разная;
товар – уникальный, не имеющий равноценных заменителей;
|
|
фирма – реальный или мнимый (в представлении потребителей) монополист.
Преимущество стратегии – оптимизация спроса в реальных условиях.
Разновидности:
- льготы постоянным партнерам, франчайзинг (с целью внедрения в посреднические структуры);
- разные цены в зависимости от времени пользования, типа потребителя.