П Р Е Д И С Л О В И Е
Главной задачей инженера безотносительно к профилю конкретной специальности является умение сформулировать техническую проблему и предложить эффективный способ ее решения. Однако при этом следует учитывать, что мерой результативности любого инженерного решения является его полезность, которая с точки зрения рыночной экономики оценивается уровнем конкурентоспособности создаваемых машин, устройств, технологических процессов и т.п. Поэтому современный специалист в прикладных областях техники должен квалифицированно оценивать потребности рынка, ориентироваться в конъюнктуре спроса конкретных отраслей, производства уметь заинтересовать своими идеями и проектами реальных инвесторов.
Учебное пособие для студентов инженерных специальностей “Маркетинг”, не претендуя на абсолютную полноту и исключительность, знакомит читателей с теоретическими основами и богатым арсеналом практических средств и методов маркетинговой деятельности, основанных на обобщении отечественного и зарубежного опыта.
|
|
Как подтверждают практика развитых стран, достижения отечественных предприятий, умелая организация маркетинговой деятельности является одним из слагаемых рыночного успеха.
Вместе с тем маркетинг не является панацеей от всех бед и универсальным средством, безусловно гарантирующим высокие достижения предприятия, поскольку главный фактор современного производства - это высококвалифицированные специалисты, доброкачественно выполняющие свою работу.
В связи с этим главная задача настоящего пособия состоит в том, чтобы сориентировать технического специалиста в общей системе управления производством, базирующейся на маркетинговом подходе. Это в конечном итоге позволит повысить качество и практическую ценность инженерных решений.
Глава 1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О МАРКЕТИНГЕ
Понятие маркетинга, принципы и функции маркетинговой деятельности
Изучив содержание этого параграфа, вам необходимо:
1. Объяснить, чем обусловлено появление маркетинга как области научного знания.
2. Уметь объяснить, чем отличается “рынок продавца” от “рынка покупателя”.
3. Дать определение маркетинга.
4. Знать основные принципы маркетинга.
5. Иметь представление о функциях маркетинговой деятельности.
Термин “маркетинг” происходит от английского слова “market” (рынок) и означает буквально деятельность в сфере рынка, коммерческую работу.
В мировой практике маркетинг появился не сразу. В отличие от многих других теорий маркетинг родился не в кабинетах ученых и не является плодом гениального озарения. Накопление опыта и обобщение практики отношений между производителем и потребителем, между производством и рынком стали естественными источниками маркетинга. Отдельные его элементы: формы распространения товаров, методы установления цен, рекламная пропаганда – появились еще до новой эры, упоминания о них встречаются в самых первых письменных документах, а начиная с середины прошлого века, получили вполне осознанное применение основные принципы и методы маркетинга.
|
|
Можно сказать, что маркетинг является результатом многолетней эволюции взглядов промышленников на свою деятельность и рынок, а также следствием научно-технического прогресса, обусловившего, с одной стороны, колоссальное разнообразие товаров, а с другой - чрезвычайно высокие темпы их обновления. Например, по данным американских исследователей, промежуток времени между появлением на рынке новых электробытовых приборов, созданных до 1920 г., и достижением максимального уровня их производства в среднем составлял 34 года. Для приборов, которые появились на рынке между 1939 и 1959 гг., этот период сократился уже до восьми лет. В настоящее время в самых современных отраслях промышленности жизненный цикл изделий сократился до нескольких месяцев.
Так, ведущие японские фирмы предлагают на рынке новые виды микросхем (основу любой электронной аппаратуры) в среднем каждые три месяца.
Кроме того, развитие средств информационных технологий также повлияло на становление маркетинговой концепции, поскольку благодаря им появились возможности оперативно реагировать на изменения потребностей и колебания рыночной конъюнктуры.
Эволюцию подходов к организации коммерческой деятельности можно представить в виде следующей последовательности исторических периодов:
1. 1860 - 1930 - е годы - “товарная ориентация”.
2. 1930 - 1950 - е годы - “сбытовая ориентация”.
3. 1950 - 1960 - е годы - “рыночная ориентация”.
4. 1960 - е годы по настоящее время - “маркетинговое управление”.
Для первого этапа характерно стремление к улучшению качества товаров без серьезного учета пожеланий и запросов покупателей. К началу XX века, когда сформировалось крупномасштабное производство, резко обострилась конкуренция, залогом успеха товаропроизводителя являлась реализация более качественных и дешевых (по сравнению с конкурентами) товаров.
Однако дальнейшее развитие производительных сил (в первую очередь средств производства) привело к выравниванию материальных условий производства, а значит и качества производимых товаров, и как следствие - ожесточение конкурентной борьбы. Поэтому “сбытовая ориентация” в коммерческой деятельности выражается в увеличении количества продаж за счет рекламы и других методов воздействия на покупателя с целью заставить его совершить покупку. Значительную роль в этом сыграл экономический кризис 1929 - 1933 гг.
В целом первые два периода представляют собой ситуацию, именуемую в экономической теории моделью “рынка продавца”, для которого характерна следующая схема: сначала разрабатывается и производится товар, а затем идут активные поиски его потребителей и методов интенсивного сбыта. Причем, по мере насыщения рынка идет открытая борьба за “кошелек” потребителя. Одним из наиболее опасных проявлений рынка продавца становится в определенных условиях диктат производителя и сопутствующее ему сужение круга выбора для потребителя или вообще искусственно поддерживаемый дефицит.
Более того, рынок продавца становится в определенный момент главным тормозом для научно-технического прогресса, обновления производства и появления новых, более качественных товаров. Такое положение объясняется, с одной стороны, отсутствием стимулов к улучшению продукции производителями-монополистами, а с другой стороны - высокими рисками, а также затратами на рекламу новых изделий для прочих производителей.
|
|
Чтобы преодолеть создавшуюся тупиковую ситуацию, товаропроизводители пытаются “привязать” покупателя, постаравшись “подогнать” товар под имеющиеся на рынке ожидания. Поэтому для третьего периода характерно выделение пользующихся повышенным спросом высококачественных товаров и обеспечение максимума продаж именно этих товаров. С этого начинается становление новой модели рыночных отношений - “рынка покупателя”, ориентирующего на выпуск только тех товаров, которые согласен покупать потенциальный потребитель. Здесь меняется направление усилий товаропроизводителя: выявив с помощью исследований рынка те или иные неудовлетворенные потребности, он разрабатывает и начинает производить товары, которые способны удовлетворить запросы потребителей. Производство и сбыт в условиях рынка покупателя и составляют содержание периода “маркетинговое управление”.
Таким образом, главная задача маркетинга состоит в том, что всякий предприниматель или организация может достичь своих целей только на основе удовлетворения нужд и запросов потребителей.
Определения маркетинга, принадлежащие разным авторам и имеющие различную степень распространения, условно можно разделить на две группы: классические и современные. В классическом понимании маркетинг определяется как вид “предпринимательской деятельности, которая управляет продвижением товаров и услуг от производителя к потребителю или пользователю”, или “социальный процесс, посредством которого прогнозируется, расширяется и удовлетворяется спрос на товары и услуги посредством их разработки, продвижения и реализации” [8, c. 10].
В этих определениях мы встречаемся с традиционно ограниченной трактовкой понятия маркетинга как сбытовой деятельности, главным содержанием которой является физическое перемещение товаров и услуг.
Однако сбыт - всего лишь верхушка маркетингового айсберга. Это всего лишь одна из многих его функций, причем зачастую не самая важная. Как говорил П. Друккер: “Цель маркетинга - сделать усилия по сбыту ненужными. Его цель - так хорошо познать и понять клиента, что товар или услуга будут точно подходить последнему и продавать себя сами” [3,c.64-65].
|
|
Это вовсе не означает, что усилия по сбыту и его стимулированию теряют свое значение. Речь идет о том, что они становятся частью более масштабного понятия «комплекс маркетинга», т.е. набора маркетинговых средств, которые необходимо гармонично увязать друг с другом, чтобы добиться максимально эффективного воздействия на рынке. Вместе с тем задача маркетинга состоит не только в увеличении спроса, но и в целенаправленном воздействии, обеспечивающем его соответствие предложению. Кроме того, в приведенных выше определениях игнорируется то, что объектами маркетинговой деятельности могут выступать не только товары и услуги, но и организации (например религиозные), люди (политические кандидаты), отдельные территории (республика, область, город) и идеи (защита окружающей среды). Поэтому в группе современных определений понятие маркетинг имеет более широкое толкование.
Так, в 1985 году Американской ассоциацией маркетинга (АМА) официально признано следующее определение: «Маркетинг представляет собой процесс планирования и воплощения замысла, ценообразование, продвижение и реализацию идей, товаров и услуг посредством обмена, удовлетворяющего цели отдельных лиц и организаций» [4, c. 1].
Но в наиболее широком смысле и наиболее лаконичной форме определяет сущность маркетинга один из самых авторитетных специалистов в этой области Ф.Котлер: «Маркетинг - вид человеческой деятельности, направленной на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена» [5, c. 47].
Совокупность основополагающих правил, на которых базируется маркетинговая деятельность, представляет собой основные принципы маркетинга:
? приоритет потребителя;
? целевой подход;
? комплексный характер;
? открытость системы;
? высокий уровень адаптации.
Суть первого принципа заключается в том, что маркетинг воплощает в себе новую философию предпринимательства, в соответствии с которой конечные результаты коммерческой деятельности находятся в непосредственной зависимости от запросов и нужд потребителей. В связи с этим целесообразность и эффективность работы на рынке обусловлена в первую очередь умением верно оценить и даже предвосхитить потребности реальных и потенциальных покупателей, предлагая на наиболее выгодных для них условиях необходимые товары и услуги.
Целевой подход в осуществлении маркетинговой деятельности выражается в том, что общая ориентация на обеспечение потребительского спроса всякий раз конкретизируется в зависимости от характера потребителя, особенностей его поведения, основных тенденций изменения конъюнктуры рынка. В рамках такого подхода установление целей организации как перспективных, так и оперативных, осуществляется с учетом прогнозируемой ситуации на рынке и возможностей (технических, финансовых, информационных, трудовых) самой организации.
Комплексный характер маркетинговой деятельности, как отмечалось выше, состоит в том, что достижение целей организации возможно в случае полномасштабной проработки и реализации всех элементов комплекса маркетинга, среди которых нельзя однозначно установить приоритетность какого-либо одного или нескольких по отношению к другим.
Принцип открытости системы маркетинговой деятельности состоит в том, что ее результаты определяются не только формами и характером взаимодействия между конкретными товаропроизводителями и потребителями, но и в значительной степени зависит от их внешнего окружения. Объективные условия формирования спроса, с одной стороны, и возможностей предпринимателей по его удовлетворению, с другой стороны, заставляют последних постоянно отслеживать и учитывать в маркетинговой деятельности многообразные факторы окружающей среды: государственное регулирование, международные отношения и т.д.
Логическим продолжением вышеперечисленных принципов является высокий уровень адаптации маркетинговой деятельности к изменениям среды, желаниям потребителей, формам конкуренции. В этом и состоит суть маркетинга: не останавливаться на достигнутом, постоянно обновлять и подвергать сомнению направления и методы деятельности, приспосабливаться к реальной обстановке и стараться предугадать ее развитие.
Содержание маркетинговой деятельности в зависимости от предметной области ее осуществления можно представить в виде набора функций. В соответствии с классификацией, предложенной отечественными специалистами (подробнее см. [6, с 38 - 47]), к ним относятся следующие:
? аналитическая функция;
? производственная функция;
? сбытовая функция;
? функция управления.
Аналитическая функция маркетинга состоит в изучении конъюнктуры рынка, характеристик и поведения покупателей, исследовании маркетинговой макро- и микросреды.
Производственная функция заключается в разработке товарной политики и организации ресурсного обеспечения производственной деятельности. Содержание сбытовой функции выражается в формировании и реализации ценовой политики, организации товародвижения и стимулировании сбыта.
Функция управления реализуется посредством организации стратегического и оперативного планирования, формирования организационных структур управления, информационного обеспечения маркетинговой деятельности и организации действенной системы маркетингового контроля.
Основные понятия, встречающиеся в §1.1
Рынок покупателя - модель рынка, где активным элементом выступает продавец, который предлагает необходимые покупателю товары.
Рынок продавца - модель рынка, где активным элементом выступает покупатель, который ищет нужный ему товар.
Товарная ориентация - стремление к улучшению качества товаров без серьезного учета запросов потребителей.
Сбытовая ориентация - увеличение количества продаж за счет воздействия на покупателя с целью заставить его приобретать товары.
Рыночная ориентация - максимизация продаж высококачественных товаров, пользующихся повышенным спросом.
Маркетинговое управление - организация производства и сбыта в условиях рынка покупателя.
Контрольные вопросы
1. Какую потенциальную опасность таит в себе рынок продавца?
2. С какими событиями связано становление этапа сбытовой ориентации?
3. Какой из подходов в наибольшей мере обеспечивает развитие конкуренции на рынках сбыта?
4. Чем характеризуется целевой подход в осуществлении маркетинговой деятельности?
5. Что является содержанием аналитической функции маркетинга?