Автономная некоммерческая организация высшего
Профессионального образования академия
«МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ В МОСКВЕ»
Калининградский филиал
Н.М. Акулич
СОВРЕМЕННЫЕ КОНЦЕПЦИИ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ
Учебно-методическое пособие
для студентов экономических специальностей всех форм обучения
Калининград
Автор: Акулич Н.М., к.фс.н., доцент кафедры гуманитарных и естественнонаучных дисциплин
Рецензент: Кирюхина Е.С., к.фс.н., доцент кафедры философии, истории и социальных наук БГАРФ
Методические указания рассмотрены и одобрены на заседании кафедры гуманитарных и естественнонаучных дисциплин Калининградского филиала АНОВПОА «МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ В МОСКВЕ», протокол № от
Печатается по решению Ученого совета Калининградского филиала АНОВПОА «МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ В МОСКВЕ», протокол № от
Акулич Н.М.
Современные концепции естествознания: Учебно-методическое пособие для студентов экономических специальностей всех форм обучения. – Калининград: Изд-во КФ АНОВПОА МУМ, 2014. – 105 с.
© Калининградский филиал АНОВПОА «МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ В МОСКВЕ»
© Акулич Н.М.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Примерный рабочий план
Содержание программы и методические указания к самостоятельному изучению дисциплины
Тема 1. Наука как форма знания, деятельность и социальный институт
Тема 2. Основные модели научного знания и проблема демаркации
Тема 3. Физическая картина мира
Тема 4. Пространство и время
Тема 5. Основные проблемы современной космологии
Тема 6. Основы химической картины мира
Тема 7. Концептуальные основы современной биологии
Тема 8. Биология и генетика
Тема 9. Концепция биосферы и основы экологии Ноосфера
Тема 10. Синергетическая парадигма
Рекомендуемая литература
Вопросы для подготовки к зачету
Методические рекомендации по выполнению контрольных работ
Тест по входному контролю знаний
Тест для проверки остаточных знаний
Глоссарий (для подготовки к тестированию)
Введение
Изучение дисциплины «Современные концепции естествознания» преследует цель ознакомления студентов, обучающихся по социально-экономическим направлениям и специальностям, с неотъемлемым компонентом единой культуры - естествознанием, и формирования целостного взгляда на окружающий мир. Это тем более необходимо, что сейчас рациональный естественнонаучный метод проникает и в гуманитарную сферу, участвуя в формировании сознания общества, и вместе с тем приобретает все более универсальный язык, адекватный философии, психологии, социальным наукам и даже искусству. Возникающая сегодня тенденция к гармоничному синтезу двух традиционно противостоящих компонентов культуры созвучна потребности общества в целостном мировидении и подчеркивает актуальность предлагаемой дисциплины.
Идея курса состоит в освоении студентами элементов естественнонаучной грамотности, представлений об основополагающих концепциях различных естественных наук, складывающихся в единую картину мира. Несмотря на необходимое присутствие элементов истории и философии науки, основное содержание дисциплины предполагает целостное описание природы и человека (как части природы) на основе научных достижений, смены методологий, концепций и парадигм, в общекультурном, историческом контексте. Курс задуман как междисциплинарное динамичное описание основных явлений и законов природы и тех научных открытий, которые послужили началом революционных изменений в технологиях, мировоззрении или общественном сознании современности.