double arrow

Международного публичного права 5 страница

<4> С полным текстом решения можно ознакомиться на сайте Межамериканского суда по правам человека. Inter-American Court of Human Rights. Case of Bamaca-VeMsquez v. Guatemala. Merits. Judgment of November 25. 2000. Series C No. 70. Режим доступа: https:// www.corteidh.or.cr/ docs/ casos/ articulos/ seriec_70_ing.pdf.

Помимо международных универсальных и региональных судебных органов, к вопросу о правах человека в ситуации вооруженных конфликтов неоднократно обращались также универсальные и региональные международные организации и органы.

Так, в рамках ООН был принят целый ряд документов, затрагивающих вопрос о защите прав человека в ситуациях вооруженных конфликтов. В числе таких документов - многочисленные Резолюции Совета Безопасности <1> и Генеральной Ассамблеи ООН <2>. К таким документам относятся также доклады Генерального секретаря и документы, подготовленные экспертами, например: Доклад Генерального секретаря Совету Безопасности о защите гражданских лиц в вооруженном конфликте <3>; Декларация минимальных гуманитарных стандартов (Декларация Турку) <4>. Кроме того, Комиссия ООН по правам человека (в настоящее время Совет по правам человека) <5>, как специализированный орган ООН в области прав человека, в целом ряде своих решений и резолюций в той или иной форме подтверждала либо затрагивала вопрос об осуществлении прав человека в ситуациях, подобных вооруженным конфликтам <6>.

--------------------------------

<1> См., например, Резолюцию Совета Безопасности ООН от 27 января 2006 г. UN Doc. S/RES/1653 (27 January 2006). "Положение по району Великих озер". Режим доступа: https://www.un.org/russian/documen/scresol/res2006/res1653.htm.

<2> См., например, Резолюцию Генеральной Ассамблеи ООН от 12 декабря 1997 г. UN Doc. A/RES/52/145 (6 March 1998). "Положение в области прав человека в Афганистане". Режим доступа: https:// daccess-ddsny.un.org/ doc/ UND0C/ GEN/ N98/ 771/ 39/ PDF/ N9877139.pdf?0penElement.

<3> Доклад Генерального секретаря Совету Безопасности о защите гражданских лиц в вооруженном конфликте. UN Doc. S/2001/331 (30 March 2001) // Сассоли М., Бувье А. при участии Карр С., Кэмерон Л. и Сен-Морис Т. Правовая защита во время войны. В 4 т. Т. II. Ч. III: Прецеденты и документы (N 1 - 68). С. 558 - 583.

<4> Декларация минимальных гуманитарных стандартов. (Принята на совещании экспертов, созванном Институтом по правам человека при Университете Або в Турку / Або, Финляндия, 30 ноября - 2 декабря 1990 г.). UN Doc. E/CN.4/Sub.2/1999/55 (2 декабря 1990 г.) // Сассоли М., Бувье А. при участии Карр С., Кэмерон Л. и Сен-Морис Т. Правовая защита во время войны: В 4 т. Т. II. Ч. III: Прецеденты и документы (N 1 - 68). С. 477 - 484.

<5> Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН N 60/251 от 3 апреля 2006 г. (A/RES/60/251) Комиссия по правам человека заменена Советом по правам человека.

<6> Например, резолюция 2003/16 Ситуация с правами человека в Бурунди от 17 апреля 2003 г. UN Doc. E/CN.4/2003/16. Situation of human rights in Burundi (17 April 2003); Резолюция 2003/77 от 25 апреля 2003 г. UN Doc. A/CN.4/RES/2003/77. Situation of human rights in Afghanistan. (25 April 2003). Режим доступа: https:// www.unhchr.ch/ Huridocda/ Huridoca.nsf/ 0/ 6395d27097af5ed0c1256e1600569325/ $FILE/ G0316227.pdf [на 25.12.2009 - свободный].

Вопрос о правах человека в ситуации вооруженного конфликта становился предметом рассмотрения также конвенционных комитетов, а именно Комитета по правам человека, созданного в соответствии с Международным пактом о гражданских и политических правах 1966 г. В частности, Комитетом была признана применимость Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г. к ситуациям вооруженных конфликтов международного и немеждународного характера, что нашло отражение в замечаниях общего порядка <1>, а также в заключительных замечаниях, принимаемых на основе регулярных докладов государств <2>.

--------------------------------

<1> Например, п. 11 Замечания общего порядка. N 31 Комитета по правам человека от 26 мая 2004 г. прямо определяет, что Конвенция о гражданских и политических правах применяется в ситуациях вооруженного конфликта, к которому применяются нормы международного гуманитарного права. См.: Замечание общего порядка N 31 [80]. Характер общего юридического обязательства, налагаемого на государства - участники Пакта, от 26 мая 2004 г. UN Doc. CCPR/C/21/Rev.1/Add.13 (26 May 2004). Режим доступа: https:// documents-dds-ny.un.org/ doc/ UND0C/ GEN/ G04/ 419/ 58/ pdf/ G0441958.pdf?OpenElement.

<2> См., например, Заключительные замечания по периодическим докладам государств: По докладу США за 2006 г. UN Doc. CCPR/C/USA/CO/3 (15 September 2006). Режим доступа: https:// www.unhchr.ch/ tbs/ doc.nsf/ 898586b1dc7b4043c1256a450044f331/ 0d83f7fe89d83ed6c12571fb00411eb5/ $FILE/ G0644318.pdf. По докладу Израиля за 2003 г. UN Doc. CCPR/CO/78/ISR (21 August 2003). Режим доступа: https:// www.unhchr.ch/ tbs/ doc.nsf/ %28Symbol%29/ CCPR.CO.78.ISR.En?OpenDocument. По докладу Колумбии за 2004 г. UN Doc. CCPR/C0/80/COL (26 May 2004). Режим доступа: https:// www.unhchr.ch/ tbs/ doc.nsf/ %28Symbol%29/ 25801461ec26db5dc1256ead00300713?0penDocument.

Национальные органы также обращаются в своих решениях к вопросу о применении закрепленных в универсальных или региональных международных документах прав человека в ситуациях вооруженного конфликта. В частности, Верховный суд Израиля рассматривал правомерность военного приказа, касающегося задержания палестинцев на оккупированных территориях, в свете Международного пакта о гражданских и политических правах по делу Мараба <1>, а судами Великобритании принимались во внимание положения Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод при рассмотрении дел, связанных с военной оккупацией Ирака вооруженными силами Великобритании, к примеру по делу Аль-Джедда <2>.

--------------------------------

<1> См.: Решение Высшего суда правосудия Израиля по делу "Мараб против командующего Армии обороны Израиля на Западном берегу реки Иордан" (§ 19, 27, 41). Режим доступа: https:// elyonl.court.gov.il/ files_eng/ 02/ 390/ 032/ A04/ 02032390.a04.pdf

<2> См.: Решение палаты лордов по делу Аль-Джедда против государственного секретаря по обороне. Режим доступа: https:// www.parliament.the-stationery-office.co.uk/ pa/ ld200708/ ldjudgmt/ jd071212/ jedda.pdf. В настоящее время по данному делу подана жалоба в Европейский суд по правам человека, и в 2010 г. ожидается его рассмотрение (жалоба N 27021/08).

Общепризнано, что права человека подлежат применению и соблюдению в ситуациях вооруженных конфликтов как немеждународного, так и международного характера. В ситуациях вооруженных конфликтов международного характера операции часто происходят за пределами территории государства. При этом одним из очень серьезных вопросов, возникающих в контексте соблюдения прав человека, является территориальная сфера применения прав человека. Если вопрос о территориальной сфере применения прав человека не создает особых трудностей в ситуациях немеждународного вооруженного конфликта, то в ситуациях международных вооруженных конфликтов он порождает целый ряд достаточно сложных проблем. По общему правилу обязательства государства, принятые им на себя по международному праву, ограничиваются территорией такого государства. Большинство международных договоров в области защиты прав человека имеют специальную норму о сфере применения <1> и предусматривают обязательства участвующих в них государств по обеспечению содержащихся в таких договорах прав в отношении всех лиц, находящихся под их юрисдикцией. Лишь формулировка Международного пакта о гражданских и политических правах незначительно отличается от других международных договоров и, в частности, предусматривает обязательство государства уважать и обеспечивать всем "находящимся в пределах его территории и под его юрисдикцией" лицам права, признаваемые в Пакте.

--------------------------------

<1> См.: Международный пакт о гражданских и политических правах (ст. 2); Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (ст. 1); Американская конвенция о правах человека (ст. 1); Конвенция Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека (ст. 1); Конвенция ООН против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (ст. 1).

В настоящее время широко признано, что юрисдикция государства по договорам в области защиты прав человека относится преимущественно к его территории, но не ограничивается только последней. На государство могут налагаться обязательства также в отношении экстерриториальных актов, проводимых за пределами его собственной территории, при условии наличия особых обстоятельств, когда государство осуществляет власть либо контроль над определенной территорией или лицами. Это означает, что сфера применения обязательств в области защиты прав человека не обусловливается обязательной привязкой к собственной территории государства, участвующего в договоре, а рассматривается прежде всего в контексте осуществления им эффективного контроля. При этом понятие "эффективный контроль" в контексте осуществления обязательств по защите прав человека является более широким, нежели используемое в международном гуманитарном праве понятие "оккупация", как оно определено в ст. 42 Положения о законах и обычаях сухопутной войны, являющегося приложением к Гаагской конвенции о законах и обычаях сухопутной войны 1907 г. Первое охватывает достаточно широкий диапазон обязательств - от уважения прав человека до их защиты, в то время как второе налагает на оккупирующее государство конкретный перечень обязательств, предусмотренных Гаагской конвенцией о законах и обычаях сухопутной войны 1907 г., Женевской конвенцией о защите гражданского населения во время войны 1949 г., Дополнительным протоколом I от 1977 г. к Женевским конвенциям.

Концепция экстерриториального действия обязательств по защите прав человека при осуществлении государством эффективного контроля над определенной территорией нашла отражение в практике Международного суда ООН, в частности в консультативном заключении относительно правовых последствий строительства стены на оккупированной палестинской территории от 9 июля 2004 г. (§ 106, 107 - 113), а также в решении по делу, касающемуся вооруженных действий на территории Конго (Демократическая Республика Конго против Уганды) от 19 декабря 2005 г. (§ 216) <1>.

--------------------------------

<1> См.: Решение Международного суда ООН по делу, касающемуся вооруженных действий на территории Конго (Демократическая Республика Конго против Уганды) от 19 декабря 2005 г. С полным текстом решения можно ознакомиться на сайте Международного суда ООН. Режим доступа: https://www.icj-crj.org/docket/files/116/10455.pdf.

Критерий эффективного контроля в контексте защиты прав человека, закрепленных в Международном пакте о гражданских и политических правах, был признан и Комитетом по правам человека, созданным в соответствии с указанным Пактом. Комитетом было отмечено, что "государство-участник обязано уважать и обеспечивать любому лицу, находящемуся в пределах компетенции или эффективного контроля этого государства-участника, права, признаваемые в Пакте, даже если лицо не находится на территории государства-участника"(§ 10) <1>.

--------------------------------

<1> См.: Замечание общего порядка N 31 [80]. Характер общего юридического обязательства, налагаемого на государства - участников Пакта, от 26 мая 2004 г. UN Doc. CCPR/C/21/Rev.1/Add.13 (26 May 2004). Режим доступа: https:// documents-dds-ny.un.org/ doc/ UNDOC/ GEN/ G04/ 419/ 58/ pdf/ G0441958.pdf?OpenElement.

В своей практике Европейский суд по правам человека также ссылался на критерий эффективного контроля при толковании понятия "юрисдикция" в контексте экстерриториальной сферы применения прав человека, содержащихся в Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. В решении от 23 марта 1995 г. по делу "Лоизиду против Турции" (предварительные возражения) Европейский суд по правам человека указал, в частности: "Принимая во внимание объект и цель Конвенции, ответственность участника договора может также наступать в случае, когда вследствие военной акции - законной или незаконной - он осуществляет эффективный контроль над территорией вне его государственной территории. Обязанность обеспечить на такой территории права и свободы, содержащиеся в Конвенции, проистекает из факта подобного контроля, независимо от того, осуществляется ли он непосредственно, или посредством вооруженных сил, или через подчиняющуюся местную администрацию" (§ 62). Данная позиция Суда была подтверждена и уточнена в Постановлении от 18 декабря 1998 г. по делу "Лоизиду против Турции" (§ 52) <1>, а также в Постановлениях по делам "Кипр против Турции" (§ 78) и "Илашку и другие против Молдовы и России" (§ 312, 314, 442, 453, 464, 481) <2>.

--------------------------------

<1> См.: Текст Постановления Европейского суда от 18 декабря 1996 г. по делу "Лоизиду против Турции". Режим доступа: https:// cmiskp.echr.coe.int/ tkp197/ viewhbkm.asp?skin= hudoc-en&action= html&table= F69A27FD8FB86142BF01C1166DEA398649&key= 14416&highlight=.

<2> См.: Постановление Европейского суда от 2 июля 2004 г. по делу "Илашку и другие против Молдовы и России". Режим доступа: https:// cmiskp.echr.coe.int/ tkp197/ view.asp?item= 1&portal= hbkm&action= html&highlight= ilascu&sessionid= 45093184&skin= hudoc-en.

Схожая точка зрения была высказана Межамериканской комиссией по правам человека относительно экстерриториального действия закрепленных в Американской конвенции о правах человека 1969 г. прав человека, отметившей, что "в принципе вопрос зависит не от гражданства предполагаемых жертв или их присутствия на определенной географической территории, а от того, соблюдало ли государство при особых обстоятельствах права лица, находящегося под его властью и контролем (§ 37) <1>.

--------------------------------

<1> См.: Межамериканская комиссия по правам человека. Доклад от 29 сентября 1999 г. N 109/99 по делу 10.951 "Коард против Соединенных Штатов Америки" Режим доступа: https://www.cidh.org/annualrep/99eng/Merits/UnitedStates10.951.htm.

В практике национальных судов также нашло отражение обращение к критерию эффективного контроля в контексте экстерриториального действия прав человека. К примеру, судами Великобритании использовался критерий эффективного контроля в контексте экстерриториального действия положений Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод при рассмотрении дел, связанных с военной оккупацией Ирака вооруженными силами Великобритании, к примеру по делу Аль-Скеини <1>.

--------------------------------

<1> См.: Решение палаты лордов по делу "Аль-Скеини и другие против государственного секретаря по обороне". Режим доступа: https:// www.parliament.the-stationery-office.co.uk/ pa/ ld200607/ ldjudgmt/ jd070613/ skeini-1.pdf. В настоящее время по данному делу подана жалоба в Европейский суд по правам человека (жалоба N 55721/07).

Исходя из сложившейся международной практики, касающейся осуществления обязательств государств по защите прав человека под понятие "эффективный контроль" над определенной территорией подпадают как длящиеся ситуации <1>, так и кратковременные <2>. Помимо определенной территории эффективный контроль может осуществляться также в отношении лиц, даже если этот контроль является только временным, охватывает места задержания или проведение ареста за границей <3>.

--------------------------------

<1> Как, например, оккупация Северного Кипра вооруженными силами Турецкой Республики (Постановление Европейского суда по правам человека от 18 декабря 1996 г. по делу "Лоизиду против Турции") или оккупация Армией обороны Израиля палестинской территории (Консультативное заключение Международного суда ООН относительно правовых последствий строительства стены на оккупированной палестинской территории от 9 июля 2004 г.).

<2> К примеру, в деле "Илашку и другие против Молдовы и России", несмотря на отсутствие оккупации в смысле ст. 42 Положения о законах и обычаях сухопутной войны, являющегося приложением к Гаагской конвенции о законах и обычаях сухопутной войны 1907 г., тем не менее Европейский суд по правам человека признал ответственность России за нарушение прав человека, усмотрев наличие эффективного контроля для экстерриториального действия обязательств в области прав человека.

<3> Например, вопрос о законности задержания Абдуллы Оджалана агентами Турецкой Республики в Кении. См. Постановление Европейского суда по правам человека от 12 мая 2005 г. по делу "Оджалан против Турции" (§ 92). Режим доступа: https:// cmiskp.echr.coe.int/ tkp197/ view.asp?item= 1&portal= hbkm&action= html&highlight= TURKEY%20%2046221/ 99&sessionid= 45254064&skin= hudoc-en.

Вопрос о защите прав человека в ситуации вооруженных конфликтов является актуальным также при проведении многонациональных операций по поддержанию мира с санкции или под эгидой ООН в целях предотвращения конфликтов, сохранения мира, принуждения к миру или построения мира после конфликта. Во всех указанных ситуациях должны соблюдаться нормы о защите прав человека. Принципиально важно, что ООН и ее вспомогательные органы подчиняются международным нормам, необходимым для выполнения задач и функций, изложенных в Уставе ООН. Одна из задач ООН - содействие соблюдению прав человека и основных свобод. Поэтому все органы, как гражданские, так и военные, участвующие в операциях по поддержанию мира, должны соблюдать права человека и всячески способствовать их соблюдению <1>. Особое значение этот вопрос приобретает в ситуациях, когда проведение многонациональных операций по поддержанию мира сопряжено с вооруженным конфликтом, т.е. обращение сторон к силе достигает порога вооруженного конфликта, поскольку в таком случае контингенты, участвующие в миротворческих операциях, должны неукоснительно соблюдать как нормы международного гуманитарного права, так и стандарты в области прав человека. В связи с этим контингенты, предоставляемые государствами - членами ООН, остаются связанными с обязательствами государств, в чьем распоряжении они находятся, не только по международному гуманитарному праву, но и международными договорами о защите прав человека, национальным законодательством своих государств и вместе с тем должны уважать также национальное законодательство принимающего государства, если оно не противоречит международным стандартам в области прав человека. В последние десятилетия появился целый ряд документов ООН, регламентирующих порядок проведения операций по поддержанию мира и содержащих основополагающие принципы и нормы международного гуманитарного права, а также стандарты в области прав человека, применяемые силами ООН. В числе таких документов бюллетень Генерального секретаря от 6 августа 1999 г., озаглавленный "Соблюдение силами Организации Объединенных Наций норм международного гуманитарного права" <2>, а также Доклад Группы по операциям Организации Объединенных Наций в пользу мира от 21 августа 2000 г., представленный Совету Безопасности и Генеральной Ассамблее ООН <3>.

--------------------------------

<1> См.: Применение силы в ситуации насилия. М., 2008. С. 36.

<2> См.: Бюллетень Генерального секретаря. Соблюдение силами Организации Объединенных Наций норм международного гуманитарного права от 6 августа 1999 г. UN Doc. ST/SGB/1999/13 (6 August 1999).

<3> См.: Доклад Группы по операциям Организации Объединенных Наций в пользу мира от 21 августа 2000 г. UN Doc. A/55/305-S/2000/809 (21 August 2000).

В последние годы особую остроту приобрела проблема защиты прав человека при проведении военных и иных операций в рамках так называемой глобальной войны с террором. Борьба с терроризмом и повстанцами должна осуществляться с соблюдением прав человека. Это касается всех аспектов такой борьбы, включая и проведение отдельных либо полномасштабных военных операций, и аресты, и содержание под стражей, и т.д. При этом должны неукоснительно соблюдаться фундаментальные права человека, и прежде всего такие как право на жизнь, недопустимость пыток, справедливое судопроизводство и др. Участвующие в "глобальной войне с террором" государства должны полностью гарантировать соответствие операций, проводимых в рамках борьбы с терроризмом, их обязательствам по международному праву в области защиты прав человека. Подобной позиции придерживается Комитет по правам человека, созданный в соответствии с Международным пактом о гражданских и политических правах <1>.

--------------------------------

<1> См., например, Заключительные замечания по периодическому докладу США за 2006 г. (§ 11). UN Doc. CCPR/C/USA/CO/3 (15 September 2006); Заключительные замечания по периодическому докладу Израиля за 2003 г. (§ 14). UN Doc. CCPR/CO/78/ISR (21 August. 2003).

Кроме того, в ситуации вооруженных конфликтов также действуют отдельные нормы в области прав человека, касающиеся наиболее уязвимых категорий лиц (дети, женщины, беженцы и апатриды, вынужденные переселенцы и др.).

Все сказанное выше относится к вопросу о действии в ситуации вооруженных конфликтов прав человека в узком смысле, т.е. стандартов в области прав человека, закрепленных в источниках международного права прав человека. Если же говорить о защите прав человека в ситуациях вооруженного конфликта в широком смысле, то можно отметить, что наряду с нормами права прав человека такую функцию прежде всего и главным образом призваны выполнять нормы международного гуманитарного права, закрепленные в международных договорах и обычаях. Как комплекс принципов и норм, регулирующих отношения воюющих сторон вооруженного конфликта, данная отрасль международного права также имеет основной целью защиту человеческой личности, но только в критической ситуации войны. Это определяется принципом гуманности, являющимся одним из основных принципов международного гуманитарного права, который нашел отражение в "оговорке Мартенса", Гаагской конвенции о законах и обычаях войны 1907 г., Женевских конвенциях 1949 г., дополнительных протоколах от 1977 г. к Женевским конвенциям, нормах обычного международного гуманитарного права и др.

Защита прав человека, предоставляемая международным гуманитарным правом, выражается в основном в покровительстве жертвам войны. Гаагская конвенция о законах и обычаях войны 1907 г., Женевские конвенции о защите жертв войны от 1949 г. и дополнительные протоколы к ним от 1977 г. и другие международные договоры, а также нормы обычного международного гуманитарного права предоставляют защиту отдельным категориям лиц. Это раненые, больные, терпящие кораблекрушение, военнопленные, гражданское население, медицинский и санитарный персонал и др., без дискриминации на основе расы, цвета кожи, пола, языка, религии, социального происхождения или принадлежности к стороне конфликта. Наряду с общей защитой нормы международного гуманитарного права дополнительно предоставляют также и специальную защиту наиболее уязвимым категориям лиц, например детям, женщинам, беженцам и апатридам, вынужденным переселенцам, журналистам и др. Защита, предоставляемая международным гуманитарным правом покровительствуемым лицам, охватывает права, нацеленные на защиту жизни, физического и психического здоровья, чести и достоинства, собственности, обеспечение справедливого судопроизводства и др.

Однако защита прав человека в международном гуманитарном праве не ограничивается только защитой покровительствуемых лиц, а охватывает также и участников военных действий. Имеется целый ряд принципов и норм международного гуманитарного права, содержащихся в договорных и обычно-правовых источниках, направленных на защиту прав участников военных действий. Указанные принципы и нормы имеют целью, насколько это возможно в ситуации вооруженного конфликта, защиту жизни участниками военных действий, гуманное обращение с ними и т.д. К таким принципам международного права относятся "оговорка Мартенса", принцип гуманности, военной необходимости и соразмерности, запрещения причинения излишних страданий и др. К числу источников, содержащих подобные принципы и нормы, относятся, к примеру, Санкт-Петербургская декларация об отмене употребления взрывчатых и зажигательных пуль 1868 г., Гаагская декларация о неупотреблении легко разворачивающихся и сплющивающихся пуль 1907 г., Женевский протокол о запрещении применения на войне удушливых, ядовитых или других подобных газов и бактериологических средств 1925 г., Дополнительный протокол I от 1977 г. к Женевским конвенциям (ст. ст. 35, 36), Конвенция ООН о запрещении или ограничении применения конвертных видов обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения или имеющими неизбирательное действие 1980 г. (с пятью протоколами к ней), Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении 1972 г., Конвенция о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении 1993 г., Конвенция о запрещении применения, накопления запасов, производства и передачи противопехотных мин и об их уничтожении 1997 г. и другие международные договоры, а также обычное международное гуманитарное право <1>.

--------------------------------

<1> См.: Хенкертс Ж.-М., Досвальд-Бек Л. при участии Алверман К., Дермана К. и Ролла Б. Обычное международное гуманитарное право. М.: Нормы, 2006. Т. 1. С. 303 - 389.

Другим немаловажным аспектом вопроса о защите прав человека в ситуации вооруженных конфликтов является соотношение международного права прав человека и международного гуманитарного права. Сопоставление международного права прав человека и международного гуманитарного права показывает схожесть и различия двух этих относительно самостоятельных нормативных комплексов, а также их взаимодействие в деле защиты прав человека в различных ситуациях.

Вопрос о взаимосвязи между правами человека и гуманитарным правом обозначился в праве и в политике в конце 1960-х гг. Хотя начало обсуждению вопроса о связи между двумя отраслями права было заложено вскоре после окончания Второй мировой войны, а именно после принятия Всеобщей декларации прав человека 1948 г. и Женевских конвенций 1949 г., предложения МККК о принятии дополнительных правил о защите гражданского населения во время войны, одобренные XIX Международной конференцией Красного Креста в Нью-Дели в 1957 г., были восприняты большинством государств достаточно равнодушно.

Принятие в 1966 г. Международного пакта о гражданских и политических правах и Международного пакта о экономических, социальных и культурных правах, которые конкретизировали в нормах позитивного права идеи, воплощенные во Всеобщей декларации прав человека, стало мощным импульсом в развитии права прав человека.

Между тем во время вооруженных конфликтов в Алжире, Нигерии, на Ближнем Востоке и в Индокитае стала очевидной возросшая необходимость в более совершенной защите жертв войны. Данное обстоятельство продемонстрировало международному сообществу необходимость принятия практичных и действенных мер в направлении дальнейшего совершенствования защиты лиц, затронутых вооруженными конфликтами.

В значительной мере пересмотру подходов к праву прав человека и гуманитарному праву был дан толчок Международной конференцией по правам человека, созванной ООН в 1968 г. в Тегеране для празднования Международного года прав человека. По существу Тегеранская конференция заложила основы участия ООН в развитии международного гуманитарного права, которое долгое время рассматривалось как несовместимое с главными целями и принципами ООН, и прежде всего с запрещением применения силы, как это предусмотрено в ст. 2 Устава ООН. В целом на конференции были обозначены шаги, благодаря которым ООН согласилась с применением прав человека во время вооруженных конфликтов <1>. Безусловно, конференция испытывала на себе определенное влияние событий, непосредственно предшествовавших его созыву, а также существовавшего в то время политического фона в целом. К примеру, вслед за событиями Шестидневной войны 1967 г. арабские государства добивались осуждения политики Израиля на оккупированных территориях, а государства Восточного блока и страны "третьего мира" стремились легализовать антиколониальные войны. Указанные тенденции нашли отражение в решениях конференции. В частности, первая резолюция конференции, озаглавленная "Уважение и осуществление прав человека на оккупированных территориях", сочетала в себе положения о правах человека и гуманитарном праве, призывая Израиль применять как Всеобщую декларацию прав человека 1948 г., так и Женевские конвенции 1949 г. На конференции 12 мая 1968 г. была принята более общая по содержанию Резолюция XXIII "Уважение прав человека в период вооруженных конфликтов" <2>, которая в расплывчатых выражениях провозглашала, что "мир является основным условием полного соблюдения прав человека, тогда как война есть их отрицание" и поэтому "даже в период вооруженных конфликтов гуманные принципы должны превалировать". Несмотря на амбициозную ссылку на "гуманные принципы", которые вполне обоснованно могут толковаться как относящиеся и к правам человека, и к гуманитарному праву, Резолюция XXIII рассматривается как поворотный момент, совершивший коренное изменение в подходах к осмыслению связи между правами человека и гуманитарным правом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: