В силу специфичности социальных услуг рынок не в состоянии охватить все отрасли социальной сферы. Социально значимый характер большей части социальных услуг, наличие внешних эффектов оказывают существенное влияние на деятельность субъектов этой сферы, что, безусловно, затрудняет действие здесь рыночных механизмов. Развитие рынка социальных услуг должно происходить не только на уровне стихийного спроса, но и как рационально организованный процесс.
Рынок социальных услуг по своему экономическому содержанию представляет механизм, определяющий соотношение спроса и предложения в социальной сфере (объединяющий спрос и предложение).
Особенности природы социальных услуг обусловливают существенные отличия рынка услуг от рынка обычных товаров:
• высокий динамизм;
• территориальная фрагментация;
• высокая скорость оборота капитала;
• преобладание малых и средних предприятий;
• индивидуальность и нестандартизированность услуг, высокая
дифференциация;
|
|
• неопределенность результата при оказании услуги;
• естественная монополия в предоставлении многих видов услуг;
• информационная асимметрия у производителя и потребителя.
Эти отличия определяют существенные особенности предпринимательства и маркетинга в социальной сфере.
В зависимости от экономической природы различных видов услуг соотношение рыночных (платных) и нерыночных (бесплатных) начал является различным в различных отраслях социальной сферы. Наряду с отраслями, где может действовать рынок свободной конкуренции, существуют отрасли, где услуги являются объектом жесткого государственного регулирования. Существуют социальные услуги, которые могут быть включены в сферу рыночных отношений и являются частью общественного сектора экономики. В связи с этим на рынке социальных услуг:
• происходит одновременное обращение разных услуг: гарантирующих обеспечение ГМСС; обеспечивающих реализацию социальной помощи населению; услуг социального страхования;
платных услуг;
• имеется три типа потребителей, образующих соответствующие рынки: потребители-личности, потребители — организации и предприятия и потребители — органы государственного и регионального управления;
• экономические свойства социальных услуг (цена, прибыль, рентабельность) в социальной сфере носят подчиненный характер по отношению к их общественной значимости: здесь приоритет отдан не стоимостным, а социальным показателям;
• коммерческие организации стремятся (и способны) охватить лишь наиболее эффективные сегменты рынка социальных услуг, ориентируются на платежеспособный спрос населения и формируют эффективный с коммерческой точки зрения ассортимент услуг;
• одной из важнейших особенностей является необходимость государственного регулирования, сочетания рыночных механизмов самоорганизации с развитой системой государственного воздействия.