Особенности включения социальной сферы в рыночные отношения

В силу специфичности социальных услуг рынок не в состоя­нии охватить все отрасли социальной сферы. Социально значи­мый характер большей части социальных услуг, наличие внешних эффектов оказывают существенное влияние на деятельность субъектов этой сферы, что, безусловно, затрудняет действие здесь рыночных механизмов. Развитие рынка социальных услуг должно происходить не только на уровне стихийного спроса, но и как ра­ционально организованный процесс.

Рынок социальных услуг по своему экономическому содержа­нию представляет механизм, определяющий соотношение спроса и предложения в социальной сфере (объединяющий спрос и пред­ложение).

Особенности природы социальных услуг обусловливают суще­ственные отличия рынка услуг от рынка обычных товаров:

• высокий динамизм;

• территориальная фрагментация;

• высокая скорость оборота капитала;

• преобладание малых и средних предприятий;

• индивидуальность и нестандартизированность услуг, высокая
дифференциация;

• неопределенность результата при оказании услуги;

• естественная монополия в предоставлении многих видов услуг;

• информационная асимметрия у производителя и потребителя.

Эти отличия определяют существенные особенности предпри­нимательства и маркетинга в социальной сфере.

В зависимости от экономической природы различных видов услуг соотношение рыночных (платных) и нерыночных (бесплат­ных) начал является различным в различных отраслях социальной сферы. Наряду с отраслями, где может действовать рынок свобод­ной конкуренции, существуют отрасли, где услуги являются объек­том жесткого государственного регулирования. Существуют социальные услуги, которые могут быть включены в сферу рыноч­ных отношений и являются частью общественного сектора эконо­мики. В связи с этим на рынке социальных услуг:

• происходит одновременное обращение разных услуг: гарантирующих обеспечение ГМСС; обеспечивающих реализацию социальной помощи населению; услуг социального страхования;
платных услуг;

• имеется три типа потребителей, образующих соответствующие рынки: потребители-личности, потребители — организации и предприятия и потребители — органы государственного и ре­гионального управления;

• экономические свойства социальных услуг (цена, прибыль, рентабельность) в социальной сфере носят подчиненный ха­рактер по отношению к их общественной значимости: здесь приоритет отдан не стоимостным, а социальным показателям;

• коммерческие организации стремятся (и способны) охватить лишь наиболее эффективные сегменты рынка социальных ус­луг, ориентируются на платежеспособный спрос населения и формируют эффективный с коммерческой точки зрения ассор­тимент услуг;

• одной из важнейших особенностей является необходимость государственного регулирования, сочетания рыночных механиз­мов самоорганизации с развитой системой государственного воздействия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: