В соответствии с Законом РФ «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации», обязательное медицинское страхование (ОМС) призвано обеспечить конституционные права населения РФ на гарантированный государством объем медицинской помощи.
Введение ОМС потребовало структурной, кадровой, инвестиционной перестройки работы отрасли, решения проблем ценообразования и тарифов, разработки медико-экономических стандартов, стандартов качества медицинской помощи и т.д.
До настоящего времени на большинстве территорий ресурсная база здравоохранения (материально-техническая база и кадровый состав) не приведена в соответствие с гарантированными объемами и видами медицинской помощи. Закрепленная за органами управления здравоохранением и лечебно-профилактическими учреждениями ответственность по оказанию необходимой медицинской помощи не обеспечена соответствующими объемами финансирования. Лечебно-профилактические учреждения не подготовлены к экономической деятельности в качестве самостоятельных хозяйственных субъектов. Нанесен удар по одному из главных принципов отечественного здравоохранения — его профилактической направленности: лечебные учреждения почти повсеместно прекратили заниматься профилактикой заболеваний, так как страховые компании перечисляют больницам и поликлиникам средства за оказание услуг, а не за охрану здоровья граждан.
|
|
Следствием организационно-управленческих изменений оказалось не устранение, а усиление неравенства в возможностях получения медицинских услуг, снижение технологической эффективности использования фондов денежных средств. Расширение платных медицинских услуг, а также предпочтение, оказываемое медицинскими учреждениями «коммерческим» пациентам, снижает доступность медицинской помощи населению.
Возможности и необходимость включения в рыночные отношения сферы образования ограничены и обусловлены многими причинами.
Так, высшее образование может включаться в рыночные отношения лишь до тех пор, пока не размывается социализированная (некоммерческая) природа высшего образования.
В промышленно развитых странах при превышении чисто коммерческих источников финансирования (более 30%) некоммерческого вуза учебное заведение теряет свой некоммерческий статус и, соответственно, финансовую поддержку со стороны государства. Существуют и объективные ограничения в коммерциализации вузов:
• ограниченная возможность оценки качества образования потребителями;
• ограниченная возможность применения экономических критериев (экономия ресурсов, максимизация прибыли и т.п.) в сфере высшего образования.
|
|
Чрезмерная коммерциализация высшего образования может привести к зависимости всей системы высшего образования от платежеспособного спроса населения, что ограничит доступность высшего образования, не сможет обеспечить стабильность его развития. Сейчас спрос на сформировавшемся рынке высшего образования отражает интересы в основном платежеспособного населения, однако он не способен учитывать необходимую избыточность системы образования по отношению к сиюминутным запросам рынка. Рынок в принципе не способен формировать будущий спрос на высшее образование вследствие ограниченности занимаемого им экономического пространства и решаемых им задач. Лишь государство способно своевременно учитывать потребности общества в целом, в том числе необходимость подготовки специалистов нового типа, вписывать образовательную политику в структурную, инвестиционную, социальную и др. Роль государства в обеспечении пропорциональности внутри системы высшего образования и между образовательной и другими сферами общественной жизни в условиях рыночной экономики нисколько не уменьшается — меняются лишь механизмы решения этой задачи.
В целом в России в настоящее время преобладает тенденция коммерческого варианта развития рынка социальных услуг в ущерб решению социальных задач. Рынок социальных услуг принимает искаженные, антисоциальные формы. Большая часть российского населения не является достаточно платежеспособной для того, чтобы пользоваться этими услугами, что исключает наименее социально защищенных граждан из этой сферы. Поэтому актуальной остается разработка более адекватного современным российским условиям организационно-экономического механизма функционирования данной сферы, способного обеспечить преодоление неравенства в доступе к социальным благам определенных социальных групп, прежде всего слабо защищенных.