Особенности включения в рыночные отношения сферы здравоохранения и образования

В соответствии с Законом РФ «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации», обязательное медицинское страхование (ОМС) призвано обеспечить конституционные права населения РФ на гарантированный государством объем медицин­ской помощи.

Введение ОМС потребовало структурной, кадровой, инвести­ционной перестройки работы отрасли, решения проблем ценооб­разования и тарифов, разработки медико-экономических стандар­тов, стандартов качества медицинской помощи и т.д.

До настоящего времени на большинстве территорий ресурсная база здравоохранения (материально-техническая база и кадровый состав) не приведена в соответствие с гарантированными объема­ми и видами медицинской помощи. Закрепленная за органами управления здравоохранением и лечебно-профилактическими уч­реждениями ответственность по оказанию необходимой медицин­ской помощи не обеспечена соответствующими объемами финан­сирования. Лечебно-профилактические учреждения не подготов­лены к экономической деятельности в качестве самостоятельных хозяйственных субъектов. Нанесен удар по одному из главных принципов отечественного здравоохранения — его профилакти­ческой направленности: лечебные учреждения почти повсеместно прекратили заниматься профилактикой заболеваний, так как стра­ховые компании перечисляют больницам и поликлиникам сред­ства за оказание услуг, а не за охрану здоровья граждан.

Следствием организационно-управленческих изменений ока­залось не устранение, а усиление неравенства в возможностях по­лучения медицинских услуг, снижение технологической эффективности использования фондов денежных средств. Расширение платных медицинских услуг, а также пред­почтение, оказываемое медицинскими учреждениями «коммерчес­ким» пациентам, снижает доступность медицинской помощи на­селению.

Возможности и необ­ходимость включения в рыночные отношения сферы образования ограничены и обусловлены многими причинами.

Так, высшее образование может включаться в рыночные отно­шения лишь до тех пор, пока не размывается социализированная (некоммерческая) природа высшего образования.

В промышленно развитых странах при превышении чисто ком­мерческих источников финансирования (более 30%) некоммерчес­кого вуза учебное заведение теряет свой некоммерческий статус и, соответственно, финансовую поддержку со стороны государства. Су­ществуют и объективные ограничения в коммерциализации вузов:

• ограниченная возможность оценки качества образования по­требителями;

• ограниченная возможность применения экономических кри­териев (экономия ресурсов, максимизация прибыли и т.п.) в сфере высшего образования.

Чрезмерная коммерциализация высшего образования может привести к зависимости всей системы высшего образования от платежеспособного спроса населения, что ограничит доступность высшего образования, не сможет обеспечить стабильность его раз­вития. Сейчас спрос на сформировавшемся рынке высшего обра­зования отражает интересы в основном платежеспособного насе­ления, однако он не способен учитывать необходимую избыточ­ность системы образования по отношению к сиюминутным запросам рынка. Рынок в принципе не способен формировать бу­дущий спрос на высшее образование вследствие ограниченности за­нимаемого им экономического пространства и решаемых им за­дач. Лишь государство способно своевременно учитывать потреб­ности общества в целом, в том числе необходимость подготовки специалистов нового типа, вписывать образовательную политику в структурную, инвестиционную, социальную и др. Роль государ­ства в обеспечении пропорциональности внутри системы высше­го образования и между образовательной и другими сферами об­щественной жизни в условиях рыночной экономики нисколько не уменьшается — меняются лишь механизмы решения этой задачи.

В целом в России в настоящее время преобладает тенденция коммерческого варианта развития рынка социальных услуг в ущерб решению социальных задач. Рынок социальных услуг принимает искаженные, антисоциальные формы. Большая часть российского населения не является достаточно платежеспособной для того, что­бы пользоваться этими услугами, что исключает наименее соци­ально защищенных граждан из этой сферы. Поэтому актуальной остается разработка более адекватного современным российским условиям организационно-экономического механизма функцио­нирования данной сферы, способного обеспечить преодоление неравенства в доступе к социальным благам определенных соци­альных групп, прежде всего слабо защищенных.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: