Переход к рыночным отношениям в России поставил вопрос о ценообразовании во всех областях народного хозяйства на одно из первых мест. Говоря о цене на товар в системе отраслей социальной сферы, мы имеем в виду цену на услугу, которая в полной мере наделена товарными свойствами.
Посредством рыночного механизма продавцы и покупатели взаимодействуют, чтобы определить цену и количество производимых благ. Следовательно, спрос, предложение и цена являются главными элементами экономических отношений на рынке.
Ключевым понятием, выражающим сущность рыночных отношений, является конкуренция. Политика ценообразования складывается в соответствии со структурой рынка. В зависимости от соотношения между количеством производителей и количеством потребителей различают следующие виды конкурентных структур:
- рынок совершенной конкуренции;
- олигополия;
- монополия;
- монополистическая конкуренция;
Рынок социальных услуг обладает следующими характеристиками:
-число продавцов ограничено, существует ограничение входа на рынок;
|
|
-неоднородность социальной услуги, ее индивидуальность, уникальность;
-несовершенная информированность покупателей о рынке услуг;
-невозможность или затруднительность сопоставления цены и качества;
-наличие большого числа государственных или частных бесприбыльных организаций;
-для реализации товара в большинстве случаев требуется компетентный посредник, который и оплачивает значительную часть социальной услуги.
Таким образом, рынок социальных услуг в большей части можно отнести по структуре к рынку монополистической конкуренции и монополии.
Бюджетное финансирование является примером монополии на рынке социальных услуг, когда уровень цен, по которым приобретаются услуги, определяется не реальными издержками производителей услуг, которые никто не считает, а платежеспособностью государства и его представлениями о ценности такого блага.
Таким образом, можно убедиться, что особенностью российского рынка социальных услуг является то, что он представляет собой прочный сплав монополии и монопсонии, когда практически все работники и учреждения подведомственны соответствующему Министерству. При этом государство, будучи монополистом, диктует еще и явно невыгодные условия финансирования подчиненных ему структур, не обеспечивая даже покрытия их реальных издержек.
Клиент в такой системе одинок и абсолютно бесправен. Поэтому целью реформы является демонополизация и демонопсонизация системы оказания социальных услуг, постепенное превращение российского рынка социальных услуг сначала в «рынок продавца», когда большей рыночной властью обладают продавцы (диктуют покупателю свои условия, навязывают услуги и цены на них), а затем в «рынок покупателя», когда центральной фигурой, определяющей положение социальных услуг и их цену, станет потребитель.