Схема ценообразования

Переход к рыночной экономике вызвал коренную перестройку системы ценообразования во всех отраслях народного хозяйства. К настоящему времени опробованы и внедрены в практику многие методики определения цен на социальные услуги, изданы соответствующие указания и рекомендации.

Основная схема ценообразования включает следующие этапы:

1. Подготовительный этап – конкретизация задач и выбор метода

ценообразования, инструктивно- методическая работа. На данном этапе формируются цели и задачи ценообразования. Цели могут быть различными. Например, обеспечение выживаемости организации, завоевание лидерства по показателям доли рынка и качества.

Основными задачами являются:

· назначение цены (на основе «бюджетных» оценок, договорная,

свободная, цена для расчета со страховыми организациями и т.д.;

· условия оказания и оплаты социальных услуг (кому, где, когда

будет оказываться данная услуга, кто и каким образом будет ее оплачивать);

· вид калькуляционного объекта (детальная услуга, простая,

комплексная и т.д.);

· метод расчета цены (затратный, нормативный, гонорарный и т.д.).

2. Этап сбора первичной информации и оперативного экономического

анализа – определение количественных и качественных характеристик обслуживания потребителей, показателей состояния и использования основных фондов. От качества выполнения этого этапа зависит достоверность конечных результатов. Из общепринятых форм отчетности специалистами собирается необходимая для анализа информация, рассчитываются все необходимые экономические показатели учреждения, которые в дальнейшем используются для расчета цены на социальные услуги.

3. Этап определения себестоимости – расчет затрат на заработную плату,

прямых, косвенных и накладных расходов. Расчет заработной платы традиционно складывается из двух основных моментов: определение трудозатрат на оказание услуги и вычисление стоимости единицы трудоемкости.

Прямые затраты – это затраты, которые остаются неизменными, каким

не было количество произведенных услуг (плата за аренду помещения, затраты на оборудование, на выплату заработной платы).

Косвенные затраты – непостоянные затраты, обеспечивающие условия

для проведения мероприятий по непосредственному оказанию услуг. К ним также относятся затраты на функционирование административно-хозяйственного персонала.

В накладных расходах учитываются затраты, связанные с данной

социальной услугой (хозяйственные, командировочные, прочие расходы).

4. Этап формирования цены – включение в структуру цены

коэффициента рентабельности, надбавочных коэффициентов (надбавка, скидка), заключительная экспертная оценка, калькуляция цены и оформление прейскуранта.

Цена включает в себя все затраты на производство социальной услуги

– себестоимость, и прибыль.

Прибыль и рентабельность являются одним из важнейших показателей,

характеризующих эффективность социальной сферы. Прибыль рассчитывается путем умножения себестоимости на нормативный процент рентабельности. Рентабельность оказываемых учреждением социальных услуг определяется по формуле: R = (Ц – С) / Ц, где

R – рентабельность оказываемых услуг, Ц – цена оказываемых услуг, С

– себестоимость оказываемых услуг. В настоящее время предела рентабельности нет (ранее, например, в цене медицинской услуги размер рентабельности определялся в размере 25%. Сейчас эти ограничения сняты).

Далее проводится заключительная экспертная оценка. Цель экспертизы

– логическая и механическая проверка прейскуранта. Оформление прейскуранта – техническая работа, которой завершается расчет цен.

5. Этап коррекционной работы – ввод инфляционных коэффициентов,

расчет цен на вновь вводимые услуги, использование новых методик ценообразования. Если прейскурант выполняет роль «визитной карточки» цены – в нем указываются порядковый номер, код, калькуляционный объект, калькуляционная единица и прейскурантная цена, то калькуляционный лист это очень важный и подробный документ по которому контролируется правильность расчетов и проводится их коррекция.

Текущая коррекция цен – необходимое условие соответствия

прейскуранта меняющимся экономическим условиям, она должна проводиться регулярно, не реже одного раза в квартал, при необходимости чаще. Для коррекции цен необходимо учитывать как минимум три основных фактора: уровень инфляции, изменение масштаба цен и покупательскую способность населения. Рост цен не всегда напрямую коррелирует с уровнем инфляции, поэтому необходим учет масштаба цен и степени чувствительности спроса к изменению цен.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: