Рыночный механизм. Закон стоимости и его функции

РЫНОК (market) - обмен, организованный по законам товарного производства и обмена; совокупность отношений товарного и денежного обращения. Различают местный, национальный (внутренний) и мировой (внешний) рынок. При рыночном регулировании экономики существуют рынки товаров и услуг, рабочей силы, ссудных капиталов; с появлением акционерной формы собственности образуется рынок ценных бумаг. Рынком (аукционом, базаром, биржей, ярмаркой) называют также место, где совершаются акты купли - продажи.

РЫНОЧНЫЙ МЕХАНИЗМ (market mechanism) - спрос и предложение в единстве с ценой. СПРОС (D, demand) - потребность, представленная на рынке и обеспеченная соответствующими денежными средствами. ПРЕДЛОЖЕНИЕ (S, supply) - совокупность товаров и услуг, находящихся на рынке или способных туда быть доставленными.

БИРЖА (exchange) - наиболее развитая форма регулярно функционирующего оптового рынка заменимых товаров, продающихся по стандартам (сортам), а иногда и по образцам, а также рынка ценных бумаг (акций и облигаций) и иностранной валюты.

ЯРМАРКИ (fair) - крупные периодические рынки, организуемые постоянно в одном и том же месте, в определенный срок и на определенное время, доступные всем предприятиям и лицам.

ТОРГИ (tenders, bargainings) - состязательная форма закупки, при которой покупатель объявляет конкурс для продавцов на товар с определенными технико-экономическими характеристиками. Международные торги - ТЕНДЕРЫ бывают двух видов: открытые (публичные), в которых могут принимать участие все желающие фирмы, и закрытые с участием лишь наиболее известных на мировом рынке поставщиков и подрядчиков. Единичные торги объявляют тогда, когда надо сохранить тайну сделки, при срочности заказа, или когда данный заказ в состояний выполнить только одна фирма.

АУКЦИОН (auction) - способ продажи отдельных партий товаров или предметов, которые по очереди выставляются для осмотра и считаются проданными поэтому, кто предложил высшую цену. Аукционный торг начинается с объявления партии товара (лота) или предмета и отправной цены. Присутствующие предлагают свои цены, набавляя не ниже установленной для данного товара минимальной надбавки (английский аукцион - English auction). На некоторых аукционах аукционист объявляет в качестве отправной наивысшую цену и постепенно снижает ее, пока один из покупателей не выразит желания купит товар по данной цене (голландский аукцион - dutch auction). Закрытый аукцион (sealed auction) - все покупатели предлагают цену одновременно (обычно в виде письменных заявок). Товар продается поэтому, чья цена оказалась выше. Общее правило всех аукционов - отсутствие ответственности продавца за качество товара (покупатель сам видит товар и знает, что покупает).

РЫНОЧНОЕ РАВНОВЕСИЕ - такое состояния рынка, при котором предложение по объему и структуре соответствует спросу.

ЗАКОН СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ - экономический закон товарного производства, характеризующий взаимодействие и взаимосвязь между спросом и предложением и его объективное стремление к соответствию. Если предложение товаров превышает спрос на них, рыночная цена падает ниже стоимости. Если же спрос превышает предложение, рыночная цена повышается, отклоняясь вверх вот стоимости. Производство товаров, цен(которых превышают стоимость, приносит дополнительную прибыль. Поэтому сюда переливается капитал, переходят работать производители товаров, в итоге чего производство данных товаров увеличивается. Если же цена товара оказывается ниже стоимости, производство его не приносит обычной средней прибыли или даже оказывается убыточным. Поэтому отсюда перетекает капитал в другие отрасли,производство сворачивается. Именно таким образом - через постоянные колебания цен вокруг стоимости прокладывает себя путь тенденция к соответствию спроса и предложения, заложенная в закон спроса и предложения.

ЗАКОН СТОИМОСТИ (law of value) - объективный закон товарных отношений, согласно которому стоимость товаров определяется затратами общественного (абстрактного) труда и товары обме- ниваются в соответствии с их стоимостью (общественно необходы -мыми затратами труда). Закон стоимости: 1. Регулирует пропорции общественного производства, распределение труда по отраслям; 2. Стимулирует развитие производительных сил; 3. Обусловливает дифференциацию, расслоение товаропроизводителей.

Свою функцию стихийного регулятора производства закон стоимости выполняет через действие закона спроса и предложения.

Закон стоимости - стихийный регулятор товарного производства

П о к а з а т е л и Сапоги Ткани
01. Платежеспособный спрос (ед.)    
02. Фактическое предложение)(ед.)    
03. Движение цены по отношению к стоимости падает растет
04.Движение производства падает растет

Если производство превышает спрос, цена на товар падает ниже стоимости, снижаются доходы товаропроизводителей, выручка вот продажи данного товара в части товаропроизводителей не окупает затрат, производство сокращается, товаропроизводители переходят туда, где можно получить больший доход, туда же переливается капитал. Если спрос превышает предложение, цены поднимаются, производители данного товара получают дополнительный доход, сюда переходят работать новые товаропроизводители и перетекает капитал. 0бъем производства под действием данного закона изменяется в соответствии с платежеспособным спросом.

Закон стоимости - двигатель стихийного развития производительных сил в товарном хозяйстве и основа дифференциации товаропроизводителей.

П о к а з а т е л и Группы товаро -производителей
  I II III
01. Затраты на производство 1 г ткани (время) 1,0 0,5 2,0
02. Производится за 10 часов (м)      
0З. Выручка вот продажи по цене 2 долл. / г      
04. Изменение выручки к средней - +20 -10

Закон стоимости стимулирует развитие производительных сил: то производители, которые лучше организуют производство, имеют высшую производительность труда, продавая свой товар по ценам, отвечающим средним, общественно необходимым затратам труда, получают дополнительный доход. То же, кто отстал, имеют низкую квалификацию, применяют отсталую технику и технологию, будут иметь меньшие, чем средние, доходы или же разорятся.

Закон стоимости обусловливает дифференциацию товаропроизводителей: меньшая часть их обогащается, большая часть - разоряется. При определенных условиях это приводит к появлению, с однои стороны, капиталистов, с другой стороны, пролетариев. Действие закона стоимости приводит также к появлению бедных и богатых предприятий, к банкротству части предприятий.

РЫНОЧНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ в сравнении с регулированием ее при помощи плана имеет свои достоинства и недостатки.

При рыночном регулировании экономики производство ориентируется на платежеспособный спрос населения. Производится то, что потребитель купит. Если же товар потребителю не нужен, его нельзя продать, и производство его будет прекращено.

Но рынок не реагирует на то потребности, которые не обеспечены деньгами. В 1911 г, в России голодало 30 млн. человек, а за границу было продан 13,5 млн. тонн зерна. Рынок реагировал на тех, у кого есть деньги: в магазинах Москвы и Петербурга можно было купит лучшее шампанское из Парижа или первые легковые автомобили из Лондона. Но рынку не было дела к тех, кто голодал: вон реагирует на деньги, а именно их не было в голодающих.

Переход к рыночному регулированию экономики требует создания системы социальной защиты: то, кто не имеет возможности зарабатывать, должен получать пособия: пенсии, стипендии и пр. - или необходимые предметы потребления бесплатно. Надо сориентировать производство так, чтобы в первую очередь производились товары первой необходимости, облагая драгоценности, дворцы и др. товары не первой необходимости повышенным налогом, создавая льготы для производства продовольствия и др. Иначе может оказаться, что имеющиеся в распоряжении общества ресурсы будут направлены на производство товаров для богатых, в то время как бедные останутся без самого необходимого.

Плановая система, если она сориентирована на удовлетворение потребностей всех граждан, не допустит вывоза зерна за границу в обмен на предметы роскоши, если часть граждан голодает. Аналогично будут распределяться ресурсы: на производство предметов первой необходимости они будут направятся преждет всего, предметов роскоши - в последнюю очередь.

Рынок создает противозатратный механизм, конкуренцию: при насыщенном рынке невозможно продавать товары дороже или худшего качества, чем конкуренты. Но конкуренция требует затрат. Чтобы она постоянная возможной, надо иметь 20-30% резервных мощностей. Направляя затраты на эти цели, надо соответственно уменьшать затраты на строительство жилья, развитие сельского хозяйства и т.п. Решение в том, куда в первую очередь направят затраты, следовало бы принимать сознательно, исходя из общих интересов. План позволяет это сделать.

Рынок при определенных условиях неоправданно сокращает производство ("шоковая терапия" в ряде стран Восточной Европы привела к сокращению объема промышленного производства на 40%). Сокращение производства надо сообразовывать с возможностями вовлечения высвобождаемых работников в новые процессы труда. Нет смысла высвобождать 10-15% работников, если имеющиеся ресурсы позволяют создавать новые рабочие места для 2-3% работников в ч.

Рынок способствует развитию инициативы и предприимчивости. Для того, чтобы начать какое-то дело, не надо разрешений, достаточно приложит деньги и труд. Другая сторона этой медали усиление реальной экономической и политической власты тех, у кого есть деньги, необходимость ее ограничения.

Решения, принимаемые на основе требований рынка, позволяют проводит экономически обоснованную специализацию и размещение производства и принимать другие хозяйственные решения на основе экономических критериев.

Плановое регулирование позволяет решать многие проблемы в короткие сроки, быстрее, чем рыночное, за счет быстрой концентрации ресурсов на необходимых направлениях. Оно необходим тогда, когда затраты нужны, но не приносят немедленно прибыли: в создание инфраструктуры, при проведении фундаментальных исследований и т.п.

Переход к рыночному регулированию облегчает вхождение в мировой рынок. Одновременно, заставляя жить и действовать по правилам мирового рынка неконкурентноспособную экономику, рыночное регулирование ставит ее в подчиненное положение к экономике стран с конкурентоспособной экономикой.

ЕМКОСТЬ РЫНКА (market capacity; absorption of market) - совокупный платежеспособный спрос покупателей. Емкость рынка предметов потребления и услуг характеризуется главным образом платежеспособным спросом населения, т.е. размером денежных доходов потребителей за вычетом их сбережений. Емкость рынка средств производства определяется потребностью народного хозяйства в средствах труда и предметах труда. Емкость рынка изменяется по мэр изменения доходов населения, движения общего уровня цен и изменений в соотношении цен на различные товары, с возникновением новых потребностей, ростом культурного уровня народа, изменения соотношения между городским и сельским населением. При растет доходов относительно быстрее растет спрос населения на непродовольственные товары, товары длительного пользования. При определенном уровне доходов населения спрос на продовольственные товары относительно стабилизируется. Сильное воздействие на размеры спроса могут оказывать изменения цен на товары взаимозаменяемые или взаимодополняющие.

Закон((нгеля (Еngеl's lаw's) или КАЧЕСТВЕНН(Е СХЕМ(ПОВЕДЕНИЯ: по мэр роста дохода общее потребление благ будет возрастать, но в разных пропорциях. Так, расход(на питание возрастут, но с одновременным переходом вот плохих к хорошим продуктам питания. Но судьба расходов на питание будет снижаться, зато возрастет судьба расходов на мебель, (лектротовар(, радиотовары, книги, на отдых, путешествия, на сбережения.

КОН(ЮКТУРА РЫНКА - складывающиеся на каждый данный момент условия реализации товаров. Конъюнктура определяется преждет всего соотношением спроса и предложения на товары. Состояние конъюнктуры характеризуют: уровень товарных запасов в оптовой и розничной торговые, соотношение денежных сбережений населения и объема розничного товарооборота, динамика цен, прибылей, процентов, курсов ценных бумаг, занятости и безработицы и т.д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: