double arrow

Законодательство Украины об экономической конкуренции

Согласно Закону Украины “Об Антимонопольном комитете Украины” (26.11.1993 г.), Антимонопольный комитет Украины контролирует соблюдения антимонопольного законодательства, рассматривает дела про его нарушение, принимает меры к нарушителям антимонопольного законодательства, дает рекомендации государственным органам относительно проведения мероприятий, направленных на развитие предпринимательства и конкуренции, разрабатывает и организовывает выполнения мероприятий, направленных на предотвращение нарушениям антимонопольного законодательства.

Антимонопольный комитет имеет право: 1. определять границе товарного рынка, а также монопольное положение на нем предпринимателей; 2. давать предпринимателям обязанности для выполнения распоряжения о прекращение нарушений антимонопольного законодательства и о восстановление антимонопольного положения, о принудительном делении монопольных образований, прекращения неправомерных соглашений между предпринимателями; 3. давать органам государственной исполнительной власти на местах обязанности к выполнению распоряжения об отмене или изменении принятых ними неправомерных актов, о прекращение нарушений и разрыва заключенных ними соглашений, которые противоречат антимонопольному законодательству, разрешать или запрещать создание монопольных образований; 4. вносить в соответствующие государственные органы обязанности для рассмотрения представления относительно отмены лицензий, прекращения операций внешнеэкономической деятельности предпринимателей в случае нарушения ними антимонопольного законодательства; 5. накладывать штрафы в случаях, предусмотренных действующим законодательством; 6. разрабатывать и утверждать нормативные акты по вопросам, которые належат к его компетенции.

Антимонопольный комитет получается Верховной Радой Украины в составе Председателя и 10-ти государственных уполномоченных, срок полномочий которых – 7 лет.

Государственный уполномоченный Антимонопольного комитета имеет право: 1.беспрепятственно входить в предприятия, учреждений, организаций за служебным удостоверением и иметь доступ к документам и другим материалам, необходимых для проведения проверки; 2. требовать устных или письменных объяснений должностных лиц и граждан; 3. требовать для проверки соблюдения антимонопольного законодательства необходимые документы и другую информацию в связи с реализацией его полномочий; 4. привлекать по согласованию специалистов, депутатов Советов к проведению проверок и ревизий; 5. рассматривать дела о нарушение антимонопольного законодательства и принимать решение по результатам рассмотрения.

Закон Украины “Об ограничение монополизма и недопущения недобросовестной конкуренции в предпринимательской деятельности” принятый 18.02.1992 г. В дальнейшему ряд положений этого закона были конкретизированы в Законах Украины “Об Антимонопольном комитете Украины ” (26.11.1993 г.), “О защите от недобросовестной конкуренции” (7.06.1996 г.), “Об естественных монополиях” (20.04.2000 г.), частично в Законе “О рекламе” (3.07.1996 г.).

11.01.2001 года был принятый Закон Украины “О защите экономической конкуренции”, который заменил Закон “Об ограничение монополизма и недопущения недобросовестной конкуренции в предпринимательской деятельности”.

Закон определяет экономическую конкуренцию как соревнования между субъектами хозяйствования с целью получения благодаря собственным достижениям преимуществ над другими субъектами хозяйствования, вследствие чего потребители, субъекты хозяйствования имеют возможность выбирать между несколькими продавцами, покупателями, а отдельный субъект хозяйствования не может определить оборота товаров на рынке.

Закон запрещает антиконкурентные согласованные действия субъектов хозяйствование, злоупотребления монопольным (доминирующим) положением на рынке, антиконкурентного действия органов власти, органов местное самоуправление, органов административно-хозяйственные управления т контроля, ограничительную т дискриминационная деятельность субъектов хозяйствование т объединений. Закон также устанавливает процедуры контроля за концентрацией субъектов хозяйствование, рассмотрения заявлений и дел о предоставление разрешения на согласованные действия, концентрацию субъектов хозяйствование, а также процедуру рассмотрения справь о нарушение законодательства о защите экономической конкуренции, ответственность за нарушением законодательства о защите экономической конкуренции.

Антиконкурентными согласованными действиями являются согласованные действия, которые привели ли могут привести к недопущению, устранения или ограничения конкуренции, в частности: 1. установления (поддержания) монопольных цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок; 2. распределение рынков по территориальному принципу, ассортиментом товаров, объемом их реализации или закупок или за колом потребителей ли за другими признаками с целью их монополизации; 3. устранения из рынка или ограничение доступа на него продавцов, покупателей, других предпринимателей.

Монопольное положение – доминирующее положение предпринимателя, которое дает нему возможность самостоятельно или вместе с другими предпринимателями ограничивать конкуренцию на рынке определенного товара. Монопольным признается положение предпринимателя, частица которого на рынке определенного товара превышает 35 %. Решением Антимонопольного комитета Украины может признаваться монопольным положение предпринимателя, частица которого на рынке определенного товара меньшая 35 %. Монопольным (доминирующим) считается также положение нескольких субъектов хозяйствования, если трем из них належит больше как 50%, а пятерым – больше 70%.

Монопольное положение предпринимателей на рынке для всех товаров производственного назначения (продукции производственно-технического назначения), а также в обращения капиталов (финансов, ценных бумаг и т.п.) определяется в границах территории Украины.

Монопольное положение предпринимателей на рынке для всех видов товаров народного потребления, а также для всех видов работ и услуг определяется Антимонопольным комитетом Украины и его территориальными управлениями в границах административной области или автономии (район, населенный пункт).

Злоупотреблениями монопольным положением на рынке считаются: 1.навязывания таких условий договора, которые ставят контрагентов в невыгодное положение, или дополнительных условий, которые не относятся к предмету договора, в том числе навязывания товара, ненужного контрагенту; 2. ограничения или прекращения производства, а также изъятия из оборота товаров с целью создания или поддержки дефицита на рынке или установления монопольных цен; 3. частичный или полный отказ от реализации или закупки товара при отсутствии альтернативных источников снабжения или сбытый с целью создания или поддержки дефицита на рынке или установления монопольных цен; 4. установления дискриминационных цен (тарифов, расценок) на свои товары, которые ограничивают права отдельных потребителей; 5.другие действия с целью создания препятствий доступу на рынок (выхода из рынка) других предпринимателей.

Антиконкурентными действиями органов власти Закон признает:1.запрет создания новых предприятий или других организационных форм предпринимательства в любой сфере деятельности, а также установления ограничений на осуществление отдельных видов деятельности, на производство определенных видов товаров с целью ограничения конкуренции; 2.принуждения предпринимателей к приоритетному заключению договоров, первоочередной поставки товаров определенному колу потребителей; 3.принятия решений о централизованном распределении товаров, который приводит к монопольному положению на рынке; 4.установления запрета на реализацию товаров с одного региона республики в другого; 5.предоставления отдельным предпринимателям налоговых и других льгот, которые ставят их в привилегированное положение относительно других предпринимателей, который приводит к монополизации рынка определенного товара; 6.ограничения прав предпринимателей относительно приобретения и реализации товаров; 7.установления запретов или ограничений относительно отдельных предпринимателей или групп предпринимателей.

Дискриминацией предпринимателей признается также заключения между органами власти и управления соглашений, создания структур государственного управления или наделение существующих министерств, государственных комитетов, других структур государственного управления полномочиями для проведения действий, предусмотренных выше перечисленным.

Закон Украины “О защите от недобросовестной конкуренции” (7.06.1996 г.) относит к недобросовестной конкуренции:

1.неправомерное использование деловой репутации хозяйничающего субъекта (предпринимателя), использования чужих обозначений, рекламных материалов, упаковки, товара другого производителя, копирования внешнего вида изделия;

2.сравнительную рекламу. Сравнительной считают рекламу, которая содержит сравнения с товарами, услугами или деятельностью другого хозяйничающего субъекта. Не признается неправомерным сравнения в рекламе, если приведенные сведения о товарах, работе, услуге подтвержденные фактическими данными, есть достоверными, объективными, полезными для информирования потребителей;

3.создания препятствий хозяйничающим субъектам в процессе конкуренции и достижения неправомерных преимуществ в конкуренции: дискредитация хозяйничающего субъекта, купля-продажа товаров, выполнения работ, предоставления услуг с принудительным ассортиментом; склонения к: бойкоту хозяйничающего субъекта, поставщика – к дискриминации покупателя, предпринимателя – к разрыву договора с конкурентом, а также подкуп работника поставщика или работника покупателя; достижения неправомерных преимуществ в конкуренции, то есть получения преимуществ путем нарушения действующего законодательства, которое подтвержденное решением государственного органа, наделенного соответствующей компетенцией;

4.неправомерное собирание, разглашения и использования коммерческой тайны. Коммерческая тайна предприятия – это сведения, связанные с производством, технологией, управлением финансами и другой деятельностью предприятия, которые не является государственной тайной, разглашения которых может нанести вред его интересам. Состав и объем сведений, которые належат к коммерческой тайне, порядок их защиты определяется руководителем предприятия. Ведомости, которые не могут составлять государственную тайну, определяются Кабмином Украины.

Ответственность за недобросовестную конкуренцию:

- Антимонопольный комитет за недобросовестную конкуренцию может наложить штраф в размере 3 % от выручки хозяйничающего субъекта или 5 тыс. не обложенными налогами минимумов доходов граждан; (2 тыс. минимумов для тех, кто не являются хозяйничающими лицами);

- убытки, нанесенные недобросовестной конкуренцией, подлежат возмещению за исками заинтересованных лиц в порядке, который определенный гражданским законодательством Украины;

- товары с неправомерно использованными обозначениями или копии изделий других производителей могут быть за иском заинтересованных лиц решением Антимонопольного комитета Украины изъятые как у производителя, так и у продавца;

- Антимонопольный комитет имеет право принять решение про официальное опровержение за счет нарушителя распространенных ним неправдивых, неточных или неполных сведений в срок и способ, определенный законодательством или этим решением.

Закон Украины “Об естественных монополиях” (20.04.2000 г.) определяет естественную монополию как “состояние товарного рынка, при котором удовлетворения спроса на этом рынке есть более эффективным при условии отсутствия конкуренции вследствие технологических особенностей производства (в связи с важным уменьшением затрат производства на единицу товара по мере увеличения объемов производства), а товары (услуги), которые вырабатываются субъектами естественных монополий, не могут быть заменены в потреблении другими товарами (услугами), в связи с чем спрос на этом товарном рынке меньше зависит от изменения цен на эти же товары (услуги), чем спрос на другие товары (услуги)”.

Предметом регулирования деятельности естественных монополий есть цены на товары и доступ потребителей к товарам, которые вырабатываются (реализуются) субъектами естественных монополий. Субъекты естественных монополий обязанные соблюдать установленный порядок ценообразования, стандартов и показателей безопасности и качества товаров, а также других условий и правил осуществления предпринимательской деятельности в сферах естественных монополий и на сопредельных рынках. Субъекты естественных монополий не могут совершать действий, которые приводят или могут привести к невозможности производства (реализации) товаров, относительно которых осуществляется регулирования соответственно этому Закону, или к замене их другими товарами, не одинаковыми по потребительскими характеристиками.

Регулирования деятельности субъектов естественных монополий осуществляется национальными комиссиями, которые получаются и ликвидируются Президентом Украины. В случаях, установленных законом, регулирования деятельности субъектов естественных монополий может осуществляться органами исполнительной власти и органами местного самоуправления.

КМУ утверждает “ Порядок определения сумм, которые должны вноситься в бюджет предприятиями - монополистами в связи с превышением расчетной величины фонда зарплаты”, согласно которого такие предприятия вносят в бюджет 30% суммы превышения расчетной величины фонда оплаты работы.

Закон Украины “О рекламе” ( 3.07.1996 г.) запрещает недобросовестную рекламу. Недобросовестной рекламой считается реклама, которая вследствие неточности, недостоверности, двусмысленности, преувеличения, умолчания, нарушения требований относительно времени, места и способа распространения и других требований, предусмотренных законодательством Украины, вводит или может ввести в заблуждение потребителей рекламы, нанести ущерб лицам и государству.

В рекламе запрещается:1.распространять информацию относительно продукции, производство или реализацию которой запрещен законодательством Украины; 2.вмещать утверждение, которые являются дискриминационными за признаками происхождения, социального и имущественного состояния, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, отношения к религии, за языковыми признаками, за родом и характером знаний, местожительством, за других обстоятельств или такие, что дискредитируют продукцию других лиц; 3.представлять сведения или призывать к действиям, которые могут спричинити нарушения законодательства, наносят ли могут нанести ущерб здоровью или жизни людей и окружающей среде, а также побуждают к небрежению средствами безопасности; 4. приводить утверждение, что дискриминируют лица, которые не пользуются продукцией, которая рекламируется; 5.использовать или имитировать изображение Государственного Герба Украины, Государственного Флага Украины и звучания Государственного Гимна Украины, изображения государственных символов других государств и международных организаций, а также официальные названия государственных органов Украины, кроме случаев, предусмотренных законодательством; 6. рекламировать продукцию, которая подлежит обязательной сертификации или производство или реализация которой требует специального разрешения(лицензии), в случае отсутствия соответствующего сертификата, лицензии; 7. вмещать изображение физического лица или использовать его имя без согласия последнего; 8. имитировать (копировать или наследовать) общее решение, текст, изображения, музыкальные и звуковые эффекты, которые применяются в рекламе другой продукции, если другое не предусмотрено законодательством Украины про авторское право и сопредельные права.

Рекламодатель обязан на требование производителя или распространителя рекламы предоставить документальные подтверждения достоверности информации, необходимой для производства и распространение рекламы.

Закон Украины “Об охране прав на знаки для товаров и услуг” (15.12.1999 г.) регулирует отношения, которые возникают в связи с обретением и осуществлением права собственности на знаки для товаров и услуг в Украине.

Знак для товаров и услуг – обозначения, за которым товары и услуги одних лиц отличаются от однородных товаров и услуг других лиц. Объектом знака могут быть словесные, зображувальні, объемные и прочие обозначения или их комбинации, выполненные в любом цвету или объединении цветов.

Право на знак удостоверяется свидетельством. Срок действия свидетельства составляет 10 лет от даты представления заявки к Ведомству (Государственное агентство по вопросам интеллектуальной собственности). Ведомством за ходатайством собственника свидетельства, представленным на протяжении последнего года действия свидетельства, он продолжается каждый раз на 10 лет. Объем правовой охраны, которая предоставляется, определяется приведенными в свидетельстве изображениям знака и перечнем товаров и услуг.

Не могут получить правовую охрану обозначения, которые изображают: государственные гербы, флаги и эмблемы; официальные названия держал; эмблемы, сокращенные или полные названия международных межправительственных организаций; официальные контрольные, гарантийные и пробирные клейма, печати; награды и прочие отличия.

Не могут быть зарегистрированы как знаки обозначения, которые: не имеют розрізняльної способности ли есть общеупотребительными символами и сроками; есть обманчивыми или такими, что могут ввести в девясила относительно товара, услуги или лица, которое вырабатывает товар ли предоставляет услугу; належат другим лицам; воссоздают названия известных произведений искусства, науки или цитаты и персонаже из них, произведения искусства и их фрагменты без согласия собственников авторского права; фамилии, имена, псевдонимы и производные от них портреты и факсимиле известных в Украине лиц без их согласия.

Лицо, которое желает получить свидетельство, подает в Ведомство заявку. После экспертизы заявки и положительных ее выводов и при наличии документа об уплате сбора за выдачу свидетельства Ведомство публикует в своем официальном бюллетене определенные ним сведения о выдаче свидетельства. Одновременно осуществляется государственная регистрация знака, для чего Ведомство вносит в реестр соответствующие сведения. Собственник свидетельства имеет право даты любому лицу разрешение (выдать лицензию) на использование знака на основании лицензионного договора. Он должен содержать условие о том, что качество товаров, изготовленных по договору, не будет низшей от качества товаров собственника свидетельства. Нарушитель прав собственника свидетельства обязанный возместить нему причиненные убытки.

Закон Украины “Об охране прав на указание происхождения товаров” (16.06.1999 г.) определяет правовые основы охраны прав на указание происхождения товаров в Украине и регулирует отношения, которые возникают в связи с их обретением, использованием и защитой.

Простое указание происхождения товара – любое словесное или зображувальне (графическое) обозначения, которые прямо или опосредствованно указывает на географическое место происхождения товара.

Квалифицированное указание происхождения товара охватывает название места происхождения товара и географическое указание происхождения товара. Название места происхождения товара (НМП) – название географического места, которое употребляется как обозначения в названии товара, который походит из указанного географического места и имеет особые свойства, исключительно или главным образом обусловленные характерными для данного места естественными условиями или объединением этих условий с характерным для данного географического места человеческим фактором. Географическое указание происхождения (ГЗП) товара – название географического места, которое употребляется как обозначения в названии товара, который походит из этого географического места и имеет определенные качества, репутацию и прочие характеристики, в основному обусловленные характерными для данного географического места естественными условиями или человеческим фактором или объединением этих естественных условий и человеческого фактора. Правовая охрана предоставляется квалифицированному указанию происхождение товара.

Свидетельство, которое заверяет регистрацию права на использование квалифицированного указания происхождения товара, действует на протяжении 10 лет от даты представления заявки. Срок его действия продолжается на следующие 10 лет, на основании заявления собственника свидетельства, представленной на протяжении последнего года действия свидетельства.

Собственник свидетельства имеет право применять предупредительное маркирование места происхождения и географического указания товара. Для этого используют обведенную овалом аббревиатуру: в первом случае – НМП, в второму – ГЗП. Вместо этого может наноситься текст: “Зарегистрирована в Украине название места происхождения товара” или географическое указание происхождения товара. Собственник свидетельства, в частности, имеет право требовать от нарушителя изъятия из обращения товаров с неправомерным использованием указания происхождения; изъятия из товара ли его упаковки неправомерно нанесенного указания происхождения, а при невозможности этого – уничтожения товара; возмещения потерь, включая неполученные доходы (возмещения убытков в размере не больше нож получен нарушителем прибыль).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: