double arrow

Сущность и организация конкуренции


КОНКУРЕНЦИЯ (competition) - состязательность предпринимателей, когда их самостоятельные действия ограничивают возможности каждого из их воздействовать на общие условия реализации товаров на рынке и стимулируют производство тех товаров, которые требуются потребителю.

КОНКУРЕНЦИЯ, ЕЕ ВЫГОДЫ И ИЗДЕРЖКИ. Конкуренция - борьба между производителями за наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров.

Она выступает как внешняя принудительная сила - заставляющая производителей повышать эффективность производства, качество продукции, разнообразить ассортимент товаров, увеличить накопления и разширять производство. Конкуренция создает постоянную угрозу того, что при выпуске некачественной или дорогой продукции какой-то другой производитель перехватит потребителя, доходы и приведет данного производителя к разорению. Конкуренция подчиняет производителя диктата потребителя: последний определяет, какие товары производить и потреблять. Конкуренция принудительно заставляет внедрять достижения науки и техники: поспешивший с их внедрением может выиграть, опоздавший - может разориться.




Одновременно конкуренция - механизм стихийного регулирования пропорций общественного производства. Погоня за прибылью стимулирует выпуск тот продукции, на которую существует повышенные цены, которая приносит повышенную прибыль. Поскольку повышение цен обусловлено превышением спроса над предложением - предприятия в первую очередь стараются выпускать то товары, на которые существует повышенный спрос. Предприятия и другие производители, руководствуясь собственной выгодой, как бы направляемые "невидимой руки (по выражению Адама Смита), способствуют удовлетворению общественных потребностей.

Конкуренция заставляет прекращать производство на ряде предприятий. Если этот процесс не контролировать, потери вот него могут оказаться чрезмерными. Это подтвердил опыт перепоходка к рыночной экономике в странах Восточной Европы и СНГ: производство здесь заугощаю прекращалось, высвобождались определенные ресурсы рабочей силы, сырье, но вовлечь их в новые процессы труда возможности не было, так как отсутствовала новая техника и технология. В таких условиях лучше иметь возможность выбирать: прекращать производство или поддерживать предприятие "на плаву". Чтобы избежать ненужных потерь, надо стремиться к поэтому, чтобы производство прекращалось тогда, когда высвобождающиеся ресурсы рабочей силы и сырья могут быть использованы с большей эффективностью, для производства лучшей продукции, когда созданы условия для обеспечения высвобожденных работников более совершенными средствами производства.



Конкуренция требует дополнительных затрат. Если производственные мощности заняты на 100%, трудно говорит в заинтересованности предприятия в выпуске более качественной или более дешевой продукции. Чтобы конкуренция была действенной, надо строить конкурирующие предприятия : дополнительные швейные фабрики, пивзаводы и пр. При конкуренции предложение товаров должно превышать спрос. Это можно обеспечить или за счет резервных мощностей (примерно 20-30% производственных мощностей в развитых странах Запада обычно не задейсвован() и резервной рабочей силы; или же за счет уценки непроданн(х товаров. В том и другом случае потери неибежн(.

Строительство дополнительных предприятий для создания конкуренции соответственно уменьшает возможности удовлетворения вторых потребностей : строительство жилья, увеличения производства мебели и др. Если общество не в состоянии было удовлетворить насущные потребности основной массы населения, тратит ресурсы на повышение качества товаров для части населения преждевременно. Надо иметь возможность выбора : удовлетворять ли самые насущные потребности основной массы населения или же тратит ресурсы на повышение качество товаров для более обеспеченной части населения. Конкуренция ограничивает возможности такого выбора.

Само поддержание конкуренции также требует затрат (на рекламу, встречные перевозки и т.п.) К.Маркс писал: "...Капиталистический способ производства принуждает к экономии в каждом отдельном случае, тем не менее его анархическая система конкуренции вызывает безмерное расточение общественных средств производства и рабочих сил, а также множество функций, в настоящее время неизбежных, но по существу дела излишних". [Маркс К..Энгельс Ф. Соч.2-е изд.Т.23, С. 539 ].



МЕТОДЫ КОНКУРЕНТНОЙ БОРЬБЫ. Распространенный метод конкуренции - маневрирование ценами: снижение цен в сравнении с конкурентами, применение различного рода скидок с цен. В современных условиях все большее значение приобретает НЕЦЕНОВАЯ КОНКУРЕНЦИЯ (nonprice competition): обеспечение высшего качества продукции, ее надежности, лучшего дизайна, совершенствование методов сбыта, предоставление услуг, гарантий, льгот потребителю и т.п. реклама. Один из видов конкурентной борьбы - БОРЬБА ЗА ДОЛЛАР ПОТРЕБИТЕЛЯ. Фирмы, за счет рекламы своей продукции пытаются убедить потребителя купит именно их товар. Большое значение в конкурентной борьбе имеет обладание патентами и ноу-хау. Оно позволяет уйти вот конкуренции и оказаться на рынке в ролы монопольного производителя определенной продукции. Расширение ассортимента товаров позволяет предприятию " работать" на определенные группы потребителей и таким путем завоевать рынок. В США продается одновременно 10 тыс. сортов мучения, более 4 тыс. видов консервированной кукурузы и 500 сортов горчицы.

МЕЖОТРАСЛЕВАЯ КОНКУРЕНЦИЯ ( interindustry competition ) - один из видов конкурентной борьбы за получение более высокой нормы прибыли на авансированный капитал. Капиталы из отраслей с низкой нормой прибыли переливаютс я в отрасли с более высокой нормой прибыли. В первых производство сокращается, уменьшается предложение товаров. Это вызывает повышение цены, вместе с неи растет норма прибыли. Во - вторых, производство расширяется, растет предложение товаров, снижается их цена. Постоянный перелил капитала из однои отрасли в другую ведет к выравниванию отраслевых норм прибыли и формированию средней нормы прибыли на вложенные капиталы. Через механизм межотраслевой конкуренции происходит распределение капиталов, рабочей силы, средств производства между разными отраслями производства.

КОНКУРЕНЦИЯ ЧИСТАЯ (СОВЕРШЕННАЯ, ИСТИННАЯ) - термин, характеризующий абстрактную модель функционирования рыночного механизма, эффективно выполняющего функцию регулятора производства. Предполагает существование большого количества продавцов и покупателей, каждый из которых обладает достаточной полной информацией в положении дел на рынке ( цены товаров, спрос, предложение товаров, их качество и т.п.), а потому никто из их не может контролировать рыночный спрос, поставку товара на рынок или цену. При совершенной конкуренции отсутствуют ограничения для появления новых производителей, существует свободный перелил капитала, равенство транспортных издержек и т.д. Рыночный спрос принимается за адекватное выражение общественных потребностей.

НЕСОВЕРШЕННАЯ КОНКУРЕНЦИЯ (imperfect competition) - конкуренция в условиях, когда отдельные производители имеют возможность контролировать цены на рынке.

БАРЬЕРЫ ДЛЯ КОНКУРЕНЦИИ (barriers to competition) - факторы, ведущие к ослаблению конкуренции. Основные из их законодательные и экономические. Законодательные - патенты, ограничения для вхождения в отрасль,ограничения на иностранную торговлю. Экономические - дифференциация продукта (наделение его специфическими характеристиками, выделяющими продукт из ряда абсолютно аналогичных товаров ).

ОГРАНИЧЕНИЯ НА ВХОЖДЕНИЯ В ОТРАСЛЬ (entry restictions) - правительственные решения, связанные с регулированием цен и деятельности корпораций затрудняющие прибыльную деятельность вновь входящих в отрасль предприятий.

МОНОПОЛИЯ (monopoly) - ситуация на рынке, когда все предложение товаров или услуг находится в руках одного продавца. Вон получает возможность определять цены, качество продукции, объем сбыта и др. Используя свое монопольное положение, производитель может получать выгоды и преимущества за счет своих контрагентов, навязывая им завышенные цены на свою продукцию, покупая их товары по заниженным ценам, поставляя товары пониженного качества, в принудительном ассортименте и т.п. В монополиста отсутствуют стимулы расширять и совершенствовать производства, поскольку вон не испытывает внешнего, конкурентного давления.

ЕСТЕСТВЕННЫЕ МОНОПОЛИИ (natural monopoly) - возникают при эксплуатации уникальных месторождений полезных ископаемых или вторых исключительных природных условий. В некоторых отраслях ( большинство предприятий общественного пользования обеспечивающих снабжение водой, электричеством, газом, кабельное телевидение, автобусные фирмы и др.), где экономия, обусловленная ростом масштабов производства, особенно резко выражена и в то же время конкуренция затруднительна или неосуществима - также существует монополия, которая может быть классифицирована как естественная.

Обычно таким монополиям предоставляют исключительные привилегии поставят воду, электроэнергию, газ, оказывать телефонные услуги или осуществлять перевозки пассажиров. В обмен получают право регулировать действия таких монополий : определять территорию, на которой имеет право действовать данная фирма, требования к качеству ее товаров и услуг, контролировать назначаемые ею цены.

МОНОПСОНИЯ (monopsony) - ситуация на рынке, когда один покупателю противостоит большое количество продавцов (государственные закупки вооружений, сельскохозяйственной продукции и др.). Монопсония может приводит к тем же результатам, что и монополия : занижению цен на приобретаемые товары и сырье, навязыванию продавцам невыгодных условий приобретения товаров и т.п.

ОЛИГОПОЛИЯ (oligopoly) - ситуация на рынке, когда относительно небольшое количество крупных продавцов противостоит массе относительно мелких покупателей. Продавцы в этих условиях вынуждены считаться с действиями конкурентов. Олигополия стимулирует неценовую конкуренцию, т.к. существенное снижение издержек требует больших капитальных вложений, которые трудно скрыть вот конкурентов. Доступ на рынок новым производителям затруднен : им сразу приходится вступать в конкуренцию с весьма сильными конкурентами , хорошо освоившими рынок. Олигополия создает предпосылки для монополистического сговора продавцов. В послевоенный период олигопольная структура рынка постоянная типичной для большинства развитых капиталистических стран.

ОЛИГОПСОНИЯ (oligopsony) - ситуация на рынке, при которой достаточно ограниченному количеству покупателей противостоит большое количество продавцов - производителей.

ПОЛИПОЛИЯ - ситуация на рынке, при которой существует ограниченное число крупных продавцов. Но при этом их количество оказывается достаточным для поддержания конкуренции.

ДЕРЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ направлено на ликвидацию негативных последствий монополизации ряда отраслей, связанной с государственным вмешательством. Оно означает отмену государственных мэр, ограничивающих отдельные отрасли при корпорации вот конкуренции, усиление ролы конкурентных начал, попытку организовать конкуренцию в данных отраслях.

В США традиционно ряд инфраструктурных отраслей, оказывающих услуги населению, регулируется органами власты. Это транспорт, связь, водоснабжение, коммунальные услуги и т.д. Перевод их на нерыночные методы хозяйствования позволил наладит бесперебойное их функционирование и избежать роста цен. Существующая здесь монополия 1-2 компаний вызывает необходимость контролировать федеральными или местными властями уровень цен, утверждать планы хозяйственной деятельности. Убытки таких компаний компенсируются дотациями из федерального или местного бюджета.

Такая практика имеет свои недостатки. Дотации обременительны для бюджета, замедляется научно -технический прогресс, повышение экономической эффективности. В ряде случаев признается целесообразным поставит предприятия под ударь конкуренции, перевести их на рыночные условия хозяйствования. Так, отраслевая монополия АТТ была разделена на 23 самостоятельных региональных компаний. Это ускорило НТП. Региональные телефонные компании, которые ранее были обязаны использовать оборудование исключительно производства АТТ, стали закупать его в конкурирующих фирм, внедрять оптико-волоконные системы связи.

Государство в течение длительного времени старалось поддерживать так называемые хронически депрессивные отрасли (например, в США к ним относят черную металлургию и др.). Отказ вот налоговых льгот депрессивным отраслям привел к более быстрой трансфомации отрасли : в лучшем положении оказались то фирмы, которые повысили свою конкурентоспособность за счет применения нетрадиционной, новейшей техники и технологии, создания совместных предприятий с иностранными фирмами, диверсификации производства и т.п.

УСЛОВИЯ СОЗДАНИЯ КОНКУРЕНЦИИ. Переход к рыночной (кономике в странах Восточной Европы и СНГ заставил вплотную заняться анализом особенностей их экономики с учетом курса на создание конкуренции, выяснением условий ее создания.

1. Первоочередное значение в современных условиях для преодоления монополизма имеет насыщение рынка товарами, так как избыток денег на рынке превращает дорогого производителя в монополиста. Диктат производителя позволяет ему не заботиться в повышении качества продукции, эффективности производства, расширении ассортимента выпускаемой продукции. Развитие кооперации в СССР в конце 90-х годов показало, что. избыток денег на рынке способствовал возникновению технически слабо оснащенного, неконкурентноспособного в нормальных условиях производства, снижению производительности труда. Однако дефицит продукции позволял за счет завышения цен не только окупать затраты, но и обеспечивать в кооперативах более высокую оплату труда, чем на государственных предприятиях, выпускающих ту же продукцию.

Для того, чтобы обеспечить постоянное превышение предложения над спросом, необходим определенное перепроизводство или наличие определенных резервов рабочей силы и производственных мощностей.

2. На рынке должно быть большое количество хозяйствующих объектов, вынужденных конкурировать друг с другом. Безопасный, с точки зрения монополизации, рынок предполагает наличие 10 и более конкурирующих фирм, причем судьба крупнейшей из их не должна превышать 31 %, двух крупнейших - 44, трех - 54 и четырех - 63%.

Для этого надо обеспечить свободу предпринимательства, создать равные возможности коммерческой деятельности для разных производителей, условия для межотраслевого перелива капитала, внедрения на рынок новых конкурирующих компаний.

Государство поощряет создание малых предприятий, помогает им займами, дает налоговые льготы, развивает систему гарантий и страхования кредитов, обеспечивает коммерческой информацией, устанавливает законодательные гарантии по предотвращению полного банкротству, выделяет специалистов для координации деятельности малых предприятий, обеспечивает повышение квалификации управленческого персонала. Начинающим фирмам выделяют площади, частично финансируемые государством, предоставляют за небольшую плату оборудование, помогают бухгалтерскими и иными специальными услугами.

Развитие лизинга и аренды в сельском хозяйстве. позволяет начинать дело, не располагая значительным стартовым капиталом. Венчурное предпринимательство также позволяет начать разработку новых товаров, машин , приборов и т.п., не имея стартового капитала, опираясь на кредитную помощь государства, банков и фирм.

Появление на рынке данного товара новых производителей способствуют налоговые и кредитные льготы для предприятий, осваивающих новую продукцию, диверсификация производства в крупных фирмах.

Особое значение для развития конкуренции в современных условиях имеет включение национальной экономики в мировой рынок. Это существенно расширяет количество конкурирующих между собой производителей, по - новому ставит вопрос об отношении к предприятиям - монополистам. Так, фирма " Фиат " держит в своих руках в Италии практически все производство автомобилей. Но она вынуждена и внутри Италии, и на мировом рынке конкурировать с мощными американскими, японскими, немецкими и др. фирмами. Разукрупнение такого рода мощных производственных комплексов грозит потерей ими конкурентноспособности, падением объемов производства и качества продукции.

Роль мирового рынка как средства развития конкуренции усиливается по мэр создания данной страной экспортного потенциала, обеспечения конвертируемости национальной валюты, облегчения импорта продукции и ввоза иностранного капитала. В некоторых отраслях конкуренция может эффективно развиваться только на мировой арене (производство самолетов, автомобилей, ЭВМ и т.д.).

Конкуренции способствует развитие конкурсных условий предоставления заказов (торги, тендеры и т.п.).

3. В наших условиях для организации конкуренции потребовалось отказаться вот директивного плана, постепенно уменьшать судьбу государственного заказа, отказаться вот ряда монопольных структур (некоторые министерства, государственные комитеты и т.п.).

Потребовалось усилит связь материальных стимулов с конечными результатами деятельности предприятий (снятие ограничений на верхний предел заработков, возможность банкротства плохо работающих предприятий, отказ вот перераспределения доходов, дотаций плохо работающим предприятиям).

Этому способствовал курс на приватизацию и разгосударствление предприятий - усилению их ответственности и материальной заинтересованности в результате деятельности.

Потребовалась демонополизация за счет разукрупнения объединений. Приняты соответствующие законы Украины: "Обограничении монополизма и недопущении недобросовестной конкуренции в предпринимательской деятельности" (18.02.92), России "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках ". Законы предусматривают разработку специальных программ демонополизации, создание антимонопольного комитета, который имеет территориальные управления.

АНТИМОНОПОЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО - комплекс правовых актов, целью которых является поддержание конкуренции, противодействие монополизму и недобросовестной конкуренции.

Первым антимонопольным законом был закон Шермана (США,1861г.) "Закон, направленный на защите торговли и промышленности вот незаконных ограничений и монополий". В 1914 г. вон был дополнен Законом в федеральной торговой Комиссии США и "Законом, дополняющим существующие законы против неправомерных ограничений и монополий, а также преследующий иные цели". ("Закон Клейтона").

Вот этих законов берет начало развитие антимонополистического законодательства на Западет, которое существует сейчас во всех странах с рыночной экономикой.

Антимонопольное законодательство,как правило, включает нормы, определяющие ограничения при организации различного рода хозяйственных объединений. Оно определяет принципы ведения конкурентной борьбы на рынке и заключения договоров на продаже товаров и услуг. Запрещается обычно создание вертикальных объединений по технологической цепочке производства и сбыта отдельного товара. Запрещается согласование уровня цен реализации, соглашения в разделе рынков товаров и сырья. Антимонопольный закон Франции запрещает заключение договоров, содержащих в качестве обязательного условия однои из сторон встречную поставку или закупку продукции (контракт с нагрузкой - tying contracts), отказ в приеме заказов покупателей при наличии свободных производственных мощностей или сложившихся хозяйственных связей, одностороннее включение изготовителем в договор финансово - экономических условий, ставящих данного покупателя в неравные условия с вторыми покупателями.

Определяется понятие недобросовестной конкуренции.

Во многих странах образованы специальные правительственные или парламентские органы по контролю за действиями монополий и защите конкуренции. Ведущий роль в их работе принадлежит практике предварительных консультаций и предостережений, хотя за нарушение антимонопольного законодательства предусмотрены меры и административного воздействия, включая крупные штрафы и лишение свободы.

Антимонопольная направленность имеется в деятельности союзов потребителей, ассоциаций предпринимателей профсоюзов.

КОНКУРЕНЦИЯ НЕДОБРОСОВЕСТНАЯ (нечестная конкуренция - nfair competition) - формы ведения конкурентной борьбы, противоречащие антимонопольному законодательству и торговым обычаям. Сюда относят:

1.Распространение ложных, неточных или искаженных сведений, способных притворит убытки второму хозяйствующему субъекту, либо нанести ущерб его репутации.

2.Введение потребителей в заблуждение относительно характера, способа и места изготовления, потребительских свойств и качества товара.

3.Некорректное сравнение хозяйствующим субъектом в процессе рекламной деятельности производимых или реализуемых им товаров с товарами вторых хозяйствующих субъектов.

4.Самовольное использование товарного знака, фирменного наименования или маркировки товара, а также копирование формы, упаковки, внешнего оформления товара второго хозяйствующего субъекта.

5.Получение, использование, разглашение научно -технической, производственной или торговой информации, в т.ч. коммерческой тайны, без согласия ее владельца.

ДОМИНИРУЮЩЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ НА РЫНКЕ (dominating market position) - понятие, используемое в антимонопольном законодательстве для определения круга предприятий, подпадающих под его действие. В Закон Германии против ограничений конкуренции устанавливается, что доминирующее положение на рынке возникает,если на одно предприятие приходится свыше 33% всего оборота на рынке, либо на 2-3 предприятия свыше 50 % оборота, либо на 4-е предприятия - свыше 87% оборота. Аналогичные стандарты используются и в вторых странах. В Украине монопольным признается положение предприятия, если его судьба на рынке определенного товара превышает 30 %. В России доминирующим считается предприятие, если его судьба на рынке превышает 70%. Если его судьба составляет вот 35 до 70 %, учитывают прочие факторы и обстоятельства.

РЕЛЕВАТНЫИ РЫНОК (relevant market) - термин, применяемый в антимонопольной практике. В зависимости вот того, каким будет признан релевантный рынок, находится величина общего оборота, принимаемая во внимание при определении долы данного предприятия, тогда возникает вопрос, занимает ли оно доминирующее положение на рынке или нет.

В релевантный рынок обычно включают предприятия, которые могут выпускать товары на одних и тех же производственных мощностях без их существенной переналадки или товары - субституты. Учитывают также географические границы рассматриваемого рынка, возможности доступа на него "посторонних" предприятий, степень вертикальной интеграции конкурирующих производителей и т.д.

МОНОПОЛИСТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ (monopoly action) - действия, нарушающие антимонопольное законодательство, направленные на ограничение или устранение конкуренции с целью получения монопольной сверх прибыли.

Под нарушениями per se (нарушения как таковые, или заведомые) понимают соглашения конкурентов об установлении цен, распределении рынков и покупателей, выделении квот на продажи и производство, а также коллективные действия в поддержку договоренностей (например, сговоры об отказе в поставках потенциальным покупателям). Согласно антимонопольному законодательству, такие действия подлежат санкциям не завысим вот долы предприятия на рынке. Вывод в существовании монополистического соглашения может быть сделан на основе документов, подтверждающих сговор, или косвенным образом - если будет установлен так называемое параллельное поведение предприятий.

К монополистическим действиям относят также злоупотребления доминирующим положением на рынке. Они могут состоять в ценообразовании, имеющем своей целью вытеснение с рынка вторых производителей, дискриминации по отношению к определенным категориям контрагентов, частичном или полном отказе вести дела на обычных коммерческих условиях, навязывании ограничений на перепродаже или экспорт поставляемых товаров и т.д. Для признания таких действий монополистическими необходим доказать, что данная фирма является доминирующей на рынке и что, следовательно, ее политика не может встретить достаточного конкурентного противодействия.

В наших условиях к монополистическим действиям относят дополнительно : ограничение -или прекращение производства товаров без согласия основных потребителей при наличии реальной возможности производства, нарушение сложившихся кооперационных связей без согласия потребителя, отказ вот заключения договоров и др. В качестве монополистических действий рассматриваются решения органов власты, ограничивающих ввоз и вывоз товаров на подведомственных территориях, препятствующих созданию новых предприятий, запрещающих оппределенные виды деятельности или производство определенных товаров сверх установленного законом.

Сюда относят также соглашения органов власты и управления, тем или иным образом направленные на ограничение конкуренции и получение необоснованных доходов.

ДОКТРИНА "РАЦИОНАЛЬНОСТИ" (правило разумного подхода - rule of reason). Действия производителей, которые могут вести к ограничению конкуренции, рассматриваются с позиций их воздействия на прогресс экономики в целом. Так, Конгресс США в 1984г. учитывая возросшую иностранную конкуренцию, принял закон в сотрудничестве в национальных научных исследованиях. Цель закона - устранить препятствия в этой области, чинимые антитрестовским законодательством. Но закона, совместные научно-производственные венчуры не подлежат преследованию по антитрестовским законам.

Патент предоставляет его владельцу монопольные права на использование его изобретения. Такое право - важный материальный стимул для изобретателя. Антитрестовское законодательство в этом случае исходит из доктрины "рациональности", признавая права на патент, оно выступает против "злоупотребления" им, то есть против действий, которые слишком сильно ограничивают конкуренцию: ценовых или территориальных ограничений в патентных лицензиях, ограничения объема лицензируем ых товаров, перекрестного лицензиро спользования патентов. Суд вправе потребовать в этих случаях принудительного лицензирования, которое может осуществляться по умеренной цене или бесплатно.

В целом цель антимонопольного регулирования - препятствуя чрезмерной концентрации рыночной власты, создать условия для эффективного развития экономики.

ОСОБЕННОСТИ АНТИМОНОПОЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В СТРАНАХ СНГ И ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ. Экономика этих стран сверхмонополизирована : расчет был на концентрацию производства, на создание лучших условий для управления. Поэтому на большинстве рынков (национальных, местных, отраслевых) преобладает монополия. Притом в отличие вот Запада, эта монополия заугощаю представленная одним предприятием, которое невозможно разделить на несколько меньших.

Поэтому применение западного опыта борьбы с монополизмом здесь затруднительно. Во многих случаях невозможно расчленить предприятия. Не очень реальная западная практика многолетних судебных процессов государства против монополий. Для создания параллельных конкурирующих производств нужно время и капитальные вложения, которых многие годы будет для этого недоставать (необходимость структурной перестройки экономики, удовлетворения многих насущных потребностей : в жилье, одежде и пр.). Упор придется делать на применение административных методов : регулирование цен и прибыли предприятий - монополистов, на создание предпосылок ( в т.ч. плановых ) для формирования параллельных конкурирующих структур.







Сейчас читают про: