Ритмика как интегративная оздоровительная дисциплина в системе эстетического воспитания младших школьников

Бикмуллина Р. И.

МУДОД ДМШ №10

Казань, Россия

Одним из универсальных направлений в развитии личности, обеспечивающий ее рост в соответствии с социальным и психофизическим становлением человека является эстетическое воспитание.

Проблемы эстетического воспитания достаточно хорошо разработаны в педагогике и психологии. Так, имеются работы, посвященные общим вопросам эстетического воспитания, разработке его понятийно-терминологического аппарата, определению сущности и задач (А.И. Буров, М.С. Каган, Н.И. Киященко, В.А. Разумный, В.К. Скатерщиков и др.), психологических (В.Г. Асеев, Л.И. Божович, B.C. Ильин, В.Н. Мясишев, К.К. Платонов и др.) и педагогических (И.Ф. Гончаров, Д.Б. Кабалевский, Е.В. Квятковский, Н.А. Кушаев, Б.Т. Лихачев, А.С. Макаренко, Б.М. Неменский, Г.И. Петрова, С.Т. Шацкий и др.) аспектов эстетического воспитания.

В педагогической литературе существуют разные определения понятий «эстетическое воспитание», «эстетическая культура». В педагогическом энциклопедическом словаре указано, что эстетическое воспитание – это процесс формирования и развития эстетического эмоционально-чувственного и ценностного сознания личности и соответствующей ему деятельности под влиянием искусства и многообразных эстетических объектов и явлений реальности [3]. По определению А. А. Радугина, эстетическое воспитание – это целенаправленное формирование в человеке его эстетического отношения к действительности. Эстетическую культуру личности А. А. Радугин трактует как единство эстетических знаний, убеждений, чувств, навыков и норм деятельности и поведения [4].

Нам больше импонирует определение Г. С. Лабковской, толкующее эстетическую культуру личности как совокупность ее способностей чувствовать, переживать и преобразовывать природу, общественную жизнь и самого человека по законам красоты, открывающим путь наиболее полного гармоничного раскрытия всех сущностных сил человека [9].

При этом педагоги подчеркивают ведущую роль целенаправленного педагогического воздействия в эстетическом становлении личности. Так, Б.Т.Лихачев считает, что только целенаправленное педагогическое эстетико-воспитательное воздействие, вовлечение детей в разнообразную художественную творческую деятельность способны развить их сенсорную сферу, обеспечить глубокое постижение эстетических явлений, поднять до понимания подлинного искусства, красоты действительности и прекрасного в человеческой личности [2].

Цель эстетического воспитания, наиболее удачно, на наш взгляд, отразил М.М. Рукавицын, который считает: «Конечная цель эстетического воспитания - гармоничная личность, всесторонне развитый человек… образованный, прогрессивный, высоконравственный, обладающий умением трудиться, желанием творить, понимающий красоту жизни и красоту искусства» [6]. Эта цель также отражает и особенность эстетического воспитания, как части всего педагогического процесса.В настоящее время проблема эстетического воспитания личности, формирования ее эстетической культуры является одной из важнейших задач, стоящих перед школой. В младшем школьном возрасте закладываются нравственно-эстетические качества личности, осуществляется наиболее интенсивное формирование отношений к миру, которые постепенно превращаются в свойства личности и сохраняются в более или менее неизменном виде на всю жизнь, приобретая полноценность при дальнейшем самообразовании и саморазвитии личности. Важно сочетать в процессе эстетического воспитания всю совокупность разнообразных средств и форм, пробуждающих и развивающих в младших школьниках эстетическое отношение к жизни и собственной деятельности. В школе должны обращать внимание не только на содержание школьных предметов, но и на все многообразие средств действительности и человеческой активности, на факторы, оказывающие влияние на другие виды культуры личности.

В этой связи актуализируется поиск новых подходов к организации обучения и воспитания в школе, новых интегративных средств, позволяющих реализовывать все функции обучения.

На наш взгляд, использование средств двигательной активности эстетической направленности позволяет в определенной мере решить проблему гармоничного развития учащихся начальной школы. Помимо формирования эстетического отношения детей к действительности и искусству, они параллельно вносят вклад и в их всестороннее развитие, способствуют формированию нравственности ребенка, расширяют его познания о мире, обществе, природе, самом себе и своих возможностях.

Разнообразные творческие занятия детей способствуют развитию их мышления и воображения, воли, настойчивости, организованности, дисциплинированности. Средствами, способными повлиять на формирование двигательной культуры младших школьников, являются такие виды двигательной активности эстетической направленности, как ритмическая гимнастика, аэробика, элементы хореографии, йоги и упражнений сценического движения. В исследованиях Е.В. Бирюк, В.И. Быстрова, М.А. Годик, Ж. Далькроз, О.А. Ивановой, К. Купер, Т.Е. Лисицкой, Ю.В. Менхина, И.Б. Павлова, Л.В. Сидневой, М.И. Чистяковой, И.А. Шипилиной и др. рассматриваются возможности позитивного влияния вышеперечисленных видов двигательной активности на социальную, интеллектуальную, эмоциональную-волевую, эстетическую и физическую сферы личности.

Использование средств ритмопластики, представляющей собой синтез гимнастических систем, направленных на гармонизацию психомоторного, когнитивного, эмоционально-волевого и эстетического развития личности, позволяет комплексно влиять на формирование двигательной культуры младших школьников. Занятия, проводимые с использованием средств ритмопластики, эмоционально содержательны, а также имеют прикладное значение, так как содержат в себе многие элементы разнообразной деятельности человека.

Для того чтобы учебный материал воспринимался и способствовал развитию детей, необходимо учитывать комплекс их физиологических и психологических особенностей.

Упражнения, игры и танцы используются на уроках ритмики с целью закрепления знаний, навыков и умений, приобретенных учениками на текущем уроке. Музыка задает определенный темп и ритм выполнения задания, поэтому ученик должен не только быстро сообразить, как выполнить задание, но и сориентироваться и в пространстве, и во времени, чтобы создать определенный музыкально-пластический образ, выполнить указанное задание, не нарушая установленных правил игры или упражнения. Игры с речевым сопровождением необходимы для работы над четкостью, темпом и ритмом речи учащихся, что способствует также развитию речевого аппарата, совершенствованию фонематического слуха, увеличению объема речевого дыхания и выражению эмоций интонационными средствами. Танец является конечным результатом работы в третьем разделе урока, так как содержит в себе и упражнения, и элементы игры, и перестроения, и технику исполнения танцевальных движений.

И, наконец, последний, четвертый раздел урока позволяет учителю проводить специальную работу над выявлением и развитием у учащихся творческих способностей в процессе иллюстрирования заданных ситуаций определенных музыкальными фрагментами. Работа над развитием творческой активности учащихся - одна из задач ритмики как учебного предмета. Рекомендуем проводить эту работу как можно разнообразнее, применяя сочетание выполнения заданий в паре и группе, соло и в коллективе, подбирая интересные и неожиданные творческие задания, развивающие воображение, пластическую выразительность движений учащихся, побуждать к использованию знакомых танцевальных и других движений, экспериментировать в сочинении собственных двигательных образов и алгоритмов движения [1].

Одной из задач уроков ритмики является организация двигательного режима ребенка. Увеличение объема двигательной активности оказывает влияние на повышение умственной активности, оптимизирует физическое развитие и состояние нервной системы, то есть уроки ритмики не только развивают умение чувствовать и ощущать метро-ритм, но и имеют лечебный эффект.

Цель этого раздела курса ритмики - научить ребенка сознательно распоряжаться своим телом, координировать простые и сложные движения, согласовывать свои движения с музыкой.

Для достижения этой цели считаем целесообразным использовать в работе упражнения:

· на развитие координации, памяти, внимания;

· на увеличение подвижности суставов и укрепление мышц аппарата.

Последовательность разработки основных групп суставов и мышц: пальцы, кисти, предплечья, вся рука, шея, плечи, корпус, бедро, голень, стопа.

Количество упражнений каждого вида - 4 – 8: на освоение основных движений: ходьбы, бега, прыжков, различных типов шагов; на освобождение корпуса и рук; на освоение дирижерских жестов в двух, трех и четырехдольном размерах.

Освоение движений происходит постепенно, поэтому работа строится по пути параллельного освоения тем. Дети быстрее усваивают движения, повторяя за педагогом. Однако необходимо развивать способность самостоятельно выполнять движения. Все упражнения сопровождаются музыкой, поэтому с первых уроков дети должны стараться выразить движениями характер музыки. В зависимости от эмоционального состояния группы комплекс упражнений может выполняться в начале урока (зарядка, концентрация внимания), в середине урока (снятие усталости, напряжения и переключение внимания на другие формы работы), в конце урока как отдых, релаксация. В каждом конкретном случае подбираются определенные типы движений и музыкального сопровождения. В работе с детьми младшего возраста каждое упражнение должно иметь образную и эмоциональную окраску [5].

Ритмика как дополнительный предмет в школе отвечает личностным потребностям ребенка младшего школьного возраста. Это определяет педагогический потенциал и значимость предмета «Ритмика» в системе образования в начальной школе.

Уроки ритмики и осуществляемые с помощью них межпредметные связи являются связующим звеном в системе художественно-эстетического и гуманитарного образования и воспитания учащихся, они способствуют повышению эффективности преподавания многих дисциплин не только в начальных классах музыкальных школ, но и в начальных классах общеобразовательных школ. Общеизвестно, что для младших школьников характерна синкретичность, нерасчлененность восприятия окружающей их жизни, ее, говоря словами В.В. Сухомлинского «звукописи». Особую актуальность интегративность обучения приобретает в условиях детских музыкальных школ и школ искусств, так как музыка, танец и пение в сознании ребенка целостны, неразрывны [4].

Ритмика как средство художественно-эстетического и физического воспитания детей должно отводиться значительное место в системе дошкольного и начального школьного образования. В основе учебного предмета Ритмика лежит изучение элементов пластической, двигательной выразительности, что наиболее ярко, естественно и логично способствует передаче характера музыки посредством движений [8].

Ритмика может стать действенным средством эстетического воспитания только при высоком уровне качества преподавания и четкой организации учебного процесса: последовательное осуществление дидактических принципов с учетом специфики их использования при обучении; указания и разъяснения педагога; сам урок (содержание материала, композиция урока в целом, построение отдельных учебных заданий) [7].

Литература

1. Бондаренко, Л. Методика хореографической работы в школе и внешкольных заведениях / Л. Бондаренко. – Киев, 1985.

2. Лихачев, Б. Т. Педагогика. Курс лекций: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений и слушателей ИПК и ФПК / Б. Т. Лихачев. – М.: Юрайт, 1998. – 464с.

3. Педагогический энциклопедический словарь / под ред. Б. М. Бим-Бад.– М.: Большая российская энциклопедия, 2002. – С. 327.

4. Радугин, А. А. Эстетика: Учебное пособие для вузов / Р. И. Бикмуллина. – М. Центр, 2002. – 240с.

5. Руднева, С. Ритмика. Музыкальное движение / С. Руднева, Э. Фиш. – М., 1972.

6. Рукавицын, М. М. Народность и партийность искусства / М. М. Рукавицын – М.: Знание, 1978. – 112 с.

7. Субботина, Л. Ю. Развитие воображения у детей / Л. Ю. Субботина – Ярославль: Академия развития, 1996.

8. Чибрикова-Луговская А. Е. Ритмика. Методическое пособие для воспитателей, музыкальных руководителей детского сада и учителей начальной школы / А. Е. Чебрикова-Луговская. – М., Дрофа, 1998.

9. Эстетическая культура и эстетическое воспитание / Сост. Г. С. Лабковская. – М.: Просвещение,1983.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: