Полипарадигмальный подход к профессиональной подготовке педагога по физической культуре и спорту

Бикмухаметов Р. К.

Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма

Казань, Россия

Природа учебного процесса, а отсюда и подходы к его построению и реализации определяются тем, что выбрано в качестве элементарной единицы обучения.

В таком качестве может рассматриваться учебный элемент (это подлежащая усвоению логически законченная часть информации). При анализе учебный элемент является неделимой частью информации в данном конкретном случае. Неделимость учебного элемента – понятие условное и в другом случае при более подробном рассмотрении вопроса может детализироваться. И, наоборот, если подробное рассмотрение не требуется, данный учебный элемент может войти в учебный элемент более высокого порядка. Таким образом, каждый учебный элемент является носителем собственной информации, отсутствующей в других учебных элементах.

Если исходить из того, что единицей, «клеточкой» обучения является учебно-познава­тельная задача, то весь процесс обучения можно представить как систему задач. Задача как «клеточка», реализующая цели обучения, выступает как узловой момент, фокус всего учебного процесса, аккумулирующий, собирающий все содержание предстоящего акта обучения, который и развертывается из задачи.

Задача всегда основана на исходном, но направлена на достижение заданного перспективного уровня знаний, развития, отношения к изучаемому студентов, т.е. в задаче всегда присутствует исходная сторона и сторона перспективная. В этом и заключается се двойственный характер, ее внутренняя противоречивость, ко­торая является источником движущих сил обучения.

В качестве движущих сил обучения выступают его противоречия, основное среди которых — это противоречие между новыми перспективными потребностями студентов и достигнутым (исходным) уровнем овладения средствами их удовлетворения. Задача, таким образом, создает условия для проявления внешних противоречий (между требованиями задачи и уровнем познавательной деятельности обучаемых) и перевода их во внутренние противоречия (между потребностями студентов и их возможностями).

Источником задачи является проблемная ситуация: субъект в своей деятельности встречает препятствие. Если субъект осознал эту преграду и захотел се устранить, то он «вошел» в проблемную ситуацию, принял ее.

В проблемном обучении структурной единицей следует считать проблемную ситуацию и процесс ее разрешения.

В таком случае е диницей работы преподавателя и студента становится ситуация во всей ее предметной и социальной неоднозначности и противоречивости. Именно в ходе анализа ситуаций, деловых и учебных игр (игры-коммуникации, игры-защиты от манипуляции, игры для развития интуиции, игры-рефлексии и пр.) студент формируется как специалист и член будущего коллектива.

Понятие «ситуация» достаточно многопланово и определяется по-разному в зависимости от сферы его использования. В психологии ситуация — система внешних по отношению к субъекту условий, побуждающих и опосредуюших его активность. С точки зрения профессиональной деятельности ситуация — это совокупность взаимосвязанных фактов, явлений и проблем, характеризующих конкретный период или событие в деятельности организации, требующих от ее руководителей соответствующих решений, распоряжений и других активных действий.

Ситуационное обучение ориентируется на то, что знаний и умения даются не как предмет, на который должна быть направлена активность студента, а в качестве средства решения задач деятельности специалиста. Через учебные ситуации воссоздаются реальные профессиональные фрагменты производства и межличностные отношения занятых в нем людей. Таким образом, студенту задаются контуры и контексты его будущего профессионального труда.

Организация коллективной мыследеятельности через разрешение проблемных ситуаций не только индуцирует вербальную деятельность, но и включает всю психику человека. Поэтому усвоение новых знаний, умений становится для студента смыслообразующим моментом и личностного развития.

В соответствии с этим преподавателю необходимо добиваться дидактически адекватного моделирования в учебном процессе предметного и социального содержания профессиональной деятельности.

Мы полагаем, что для решения назревших проблем в современных условиях наиболее адекватной становится интеграция существующих парадигм образования.

Для преодоления сложившихся барьеров между областями профессионального познания, для выработки целостного взгляда на объекты (субъекты) деятельности необходимым стал полипарадигмальный способ мышления с направленностью на всеобщую связь педагогических явлений и процессов объективной действительности, на получение синтетических знаний об объектах (субъектах), на теоретические обобщения и интерпретации, перекрывающие устоявшиеся границы между парадигмами.

Другими словами это означает необходимость формирования понимания как единства процессов антиципации и рефлексии. Антиципация прокладывает путь в будущее, а рефлексия сверяет правильность движения по пройденному пути, выступая эквивалентом обратной связи для творческих процессов.

Подлинное понимание сознания и психики человека требует их включения в реальный контекст жизни и деятельности людей, т.е. практическую компетентность студент приобретет лишь в случае двойного перехода: от информации к мысли, а от мысли – к действию, к осмысленному поступку. В данном случае мышление – это обращение к неизвестному будущему, к тем нестандартным проблемам, которые возникнут у него в производственной деятельности.

Мы исходим из того, что для продуктивного решения проблемы профессиональной подготовки педагогов по ФК необходимо обратиться к основным положениям современных педагогических подходов (таблица 1), каждый из которых:

– во-первых, дает правильное и полное, со своих позиций, представление (от целеполагания до самоанализа) о процессе и результатах деятельности, что является важным компонентом профессиональной подготовки;

– во-вторых, позволяет будущим педагогам в процессе обучения овладеть способами, средствами, методами педагогической деятельности, совершенствуя свои личностные качества настолько полно, насколько это соответствует данной парадигме.

Многомерность сознания создаст возможность перехода в рамках существующих парадигм, что обеспечит наименее болезненное вхождение выпускников вузов в реальное выполнение различных социальных и профессиональных функций. Поскольку одна и та же профессионально-педагогическая ситуация может иметь несколько правильных, с позиций различных подходов, решений.

Реализация этой идеи в профессиональном образовании будет способствовать достижению основной цели - подготовке квалифицированного специалиста соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному росту, социальной и профессиональной мобильности.

Полипарадигмальный подход позволит усвоить и реализовать в профессиональной подготовке различные по своей направленности, структуре и содержанию концепции, теории, подходы (и соответствующие технологии), выработанные в ходе культурно-исторического развития педагогической мысли. Это обеспечит личностно-профессиональное развитие студента на основе преемственности в формировании различных уровней само­сознания личности (профессионального, духовного и физического), обусловливающих становление ее мировоззрения и расширение мерности сознания.

Многомерность сознания – проявление потенциала сознания, связанная с освоением объекта познания с разных позиций и точек зрения (способность структурировать, выявлять закономерности, связи и отношения, реализовывать их как при решении теоретических, так и практических задач). При развитом многомерном сознании человек способен выбирать и концентрироваться на той парадигме (концептуальной позиции), которая позволит добиться максимально эффективного для данной проблемы решения. (Кстати сказать, для образовательного пространства в настоящее время характерен именно полипарадигмальный статус).

Таблица 1 – Анализ обобщенных педагогическихтехнологий

Название Цель Сущность Механизм
Проблемноеобучение Развитие познавательной активности, творческой самостоятельности обучающихся Последовательное и целе-направленное выдвижение перед обучающимися познавательных задач, разрешая которые обучаемые активно усваивают знания Поисковые методы; постановка познавательных задач
Концентри-рованноеобучение Создание максимально близкой к естественным психологическим особенностям человеческого восприятия структуры учебного процесса Глубокое изучение предметов за счет объединения занятий в блоки Методы обучения, учитывающие динамику работоспособности обучающихся
Модульноеобучение Обеспечение гибкости, приспособление его к индивидуальным потребностям личности, уровню ее базовой подготовки Самостоятельная работа обучающихся с индивидуальной учебной программой Проблемный подход, индивидуальный темп обучения по модульным пакетам
Развивающееобучение Развитие личности и ее способностей Ориентация учебного процесса на потенциальные возможности человека и их реализацию Вовлечение обучаемых в различные виды деятельности
Дифференцированноеобучение Создание оптимальных условий для выявления задатков, развития интересов и способностей Усвоение программного материала на различных планируемых уровнях, но не ниже обязательного (стандарт) Методыиндивидуальногообучения
Активное (контекст-ное) обучение Организацияактивностиобучаемых Моделирование предметного и социального содержания будущей профессиональной деятельности Методыактивногообучения
Игровоеобучение Обеспечение личностно-деятельностного характера усвоения знаний, навыков, умений Самостоятельная познавательная деятельность, направленная на поиск, обработку, усвоение учебной информации Игровые методы вовлечения обучаемых в творческую деятельность

Многомерное сознание проявляется и в способности человека к многомерному поведению, направленному на удовлетворение собственных потребностей в саморазвитии множества мерностей, с конструктивным учетом закономерных требований окружающей среды, которое не сопровождается неразрешимыми внутренними конфликтами.

Такое поведение не только исключает все формы отклонений, но и предусматривает, предполагает как необходимое развитие многих мерностей человека.

Между различными мерностями реализуются функциональные взаимоотношения, которые обеспечивают развитие личности: синергии, взаимной компенсации, антагонизма, взаимного уравновешивания.

Синергические взаимоотношения проявляются в сотрудничестве ряда мерностей, в их однонаправленном влиянии на развитие человека путем усиления друг друга.

Отношения взаимной компенсации проявляются в том, что ослабление одной мерности может компенсироваться усилением другой мерности.

Отношения антагонизма могут возникать в случае целенаправленной деятельности человека по развитию определенной мерности, противоречащей сути этой мерности.

Взаимное уравновешивание проявляется в том, что усиление одной мерности уравновешивается ослаблением другой, действующей в противоположенном направлении.

Степень мерности (качественная характеристика) – проявляется как способность, талант, гениальность. (Отсюда – «многогранное проявление его таланта»). Таким образом, для характеристики многомерности важна соразмерность освоения граней. Многомерная личность способна проявлять многие мерности своего потенциала до определенной степени.

Высокая степень освоения личностью многих мерностей (последовательно или одновременно) определяется многомерностью ее сознания (или процесса его развития).

Новая парадигма профессиональной подготовки педагога по ФК дает новые ответы, основанные на принципе комплиментарности (дополнительности) в мышлении, коммуникациях, действиях; на восприятии окружающего мира как мира параллельных систем, динамично переходящих от открытости к закрытости и от закрытости к открытости, от хаоса к порядку и от порядка к хаосу, от неустойчивости к устойчивости и от устойчивости к неустойчивости. Должны возникнуть категории, обусловливающие новое педагогическое мышление, инновационные образовательные модели и технологии подготовки педагога по физической культуре и спорту.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: