double arrow

Профессиональной подготовки будущего учителя по физической культуре и спорту

Булгаревич С. О.

Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма

Казань, Россия

Особую роль в развитии личности лидера обучающегося играют знания, получаемые в процессе профессиональной подготовки в вузе. Развитие личности лидера осуществляется через учебный процесс и его содержание, организацию и методику обучения.

В данной работе представлены результаты констатирующего эксперимента, целью которого явилось изучение уровня сформированности личности будущего педагога по физической культуре, как лидера. Единство и взаимосвязь всех компонентов формирования личности лидера будущего учителя могут обеспечить ему успешную руководящую деятельность при обучении, воспитании и развитии учащихся.

В настоящее время стала очевидной мысль, что знания должны иметь действенный характер, развивать мировоззрение, личностные качества – главные черты личности лидера. Особую роль в развитии личности лидера обучающегося играют знания, получаемые в процессе профессиональной подготовке в вузе. Естественно, эти процессы не могли не затронуть такую важную дисциплину как физическая культура.

Ведущую роль в формировании личности играют социальные обстоятельства, к числу которых относятся, прежде всего, следующие:

· макросоциосреда — общественный строй, государственное устройство, уровень развития общества и его возможности для обеспечения жизни и деятельности людей, особенности идеологического и другого воздействия на них средств массовой информации, пропаганды, агитации, социально-политическая, этническая, религиозная обстановка в обществе, место, вес, роль страны в системах международных связей и отношений и т.д.;

· микросоциосреда – среда непосредственного контактного взаимодействия человека (семья, дружеская компания, школьный класс, студенческая группа, производственный, трудовой коллектив, другие ситуативные и относительно длительные взаимосвязи человека с социальной средой);

· воспитание – специально организованный процесс формирования и развития человека, прежде всего его духовной сферы.

· деятельность – игровая, учебная, производственно-трудовая, научная. В процессе деятельности, включаясь в разнообразные ее виды, социальные связи и отношения, человек овладевает социальным опытом и наращивает его, развивает свой творческий и физический потенциал, волю, характер, умения и навыки пред­метно-практических действий, поведения;

· социальное взаимодействие во всем многообразии его разновидностей, и прежде всего, общение с другими людьми.

Наряду с социальными обстоятельствами, исключительно большую роль в формировании и развитии личности, психики в целом, ее отдельных функций играют биологический фактор, физиологические особенности человека, и, в первую очередь, особенности общих и специфических типов ВНД, своеобразие морфологии мозга, развитие его отдельных функциональных структур, наличие тех или иных нарушений, аномалий в работе мозга, его отделов.

Анализ ошибок и трудностей в воспитательной работе педаго­гов позволил нам выделить два направления реализации воспита­тельного потенциала занятий физической культурой.

Первое направление – коммуникативное, связанное с выбором форм общения участников учебно-воспитательного процесса (педагога и занимающихся). Важную роль в этом случае играют ценностные ориентации молодежи в сфере физической культуры, ценности общения.

Второе направление – содержательное, определяющее использование таких средств физической культуры (или способов их организации), которые одновременно воздействуют на развитие физических качеств, стимулируют формирование нормативного поведения и общения, способствуют проявлению сущностных сил личности.

Если представить личность спортсмена в виде некоторой системы, тоэто должна быть сбалансированная система, функционирующая ради одной цели - достижения максимального результата.

Лидерство является значимым фактором в спорте высших достижений. Оно отражает стремление быть первым, стремление подчинять, отстаивать свою точку зрения. Это свойство личности обязательно присутствует в структуре личности выдающихся спортсменов. Наличие черт лидерства побуждает спортсмена проявлять волевые усилия даже в условиях тренировки, если кто-то из партнеров или соперников выполняет аналогичную работу лучше.

На факультете физической культуры ТГГПУ среди студентов 1-4 курсов (по 25 человек на каждом курсе)за период 2009-2010 гг. были проведены тест-опросы: оценки потребности в достижении, тревожности, психических состояний.

В рамках использования «Шкалы оценки потребности в достижении» изучалась мотивация достижений (стремление к улучшению результатов, неудовлетворенность достигнутым, настойчивость в достижении своих целей, стремление добиться своего во что бы то ни стало), которая является одним из свойств личности, оказывающих влияние на всю человеческую жизнь.

Многочисленные исследования показали тесную связь между уровнем мотивации достижения и успехом в жизнедеятельности. И это не случайно, ибо доказано, что люди, обладающие высоким уровнем этой мотивации, ищут ситуации достижения, информацию о своих успехах, уверены в успешном исходе, готовы принять на себя ответственность, решительны в неопределенных ситуациях, проявляют настойчивость в стремлении к цели, получают удовольствие от решения интересных задач, не теряются в ситуации соревнования, показывают большое упорство при столкновении с препятствием.

Измерить уровень мотивации достижения можно с помощью тест-опросника, состоящего из 22 суждений, в которых возможны два варианта ответов – «да» или «нет». Ответы, совпадающие с ключевыми, суммируются.Результаты оценки потребности в достижении представлены в таблице 1.Низкий уровень мотивации достиженияначиная со 2 курса имеет тенденцию к снижению, средний уровень почти не изменяется, высокий уровень проявляется только на 4 курсе.

Таблица 1 - Уровень мотивации достижения студентов

Курсы Уровни, % от числа опрошенных
низкий средний высокий
1, n=25    
2, n=25    
3, n=25    
4, n=25      

Шкала тревожности состоит из 30 суждений. Студентам предлагается согласиться с рядом положений опросника или отвергнуть их, поставив рядом с соответствующим номером протокола, знак «+» или «–». За каждый ответ в соответствии с ключом начисляется балл.Чем больше набранная сумма баллов, тем больше эмоциональная неустойчивость (тревожность) у обследованного студента.Результаты уровня тревожности студентов представлены в таблице 2.Самый низкий уровень тревожности наблюдается на 3 и 4 курсах.

Таблица 2 - Уровень эмоциональной неустойчивости (тревожности) студентов

Курсы сумма баллов %
1, n=25   38,26
2, n=25   40,26
3, n=25   27,73
4, n=25   35,06

Шкала психических состояний состоит из 30 суждений. Студенты оценивали свои состояния по шкале оценок от 0 до 5 баллов.Результаты оценки психических состояний студентов представлены в таблице 3.

Из таблицы 3 видно, что положительные состояния имеют свойство сохранять стабильность или меняться не значительно, а вот отрицательные состояния на 4 курсе меняются в сторону уменьшения.

Таким образом, результаты тестирования свидетельствуют о том, что у студентов факультета физической культуры в процессе обучения просматривается рост положительных состояний и снижение отрицательных состояний.


Таблица 3 - Результаты оценки психических состояний студентов

Психические состояния, баллы Курсы
1, n=25 2, n=25 3, n=25 4, n=25
  баллы % баллы % баллы % баллы %
Положительные деятельностные состояния                
Отрицательные деятельностные состояния                
Положительные состояния общения                
Состояния, связанные с положительным отношением к учебе, преподавателям, окружающим (направленность, мотивационные состояния)                
Состояния, связанные с отрицательным отношением к учебе, преподавателям, окружающим (направленность, мотивационные состояния)                
Положительные психофизиологические состояния                
Отрицательные психофизиологические состояния                
Положительные эмоциональные состояния                
Отрицательные эмоциональные состояния                
Положительные волевые состояния                
Отрицательные волевые состояния                
Положительные интеллектуальные состояния                
Отрицательные интеллектуальные состояния                

Литература

1. Кулиненков, О. С. Подготовка спортсмена: фармакология, физиотерапия, диета / О. С. Кулиненков. – М.: Советский спорт, 2009. – 432 с.

2. Пидкаситский, П. И. Психология и педагогика: учебник для ВУЗов / П. И. Пидкасистый. – М.: Издательство Юрайт; Высшее образование, 2010. – 714 с. – (Основы наук)

3. Ильин, Е. П. Психология спорта Е. П. Ильин. – СПб.: Питер, 2010. – 352с.

4. Бикмухаметов, Р. К. Физическое воспитание: учебное пособие для педагогического колледжа / Р. К. Бикмухметов. – Казань: Школа, 2000. – 188 с.

5. Бикмухаметов Р. К. Технологические механизмы реализации компетентного подхода в системе профессиональной подготовки педагогов по физической культуре и спорту: учеб.-метод. Пособие / Р. К. Бикмухаметов, Н. Ш. Фазлеев. – Казань: Центр инновационных технологий, 2007 – 76 с.

6. Ярмакеев И. Э. Габдуллин Г. Г. Воспитательный потенциал педагогических дисциплин в формировании личности будущего учителя: Монография / И. Э. Ярмакеев, Г. Г. Габдуллин. – Казань: Изд-во Казан. пед. ун-та, 2003. – 464 с.

7. Сластенин В. А. Психология и педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед. / В. А. Сластенин, В. П. Каширин. – 6-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 480 с.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: