По нашему мнению, логика разработки продуктово-маркетинговой стратегии должна отражать логику разработки бизнес-стратегии организации.
Исходя из сказанного, первый этап заключается в определении продуктового профиля организации, при этом выявление того, какие продукты будут являться наиболее приоритетными, осуществляется на основе исследования жизненного цикла товара. Таким образом, определение продуктового профиля организации и исследование жизненного цикла товара осуществляется взаимосвязано.
Второй этап связан с выявлением возможностей и угроз для продукта организации со стороны дальнего и ближнего окружения. В рамках данного этапа выявляются главные и основные конкуренты организации.
Третий этап связан с осуществлением SNW – анализа по продукту. С учетом того, что определены конкурентные преимущества и недостатки продукта конкурента, появляется возможность адекватно оценить конкурентоспособность своей продукции.
Четвертый этап – SWOT – анализ по продукту.Результатом этого этапа должна стать матрица решений по продукту организации.
Пятый этап – определение базовых конкурентных стратегий.
Шестой этап – определение базовых конкурентных стратегий по конкретным продуктам.
Определение продуктового профиля.
Первый шаг: При определении продуктового профиля на текущий (200n), например 2007 г., и на конкретную стратегическую перспективу (200 n+1) – 2008 г., в трафарете 1 (табл. 40) сначала выписывается весь перечень продуктов организации с разбивкой на две структурные группы: «Традиционные продукты», «Новые продукты».
Второй шаг: В организации принимается конкретная система приоритетов по продукту:
Приоритет 1 – максимальная концентрация. Организация намерена осуществить максимальную (максимально-оптимальную) концентрацию всех своих ресурсов.
Приоритет 2 – необходимый минимум. Мобилизация ресурсов по этому приоритету была или будет существенно меньшей, чем по приоритету №1, но существенно большей относительно приоритета № 3.
Приоритет 3 – остаточный принцип. Минимальное ресурсное обеспечение, включая возможность консервации или полного прекращения деятельности.
Таблица 40