Туре создаются новые организационные формы: холдинги (много-
Функциональные организации, уставный капитал которых состав-
Ляют контрольные пакеты акций других предприятий) и финансо-
Во-промышленные группы (вертикально интегрированные техноло-
Гические структуры).
На современном этапе идет формирование таких организацион-
Ных структур управления, которые наиболее полно отвечают сло-
Жившимся принципам и функциям управления, соответствуют об-
Стоятельствам и условиям, существующим на данном предприятии
И в его внешнем окружении. Можно выделить ряд особенностей,
Которые будут определять тип структуры, более или менее подхо-
Дящей и для этого предприятия: тип изделий (или услуг), техноло-
Гические процессы, диверсификация деятельности предприятия, его
Масштабы, взаимодействие с внешней средой и др.
Современное информационное общество предъявляет новые
Требования к проектированию предприятия, которые выявили тен-
|
|
Денцию к переходу от структур иерархического типа к органиче-
Ским, обладающим гибкостью, адаптивностью, сокращенной иерар-
Хией, высоким уровнем горизонтальной интеграции, самоорганиза-
Цией персонала, инновационностью.
Среди новых типов предприятий, успешно действующих в ин-
Формационной среде, выделяются: эдхократические, многомерные,
Раздел IV. Экономический механизм управления предприятием
Партисипативные, предприятия предпринимательского типа и ори-
Ентированные на рынок, а также новый тип структур —сетевые.
Эдхократическиех предприятия характеризуются высокой степе-
Нью свободы в действиях работников, их компетентностью и уме-
Нием самостоятельно решать возникающие проблемы.
К многомерным предприятиям относятся те, в которых подразде-
Ления (рабочие группы) самостоятельно и одновременно выполня-
Ют три функции: управление снабжением, управление производст-
Вом и управление сбытом. Такие автономные подразделения имеют
Статус центров прибыли.
Партисипативные предприятия ориентированы на участие ра-
Ботников в процессе управления (в постановке целей; в принятии
Решений; в решении тактических и оперативных задач). При этом
Обеспечивается более полная мотивированность их труда, формиру-
Ется чувство собственника.
К предпринимательским предприятиям относятся такие, кото-
Рые базируются на принципах предпринимательства (саморегу-
|
|
Лировании деятельности, приоритетности потребителя, конку-
Рентности и др.).
Предприятия, ориентированные на рынок, интегрируют свойст-