В его развитии

В России задача инновационного развития страны поставлена на государственном уровне и является приоритетным проектом развития ее промышленности и экономики. Принятый Правительством страны путь развития позволит промышленности войти в инновационный рынок с конкурентоспособными продуктами, созданными в полном соответствии с перспективными достижениями научно-технического прогресса (НТП).

Инновационный рынок является и порождением и следствием научно-технического прогресса. Он органично существует в рамках международного рынка наравне с любым другим, дополняя его и внося в него определенную остроту, так как предлагает принципиально новые продукты.

В связи развитием НТП в странах происходят изменения не только в чисто научной или технологической сферах, но и в их социальных структурах, являющихся основой потребительской сферы. Рассмотрим этот тезис на примере США, где электронная промышленность в определенное время была самой бурно развивающейся отраслью промышленности (табл. 1.1).

Таблица 1.1

Период развития Характеристика населения Характеристика страны
до 1905 года самая многочисленная группа работающего населения занята в сельском хозяйстве сельскохозяй-ственная
с 1905 по 1955 годы наиболее многочисленная группа работающего населения занята в промышленности промышленная, индустриальная
после 1955 года наиболее многочисленная группа работающего населения занята в получении, обработке и использовании информации постиндустриальная
с 70-х годов обработкой информации занимаются 50% общей численности работающего населения информационное общество

«С тех пор (с 70-х годов) численность занятых в индустрии обработки информации практически не растет, хотя мы все говорим про информационную революцию, про огромный объем данных. Появившиеся компьютеры помогли справиться с этим информационным взрывом. А основа компьютеров – это, конечно, микроэлектроника, интегральные схемы, полупроводниковые гетероструктуры. Естественно, что это меняет вообще систему организации технологического общества страны, систему, на основе чего организуется развитие отраслей, и, можно сказать, что сегодня это то, что называется «System organization softway design» – это то, что сегодня определяет на самом деле не только программное обеспечение компьютера как такового, определяет, на самом деле, систему развития экономики в целом.»[1]

НТП создает инновационные рынки, которые в свою очередь являются стимулом для развития НТП в определенных отраслях. В этом процессе принимают участие практически все виды фирм. Каждой фирме здесь находится место и отведена своя роль.

Несмотря на кажущееся огромное разнообразие фирм, на рынке согласно классификации Л.Г. Раменского (Россия) и Харальда Фризевинкеля (Швейцария) существует всего четыре типа фирм [7], которые представлены на рис. 1.1:

1) виоленты - фирмы, занимающиеся массовым выпуском сравнительно недорогих, но вполне добротных товаров;

2) патиенты - фирмы, занимающиеся выпуском специализированной продукции для узкого круга лиц;

3) коммутанты - фирмы, занимающиеся максимально гибким удовлетворением местных потребностей рынка;

4) эксплеренты - фирмы, занимающиеся разработкой принципиально новых идей, дающих высокие доходы в случае удачи.

Кроме вышеприведенных критериев данная классификация представляет интерес своей второй составляющей ─ поведенческой, согласно которой фирмы группируются по поведению на рынке, которое ассоциируется с поведением определенных видов животных.

 
 


Рис. 1.1.

«Поведенческая» классификация наглядно представлена на рис. 1.2.

 
 


Рис. 1.2. Распределение фирм по видам бизнеса

Каждому типу фирм соответствует своя стратегия на рынке.

Виолентная стратегия - стратегия конкурентной борьба, состоящая в ставке на снижение издержек производства, которая достигается за счет организации массового выпуска сравнительно недорогих, но вполне доброкачественных товаров. Три основные разновидности фирм-виолентов за свои гигантские размеры и экономическую мощь получили названия "гордых львов", "могучих слонов" и "неповоротливых бегемотов".

Патиентная стратегия - стратегия конкурентной борьбы, заключающаяся в выпуске ограниченного количества узкоспециализированной продукции самого высокого качества, реализуемой по очень высокой цене. За свою способность побеждать более мощных конкурентов не силой, а умением, фирмы, придерживающиеся этой стратегии, получили название "хитрых лис".

Коммутантная стратегия - стратегия конкурентной борьбы, предполагающая максимально гибкое удовлетворение небольших по объему (местных) потребностей рынка. Мелкие фирмы, придерживающиеся этой стратегии, обычно не располагают эффективным оборудованием, научно-техническими заделами или особыми познаниями в специальной области. Поэтому их часто называют скромным именем "серые мыши", что, однако не мешает многим из них процветать на рынке.

Эксплерентная стратегия - конкурентная стратегия, ориентированная на радикальные нововведения. Фирмы, занятые этим рискованным первопроходческим бизнесом часто называют "первыми ласточками".

Общая характеристика приведённых стратегий представлена в табл. 1.2. [7].

Таблица 1.2.

 
 


Обращает на себя внимание тот факт, что все фирмы вносят свою лепту в в развитие рынка, проводя свою инновационную политику. Степень участия в инновационном процессе определяется их спецификой, которую мы рассмотрим ниже.

Каждая из фирм по-своему участвует в новационном процессе. Фирмы, работающие в специализированном бизнесе ─ эксплеренты и патиенты, предлагают на рынок новые продукты с разной степенью новизны.

Эксплеренты играют главную роль в инновационном процессе, первыми разрабатывая принципиально новые продукты, которые изменяют как потребительский, так и промышленный рынки. Так, появление на рынке автомобилей, капроновых чулок, звукозаписывающей аппаратуры в начале прошлого века имело огромное значение для экономического и социального развития общества.Эксплерентная стратегия ─ это конкурентная стратегия, ориентированная на радикальные нововведения. Фирмы, занятые этим рискованным первопроходческим бизнесом по классификации называют "первыми ласточками".

В настоящее время разработаны системы организационной (в виде разнообразных технопарков) и финансовой (в виде предоставления венчурного капитала) поддержки фирм, осуществляющих пионерский бизнес, что в значительной степени ускоряет выведение инноваций на рынок.

Патиенты («хитрые лисы») изготавливают продукты для определенного (ограниченного) круга потребителей. Их роль в инновационном процессе можно рассматривать в двух аспектах. С одной стороны, философия патиентной стратегии заключается в поиске неудовлетворенных потребностей и предложении рынку для их удовлетворения новых товаров; с другой, она заключается в модификации продуктов рынка в соответствии с разными потребительскими запросами. Тем самым они способствуют дифференциации потребительского рынка, принося на него разнообразие товаров.

Фирмы, работающие в стандартном бизнесе, также вносят свой вклад, нередко весьма внушительный, в процесс обновления рынка, экономики, бизнеса.

Роль виолентов в инновационном процессе трудно переоценить. Она имеет два аспекта. Во-первых, в инновационном обновлении рынков участвуют «гордые львы» ─ фирмы, относящиеся к первой стадии развития виолента, возглавляющие НТП каждый в своей отрасли. Эти фирмы лидируют благодаря научным результатам, полученным научно-исследовательскими центрами (НИЦ), созданными в структуре фирмы, с научным персоналом и высококвалифицированными разработчиками, и оснащенными новейшим оборудованием. Деятельность НИЦ по разработке и выпуску на рынок принципиально новых продуктов соответствует эксплерентной стратегии, проявляемой в рамках виолентной. Такая стратегия характерна для высокотехнологичных отраслей Японии (электронной, видео-аудио, электронных музыкальных инструментов и т.п.)

Во-вторых, особую роль в инновационном обновлении рынков играют «могучие слоны» ─ гигантские фирмы виоленты, относящиеся ко второй стадии своего развития. Эти фирмы, используя метод «ловкого второго», покупают разработки эксплерентов. Располагая достаточными средствами, они быстро разворачивают их масштабное производство и выпускают на рынок инновационный продукт, ускоряя процесс его доведения до потребителя.

В обоих случаях виоленты, выпуская на рынок инновационные продукты, могут назначить им высокую цену и снять сливки сверх прибыли, которая в случае эксплерентных продуктов может быть в несколько раз выше традиционной прибыли виолентов.

Роль коммутантов («серые мышки»)в инновационном процессе весьма скромна, но очень важна. Как копиисты дорогих продуктов, они доводят их до потребителей с более низким доходом, создавая тем самым эффект соединительной ткани экономики. Тем самым коммутанты ускоряют распространение инновационного продукта.

В зависимости от степени спроса инновационного продукта или технологии предприятия могут использовать различные маркетинговые стратегии. При массовом спросе это будет виолентная стратегия. Так, совсем недавно (практически уже в XXI веке) получила стремительное развитие индустрия мобильных телефонов, подготовленная в последней четверти XX века. В начале это были попытки соединения центрального узла с периферийными абонентами (один с каждым и со всеми в конференц-связи). Затем соединения типа «звезда» (каждый с каждым) в пределах одной внутрифирменной станции (от четырех до 100 абонентов). Потом их стали соединять в сети и так далее. Сейчас мы имеем несколько радиосетей с практически неограниченным роумингом, глобальный масштаб которого обеспечивается спутниковыми системами, а региональный ─ рядом сетей вышек, усиливающих и поддерживающих сигналы. Виолентная стратегия позволила создать продукт с типовым минимальным набором функций и установить на него предельно низкую цену, доступную людям с низкими доходами. Особенности виолентной стратегии проявились здесь с особой яркостью.

В рамках виолентной стратегии все шире используется патиентная стратегия, направленная на удовлетворение потребностей узкого круга лиц. Так, в нашем примере снабжение мобильных телефонов рядом дополнительных функций (например, фото- и видеосъемки) делает необходимым использование патиентной стратегии, главное отличие которой заключается в дифференцированном подходе к продвижению продуктов с разными дополнительными функциями. Например, функция видеосъемки в мобильном телефоне сделала возможной появление в информационной передаче «Вести» рубрики «Мобильный репортер». Именно благодаря обладателям таких мобильников - любителям видеосъемок страна увидела в 2010 году уникальное волнообразное поведение конструкции моста через Волгу в районе Волгограда, размах лесных пожаров в Подмосковье, последствия землетрясения в Японии и другую видеоинформацию об актуальных событиях.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: