ПЛАН
1. Психологическая культура человека.
2. Значение психологических знаний для воспитания и обучения детей.
Психологическая культура человека. Реализация в практике работы детских дошкольных учреждений личностно-ориентированного и личностно-развивающего подхода зависит от ряда объективных и субъективных причин. К последним относятся, наряду с другими факторами, педагогическое мировоззрение, менталитет воспитателя, его профессионализм, где важнейшей составляющей является профессиональная психологическая культура.
Профессиональная психологическая культура воспитателя детского дошкольного учреждения – это интегральное качество личности педагога, выражающееся в эффективной реализации профессионально-педагогических функций на основе сформированной системы психологических знаний и умений и обеспечивающее личностно-ориентированное и личностно-развивающее обучение и воспитание дошкольников, адекватное профессиональное самопознание и самосовершенствование, сбережение и укрепление психического здоровья.
Профессиональная психологическая культура формируется на основе индивидуальной, или базисной, психологической культуры личности, развитие которой начинается в раннем детстве и происходит в процессе взаимодействия личности с социальным окружением. У человека спонтанно формируются житейские психологические знания, представления на основе наблюдений, собственного опыта, а также конкретные умения по познанию себя и других людей, саморегуляции, межличностного взаимодействия.
В процессе профессионализации педагога происходит формирование его профессиональной психологической культуры, связанной с базисной культурой личности. Житейские психологические знания включаются в контекст научных. Они могут не только способствовать усвоению научных знаний, но и мешать, препятствовать этому, если неточны, поверхностны, субъективны, ошибочны, не соответствуют психологической реальности.
Профессиональная психологическая культура педагога включает теоретическую («знаниевую») и практическую (деятельностную) подструктуры.
Теоретическая подструктура профессиональной психологической культуры – это система сформированных теоретических и эмпирических знаний, содержащих понятия, суждения, представления воспитателей о закономерностях развития познавательных психических процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения, внимания), формировании личности на разных возрастных этапах, о многообразии индивидуальных различий, развитии способностей дошкольников, закономерностях взаимодействия личности и группы, о психологических закономерностях индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и воспитании, о технологиях оптимального взаимодействия с детьми дошкольного возраста, о работе с «трудными» детьми и др.
Практическая подструктура профессиональной психологической культуры воспитателя – это умения и навыки применения психологических знаний в процессе реализации педагогических функций (воспитательной, обучающей, развивающей, самосовершенствования и др.). Они воплощены в способности педагога видеть проявления психологических закономерностей в конкретной педагогической ситуации, умении выстроить любое педагогическое действие психологически грамотно, на научной основе.
Таким образом, важной характеристикой психологической культуры является способность, навыки и умение изучения ребенка и «детского общества».
В практическую подструктуру профессиональной психологической культуры включается также способность к самопознанию воспитателем особенностей своей личности и педагогической деятельности (аутодиагностика), готовность и способность к самовоспитанию своей личности и самосовершенствованию своей деятельности, способность к личностной саморегуляции, в том числе в процессе овладения избранной педагогической специальностью.
Значение психологических знаний для воспитания и обучения детей. Знание особенностей и законов психического развития детей имеет огромное практическое смысл. Это необходимо, в первую очередь, для того, чтобы разрабатывать методы обучения и воспитания детей. Выявлена зависимость психического развития ребёнка от его деятельности и общения с окружающими людьми, от особенностей обучения и воспитания. Современные методы обучения началам математики, грамоте, ознакомления детей с окружающими построены с учётом основных закономерностей развития восприятия, мышления, памяти ребёнка, методы нравственного и художественного воспитания – с учётом закономерностей развития чувств и волевых процессов, формирования детской личности. Знание психологии поможет воспитателю более глубоко понять значение различных форм и методов при организации различных видов детской деятельности, применять их сознательно, определять пути развивающего обучения, максимально способствующего психическому развитию детей.
Приступая к работе с детьми, прежде всего, нужно разобраться в том, что ребёнку дано от природы и что приобретается под воздействием среды. Такое знание предполагает проведение психодиагностики, выполнение психолого-педагогического эксперимента по формированию соответствующих качеств и свойств человека.
Развитие человеческих задатков, превращение их в способности – одна из задач обучения и воспитания, решить которую без знания психологии невозможно. В структуру способностей и задатков входят многие процессы, свойства и состояния человека. Знание психологической структуры развитых способностей, законов их формирования необходимо для правильного выбора методов обучения и воспитания.
Обучение и воспитание ценны тогда, когда ведут к повышению уровня психологического развития детей. Надо уметь определять этот уровень и сопоставлять его с некоторой нормой для того, чтобы судить о том, правильно или неправильно идёт развитие.
Одна из частных задач педагогической практики – выявление:
- нормально развивающихся детей (находящихся в пределах возрастной нормы);
- детей с задержкой развития (отстающих);
- ускоренно развивающихся (одарённых).
Две последние категории детей требуют особого внимания к себе: отстающие – потому, что плохо усваивают материал, а одарённые – по причине неполного использования своих возможностей для развития.
Психолого-педагогическая проблема особой сложности – это определение причин отставания ребёнка от своих сверстников в развитии. Другая проблема – создание благоприятных условий для развития одарённых детей. Необходимо устанавливать индивидуальность ребёнка для обеспечения индивидуализации обучения и воспитания детей, т.е. построении их с учётом уровня психологического развития, достигнутого ребёнком и его индивидуальными возможностями.
Практика воспитания и обучения чаще всего имеет дело не с отдельными детьми, а с группой детей. Между членами таких групп обычно складываются сложные человеческие взаимоотношения, и педагогические воздействия, в конечном счёте, адресованные отдельным детям, преломляются (опосредуются) этими отношениями. Следовательно, для того чтобы разумно организовать воспитательный процесс, создать эмоционально благоприятный микроклимат педагог должен знать, какие взаимоотношения сложились между детьми в группе.
В то же время знание возрастных психологических особенностей необходимо воспитателю, чтобы найти «общий язык» с детьми, добиться взаимопонимания. Без знания психологии невозможно организовать сотрудничество ни в одном из видов совместной деятельности, определить комфортную дистанцию. Знание психологии позволяет правильно выбрать способы общения, которые должны быть основаны на понимании, признании и принятии ребёнка как личности, стать на его позицию, учесть его эмоциональное состояние и самочувствие, соблюсти его интересы и перспективы развития.
Знание детской психологии даёт возможность педагогу «расшифровать» многие факты детского поведения. Педагог может с достаточной уверенностью «проектировать» развитие личности своих воспитанников и вовремя предупреждать возможные ошибки и неудачи в их деятельности.
Таким образом, знание психологии позволит воспитателю разобраться в отдельных детях, понять, какие индивидуально-психологические качества их отличают, нужно ли развивать эти качества или, наоборот, стремится к их перестройке, находить индивидуальный подход к каждому ребёнку.
Для того чтобы заниматься этими проблемами профессионально педагог должен владеть элементарными основами психологических знаний
Использование в педагогической практике достижений детской психологии может помочь воспитателю понять причины успеха и неудач его собственной педагогической деятельности и целенаправленно, сознательно искать более рациональные пути воспитания и обучения детей.
1. Что следует понимать под психологической культурой воспитателя дошкольного учреждения?
2. Раскройте сущность подструктур психологической культуры воспитателя детских дошкольных учреждений.
3. Каково значение психологических знаний для воспитания и обучения детей?