Значение психологии в жизни отдельного человека и общества

ПЛАН

1. Психологическая культура человека.

2. Значение психологических знаний для воспитания и обучения детей.

Психологическая культура человека. Реализация в практике работы детских дошкольных учреждений личностно-ориентированного и личностно-развивающего подхода зависит от ряда объективных и субъективных причин. К последним относятся, наряду с другими факторами, педагогическое мировоззрение, менталитет воспитателя, его профессионализм, где важнейшей составляющей является профессиональная психологическая культура.

Профессиональная психологическая культура воспитателя детского дошкольного учреждения – это интегральное качество личности педагога, выражающееся в эффективной реализации профессионально-педагогических функций на основе сформированной системы психологических знаний и умений и обеспечивающее личностно-ориентированное и личностно-развивающее обучение и воспитание дошкольников, адекватное профессиональное самопознание и самосовершенствование, сбережение и укрепление психического здоровья.

Профессиональная психологическая культура формируется на основе индивидуальной, или базисной, психологической культуры личности, развитие которой начинается в раннем детстве и происходит в процессе взаимодействия личности с социальным окружением. У человека спонтанно формируются житейские психологические знания, представления на основе наблюдений, собственного опыта, а также конкретные умения по познанию себя и других людей, саморегуляции, межличностного взаимодействия.

В процессе профессионализации педагога происходит формирование его профессиональной психологической культуры, связанной с базисной культурой личности. Житейские психологические знания включаются в контекст научных. Они могут не только способствовать усвоению научных знаний, но и мешать, препятствовать этому, если неточны, поверхностны, субъективны, ошибочны, не соответствуют психологической реальности.

Профессиональная психологическая культура педагога включает теоретическую («знаниевую») и практическую (деятельностную) подструктуры.

Теоретическая подструктура профессиональной психологической культуры – это система сформированных теоретических и эмпирических знаний, содержащих понятия, суждения, представления воспитателей о закономерностях развития познавательных психических процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения, внимания), формировании личности на разных возрастных этапах, о многообразии индивидуальных различий, развитии способностей дошкольников, закономерностях взаимодействия личности и группы, о психологических закономерностях индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и воспитании, о технологиях оптимального взаимодействия с детьми дошкольного возраста, о работе с «трудными» детьми и др.

Практическая подструктура профессиональной психологической культуры воспитателя – это умения и навыки применения психологических знаний в процессе реализации педагогических функций (воспитательной, обучающей, развивающей, самосовершенствования и др.). Они воплощены в способности педагога видеть проявления психологических закономерностей в конкретной педагогической ситуации, умении выстроить любое педагогическое действие психологически грамотно, на научной основе.

Таким образом, важной характеристикой психологической культуры является способность, навыки и умение изучения ребенка и «детского общества».

В практическую подструктуру профессиональной психологической культуры включается также способность к самопознанию воспитателем особенностей своей личности и педагогической деятельности (аутодиагностика), готовность и способность к самовоспитанию своей личности и самосовершенствованию своей деятельности, способность к личностной саморегуляции, в том числе в процессе овладения избранной педагогической специальностью.

Значение психологических знаний для воспитания и обучения детей. Знание особенностей и законов психического развития детей имеет огромное практическое смысл. Это необходимо, в первую очередь, для того, чтобы разрабатывать методы обучения и воспитания детей. Выявлена зависимость психического развития ребёнка от его деятельности и общения с окружающими людьми, от особенностей обучения и воспитания. Современные методы обучения началам математики, грамоте, ознакомления детей с окружающими построены с учётом основных закономерностей развития восприятия, мышления, памяти ребёнка, методы нравственного и художественного воспитания – с учётом закономерностей развития чувств и волевых процессов, формирования детской личности. Знание психологии поможет воспитателю более глубоко понять значение различных форм и методов при организации различных видов детской деятельности, применять их сознательно, определять пути развивающего обучения, максимально способствующего психическому развитию детей.

Приступая к работе с детьми, прежде всего, нужно разобраться в том, что ребёнку дано от природы и что приобретается под воздействием среды. Такое знание предполагает проведение психодиагностики, выполнение психолого-педагогического эксперимента по формированию соответствующих качеств и свойств человека.

Развитие человеческих задатков, превращение их в способности – одна из задач обучения и воспитания, решить которую без знания психологии невозможно. В структуру способностей и задатков входят многие процессы, свойства и состояния человека. Знание психологической структуры развитых способностей, законов их формирования необходимо для правильного выбора методов обучения и воспитания.

Обучение и воспитание ценны тогда, когда ведут к повышению уровня психологического развития детей. Надо уметь определять этот уровень и сопоставлять его с некоторой нормой для того, чтобы судить о том, правильно или неправильно идёт развитие.

Одна из частных задач педагогической практики – выявление:

- нормально развивающихся детей (находящихся в пределах возрастной нормы);

- детей с задержкой развития (отстающих);

- ускоренно развивающихся (одарённых).

Две последние категории детей требуют особого внимания к себе: отстающие – потому, что плохо усваивают материал, а одарённые – по причине неполного использования своих возможностей для развития.

Психолого-педагогическая проблема особой сложности – это определение причин отставания ребёнка от своих сверстников в развитии. Другая проблема – создание благоприятных условий для развития одарённых детей. Необходимо устанавливать индивидуальность ребёнка для обеспечения индивидуализации обучения и воспитания детей, т.е. построении их с учётом уровня психологического развития, достигнутого ребёнком и его индивидуальными возможностями.

Практика воспитания и обучения чаще всего имеет дело не с отдельными детьми, а с группой детей. Между членами таких групп обычно складываются сложные человеческие взаимоотношения, и педагогические воздействия, в конечном счёте, адресованные отдельным детям, преломляются (опосредуются) этими отношениями. Следовательно, для того чтобы разумно организовать воспитательный процесс, создать эмоционально благоприятный микроклимат педагог должен знать, какие взаимоотношения сложились между детьми в группе.

В то же время знание возрастных психологических особенностей необходимо воспитателю, чтобы найти «общий язык» с детьми, добиться взаимопонимания. Без знания психологии невозможно организовать сотрудничество ни в одном из видов совместной деятельности, определить комфортную дистанцию. Знание психологии позволяет правильно выбрать способы общения, которые должны быть основаны на понимании, признании и принятии ребёнка как личности, стать на его позицию, учесть его эмоциональное состояние и самочувствие, соблюсти его интересы и перспективы развития.

Знание детской психологии даёт возможность педагогу «расшифровать» многие факты детского поведения. Педагог может с достаточной уверенностью «проектировать» развитие личности своих воспитанников и вовремя предупреждать возможные ошибки и неудачи в их деятельности.

Таким образом, знание психологии позволит воспитателю разобраться в отдельных детях, понять, какие индивидуально-психологические качества их отличают, нужно ли развивать эти качества или, наоборот, стремится к их перестройке, находить индивидуальный подход к каждому ребёнку.

Для того чтобы заниматься этими проблемами профессионально педагог должен владеть элементарными основами психологических знаний

Использование в педагогической практике достижений детской психологии может помочь воспитателю понять причины успеха и неудач его собственной педагогической деятельности и целенаправленно, сознательно искать более рациональные пути воспитания и обучения детей.

Вопросы для самопроверки

1. Что следует понимать под психологической культурой воспитателя дошкольного учреждения?

2. Раскройте сущность подструктур психологической культуры воспитателя детских дошкольных учреждений.

3. Каково значение психологических знаний для воспитания и обучения детей?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: