double arrow

Сравнительно-сопоставительный анализ реформ Александра II и контрреформ Александра III

Таблица 3

Александр II (1855 – 1881 гг.) Александр III (1881 – 1894 гг.)
«Освободитель» «Миротворец»
Внутренняя политика Внутренняя политика
Время правления прошло под знаком Великих реформ, отражавших идею либерализации основных сфер жизнедеятельности общества – экономики, политики, культуры Начало правления связано с продолжением либеральных реформ Александра II. Однако в конце 1880-х гг. кардинальным образом изменился характер правления: Контрреформы отражали процесс восстановления расшатанных устоев абсолютной монархии и возвращения к консервативным принципам

1861 г. была проведена одна из ключевых реформ, предопределивших логический путь всех дальнейших преобразований – крестьянская реформа (Манифест «Об освобождении крестьян»). Для разработки реформы в 1857 г. была создана комиссия (Я. И. Ростовцев, Д. А. Милютин, К. Д. Кавелин, Ю. Ф. Самарин), которая занималась концептуальной разработкой ключевых положений. Поэтапно были созданы Секретный комитет в1857 г., Главный комитет в 1858 г., Редакционные комиссии в 1859 г. и, наконец, в 1960 г. все документы были переданы в Государственный совет. По реформе крестьянам была декларирована личная свобода и предоставление им гражданских прав, частности:

– в южном Черноземье, где крестьянин нес барщину, предоставлялось право выкупа земельного надела в течение 49 лет в собственность (до момента выкупа крестьянин, работавший на полевом наделе, считался временнообязанным); – в центральных районах, крестьяне, занимавшиеся промыслами и выплачивавшие установленную сумму, – оброк («ходившие на оброке», получали возможность выкупа по сути самого себя, т.к. помещик был заинтересован в сохранении крестьянского оброка; – возможность мигрировать в город на заводы, фабрики, мануфактуры, составив неквалифицированную рабочую силу.  

Первые шаги были связаны с продолжением либеральных процессов в отношении крестьянства – 1885 – 1889 гг. – открытие Крестьянского банка, понижение выкупных платежей на землю; перевод крестьян на выкуп.

Однако впоследствии с 1889 г. они же были свернуты, и закреплен путь консервативной политики, а конкретно:

– ограничение переселения, запрещение свободной миграции крестьянства и жесткое прикрепление к владельцу; восстановление власти помещиков над крестьянами;

– ограничение земельных переделов в общинах (1893 г.);

– закрытие Крестьянского банка, – завышение выкупных платежей за землю.

К позитивным процессам в аграрном секторе отнесены:

– развитие отработочной системы ведения помещичьего хозяйства (крестьян-собственников – середняков);

– рост мелких крестьянских промыслов; – увеличение посевов зерновых экспортных культур – пшеницы, ячменя, а также технических культур – свеклы, картофеля, льна, хлопка;

– развитие молочного и мясного скотоводства; – агротехническое переоснащение (в крупных помещичьих и кулацких хозяйствах).

В 1880-е гг. произошел второй промышленный переворот, сопровождавшийся созданием монополий в разных отраслях:

металлообработки (заводы, созданные при участии французских, бельгийских, английских и немецких капиталов);

– машиностроение (судостроительные, паровозостроительные, литейные предприятия);

– железнодорожного строительства (в 1891 г. началось строительство Сибирской магистрали;

– текстильной.

Все это привело к середине 1890-х гг. к возрастанию концентрации производства (рабочая сила и объемы промышленной продукции). Магистральной линией правительства стала политика протекционизма, связанная с: – повышением таможенных пошлин на ввозимые в Россию товары (1891 г. введение протекционистского таможенного тарифа); – в короткие сроки складывалась банковская кредитная система.  

1863 – 1864 гг. – судебная реформа, по которой отменялись телесные наказания, и провозглашался гласный, состязательный всесословный (демократичный), открытый характер судебных процессов. Кроме этого, вводились новые судебные институты: – адвокатура; – окружные суды, рассматривавшие гражданские и уголовные дела; – мировые суды и мировые судьи; – суды присяжных.   1889 – 1990 гг. – судебная контрреформа, которая сопровождалась свертыванием демократичных начал в судопроизводстве, ограничением открытости судебных процессов, сужением сферы рассмотрения дел суда присяжных (не рассматривались политические дела).
1864 г. – земская реформа, направленная на создание местных органов самоуправления – губернских и уездных земств, занимавшихся хозяйственно-финансовой деятельностью. К выборам были привлечены все сословия и был ликвидирован имущественный ценз. 1889 – 1990 гг. – земская контрреформа, сопровождавшаяся восстановлением имущественного ценза и усилением роли дворянства, ограничением самостоятельности органов городского самоуправления. Была введена должность Земского начальника.
1863 г. – был введен общий Устав Университетов, по которому профессорская элита получила самоуправление (Совет профессоров проводил выборы должностных лиц и осуществлял хозяйственную деятельность). Кроме этого, период сопровождался нововведениями в образовании – открытием общеобразовательных школ первой и второй ступеней, высших начальных училищ, В 1871 г. Д. А. Толстым был разработан Устав гимназий, по которому классические гимназии готовили обучающихся к поступлению в Университеты; реальные училища осуществляли общую и практическую подготовку обучающихся. Расширилось женское образование на уровне гимназий разного профиля, при которых были открыты педагогические, медицинские курсы. 1884 г. – Новый университетский устав, ликвидировавший автономию университетов; усиление цензуры; введение Циркуляра «О кухаркиных детях» (1887 г.).
1874 г. – была введена всеобщая воинская повинность с установленным сроком службы: в сухопутных войсках – 15 лет (из которых 6 лет – действительной службы и 9 лет – запаса); в морском флоте 10 лет (7 лет – действительной службы, 3 года – запаса). Призывались юноши с 21 года с предоставлением льгот и отсрочек по семейным обстоятельствам. Призыв осуществлялся по мере необходимости комплектования родов войск. Целью реформированной регулярной армии (по замыслу Д. А. Милютина) было гуманное воспитание и просвещение командного и боевого состава. 1890-е гг. – ужесточение дисциплины в рядах регулярной армии  
На протяжении всего правления российское общество было охвачено политическими движениями: 1874 – 1875 гг. – «Хождение в народ»; «Народничество», представленное несколькими направлениями: бунтарским (М. А. Бакунин), пропагандистским (П. Л. Лавров), заговорщическим (П. Н. Ткачев); 1876 г. «Земля и воля», которая впоследствии (в 1879 г.) раскололась на «Народную волю» (сугубо террористическую организацию) и «Черный передел» (пропагандистскую – продолжение революционной пропаганды социалистических идей). В конце 1880-х гг. в России получило распространение марксистское движение. Так, в 1883 г. – была организована первая марксистская группа «Освобождение труда» Г. В. Плехановым.
Внешняя политика Внешняя политика
1867 г. вследствие финансовых трудностей правительство приняло решение продать Аляску США. В 1875 г. по договору с Японией о. Сахалин стал русским владением, а Курильские острова отошли Японии. 1879 г. был создан союз Австро-Венгрии и Германии против России. Присоединил Среднюю Азию. 1882 г. был создан Тройственный союз Германии, Австро-Венгрии и Италии против России. На этом фоне происходило экономическое сближение России с Францией, итогом которого была ратификация военной конвенции в 1893 г.

Как показано в Таблице 3, реформы и контрреформы были проведены в основных сферах жизнедеятельности. Однако ключевым был крестьянский вопрос, получавший крайне непоследовательное и противоречивое решение: от попытки освободить крестьян до окончательного их прикрепления к владельцам. По замыслу разработчиков реформы при Александре II крестьяне получали личную свободу и гражданские права, которые впоследствии могли отстоять в суде, закрепить в органах местного самоуправления, принимая участие в выборах, наравне с другими слоями населения нести воинскую службу. Однако в реальной практике в условиях абсолютизма либеральные шаги государственной власти в отношении низших слоев населения всегда будут сопровождаться лишь декларированием, в силу того, что раскрепощение низов ведет к расшатыванию основ монархии. Именно этим объясняются попытки Александра III вернуться к дореформенному состоянию государства.

Методические ориентиры в раскрытии темы: причины проведения реформ в основных сферах жизнедеятельности общества при Александре II; степень подготовленности и разработанности реформ; суть и результаты реформирования; проведения контрреформ при Александре III; промышленный переворот последней трети ХIХ в. (создание монополий); новый виток модернизации (государственная деятельность С.Ю. Витте); русский либерализм и его проявления; славянофилы и западники; консервативная идеология; народничество (общественно-политические деятели, организации); причины террористических актов (покушений на императоров).

Литература:

1. История России. XIX в.: В 2-х ч.: Учеб. пособие для вузов / Н.А. Проскурякова, Л.М. Ляшенко, А.В. Клименко и др. – М. : Владос. Ч. 1; 2. – 2001.

2. Федоров В. А. История России. 1861-1917: Учеб. для вузов по истор. спец. / В. А. Федоров. – М. : Высш. шк., 1998. – 384 с.

3. Троицкий Н. А. Россия в XIX в.: Учеб. пособие по спец. «История». / Н. А. Троицкий. – М. : Высш. шк., 1997. – 431 с.

4. Гиндин И. Ф. Государство и экономика в годы управления С. Ю. Витте / И. Ф. Гиндин // Вопросы истории. – 2006. – № 12; 2007. – № 1.

5. Мартынов С. Д. Государство и экономика: система С. Ю. Витте / С. Д. Мартынов. – СПб. : Наука, 2002. – 405 с.

6. Переверзенцев С. В. Модели общественного развития России: проекты и авторы (вторая половина XIX в. – начало XX в.) / С. В. Переверзенцев // Российская история. – 2008. – № 3. – С. 190 – 191.

7. Куликов С. В. Император Николай II как реформатор: к постановке проблемы / С. В. Куликов // Российская история. – 2009. – № 4. – С. 45 – 60.

Вопросы для обсуждения на семинарском занятии:

1. Объяснить логическую последовательность введения реформ при Александре II;

2. Причины введения контрреформ при Александре III;

3. Причины возникновения «революционной ситуации» и лонгированного состояния «взорванности» в российском обществе в 1870 – 1880-е гг.;

4. Возможно ли раскрепощение низших слоев общества в условиях абсолютной монархии?

5. Какова традиционная реакция монарха на «движение» снизу?


Сейчас читают про: