Оценка конкурентоспособности

Под конкурентоспособностью понимается текущее положение предприятия на рынке (в первую очередь занимаемая доля рынка -объем продаж в сопоставлении с общими по рынку и объемами про­даж предприятий-конкурентов) и тенденции его изменения.

Конкурентоспособность включает в себя уровень экономических, технических и эксплуатационных параметров, которые позволяют выдержать соперничество (конкуренцию) с другими аналогичными фирмами или товарами на рынке.

Конкурентоспособный товар должен обладать какими-либо конкурентными преимуществами. В свою очередь, конкурентное преимущество делится на два основных вида: более низкие издержки и дифференциация товаров. Низкие издержки отражают способность фирмы разрабатывать, выпускать и продавать сравнимый товар с меньшими затратами, чем конкуренты. Дифференциация - это спо­собность обеспечить покупателя уникальной и большей ценностью в виде нового качества товара, особых потребительских свойств или послепродажного обслуживания.

Вместе с тем любой товар после выхода на рынок начинает посте­пенно расходовать свой потенциал конкурентоспособности. Этот процесс можно замедлить и даже временно задержать, но остановить его невозможно. Поэтому новый товар проектируется по графику, обеспечивающему ему выход на рынок к моменту значительной по­тери конкурентоспособности прежним продуктом. Иначе говоря, конкурентоспособность новых товаров должна быть опережающей и достаточно долговременной.

Особое внимание следует уделять не столько улучшению тех­нических параметров продукта, сколько снижению цены его по­требления - как свидетельствует мировая практика, именно этот параметр зачастую становится решающим для коммерческого ус­пеха нового товара, хотя он продается по существенно более высо­кой цене.

Необходимо уточнить, что полная цена потребления складывает­ся из цены, уплаченной потребителем при приобретении товара, и издержек потребления. При этом учитываются выплачиваемые поку­пателем таможенные пошлины, налоги и сборы, а также выплаты по полученным кредитам.

Эмпирическая способности (КСП) товара имеет вид:

КСП=К+Ц+О

где К - качество; Ц - цена; О - обслуживание.

На рынке товаров конкурентоспособность рассматривается с точ­ки зрения потребителя. При этом совершенно очевидно, что покупа­теля прежде всего интересует эффективность потребления, опреде­ляемая как отношение суммарного полезного эффекта, т.е. суммар­ных потребительских свойств товара к полным затратам на приобретение и использование товара. Следовательно, условия конкуренто­способности товара со стороны потребителя принимают вид:

Эп = Р / С -» max,

где Эп - эффективность потребления; Р - суммарные потребительские свойства товара; С - полные затраты на приобретение и исполь­зование товара.

Количественная оценка конкурентоспособности компании на от­дельном сегменте рынка может быть осуществлена при помощи сводной таблицы факторов конкурентоспособности (табл)

Табл. Оценка конкурентоспособности товара.

Факторы конкурентоспособности Компания Основные конкуренты
А Б В
Товар
Качество        
Технико-экономические показатели        
Престиж марки        
Упаковка        
Гарантийный срок и условия гарантии        
Послепродажное обеспечение        
Надежность        
Стоимость
Продажная цена        
Наличие и условия скидок        
Сроки и условия оплаты        
Условия предоставления кредита        
Каналы сбыта
Форму сбыта        
Степень охвата рынка        
Размещение складских помещений        
Система транспортировки        
Система управления запасами        
Продвижение товара на сегменте рынка
Реклама        
Индивидуальная продажа        
Использование технологии        
       
Общая сумма балов        

Конкурентоспособность по каждому показателю оценивается экспертным путем. Оценки выставляются по заранее оговоренной сис­теме (например, от 0 до 10). Товар или положение компании в целом считается конкурентоспособным, если сумма баллов компании пре­вышает среднее значение данного- показателя у других компаний, присутствующих или стремящихся войти на данный сегмент рынка. Чем больше это превышение, тем большим запасом прочности в тер­минах конкурентоспособности. В рамках составления бизнес-плана это свидетельствует о целесообразности продолжения дальнейшей работы по разработке проекта.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: