Под конкурентоспособностью понимается текущее положение предприятия на рынке (в первую очередь занимаемая доля рынка -объем продаж в сопоставлении с общими по рынку и объемами продаж предприятий-конкурентов) и тенденции его изменения.
Конкурентоспособность включает в себя уровень экономических, технических и эксплуатационных параметров, которые позволяют выдержать соперничество (конкуренцию) с другими аналогичными фирмами или товарами на рынке.
Конкурентоспособный товар должен обладать какими-либо конкурентными преимуществами. В свою очередь, конкурентное преимущество делится на два основных вида: более низкие издержки и дифференциация товаров. Низкие издержки отражают способность фирмы разрабатывать, выпускать и продавать сравнимый товар с меньшими затратами, чем конкуренты. Дифференциация - это способность обеспечить покупателя уникальной и большей ценностью в виде нового качества товара, особых потребительских свойств или послепродажного обслуживания.
|
|
Вместе с тем любой товар после выхода на рынок начинает постепенно расходовать свой потенциал конкурентоспособности. Этот процесс можно замедлить и даже временно задержать, но остановить его невозможно. Поэтому новый товар проектируется по графику, обеспечивающему ему выход на рынок к моменту значительной потери конкурентоспособности прежним продуктом. Иначе говоря, конкурентоспособность новых товаров должна быть опережающей и достаточно долговременной.
Особое внимание следует уделять не столько улучшению технических параметров продукта, сколько снижению цены его потребления - как свидетельствует мировая практика, именно этот параметр зачастую становится решающим для коммерческого успеха нового товара, хотя он продается по существенно более высокой цене.
Необходимо уточнить, что полная цена потребления складывается из цены, уплаченной потребителем при приобретении товара, и издержек потребления. При этом учитываются выплачиваемые покупателем таможенные пошлины, налоги и сборы, а также выплаты по полученным кредитам.
Эмпирическая способности (КСП) товара имеет вид:
КСП=К+Ц+О
где К - качество; Ц - цена; О - обслуживание.
На рынке товаров конкурентоспособность рассматривается с точки зрения потребителя. При этом совершенно очевидно, что покупателя прежде всего интересует эффективность потребления, определяемая как отношение суммарного полезного эффекта, т.е. суммарных потребительских свойств товара к полным затратам на приобретение и использование товара. Следовательно, условия конкурентоспособности товара со стороны потребителя принимают вид:
|
|
Эп = Р / С -» max,
где Эп - эффективность потребления; Р - суммарные потребительские свойства товара; С - полные затраты на приобретение и использование товара.
Количественная оценка конкурентоспособности компании на отдельном сегменте рынка может быть осуществлена при помощи сводной таблицы факторов конкурентоспособности (табл)
Табл. Оценка конкурентоспособности товара.
Факторы конкурентоспособности | Компания | Основные конкуренты | ||
А | Б | В | ||
Товар | ||||
Качество | ||||
Технико-экономические показатели | ||||
Престиж марки | ||||
Упаковка | ||||
Гарантийный срок и условия гарантии | ||||
Послепродажное обеспечение | ||||
Надежность | ||||
Стоимость | ||||
Продажная цена | ||||
Наличие и условия скидок | ||||
Сроки и условия оплаты | ||||
Условия предоставления кредита | ||||
Каналы сбыта | ||||
Форму сбыта | ||||
Степень охвата рынка | ||||
Размещение складских помещений | ||||
Система транспортировки | ||||
Система управления запасами | ||||
Продвижение товара на сегменте рынка | ||||
Реклама | ||||
Индивидуальная продажа | ||||
Использование технологии | ||||
… | ||||
Общая сумма балов |
Конкурентоспособность по каждому показателю оценивается экспертным путем. Оценки выставляются по заранее оговоренной системе (например, от 0 до 10). Товар или положение компании в целом считается конкурентоспособным, если сумма баллов компании превышает среднее значение данного- показателя у других компаний, присутствующих или стремящихся войти на данный сегмент рынка. Чем больше это превышение, тем большим запасом прочности в терминах конкурентоспособности. В рамках составления бизнес-плана это свидетельствует о целесообразности продолжения дальнейшей работы по разработке проекта.