Обучение персонала – целенаправленно организованный, планомерно и систематически осуществляемый процесс овладения знаниями, умениями, навыками и способами общения под руководством опытных преподавателей, наставников, специалистов, руководителей и т.п.
Существует несколько факторов, которые обуславливают значение обучения:
§ повышает конкурентоспособность предприятия во внешней среде;
§ является средством достижения стратегических целей;
§ повышает ценность человеческих ресурсов;
§ обеспечивает успешность проведения организационных изменений.
Обучение персонала выполняет важную двойную функцию: наилучшего использования работника и его мотивацию. Цели обучения с позиции работодателя и работника отличаются.
Цели обучения с точки зрения работодателя:
§ организация и формирование персонала управления;
§ овладение умением определять, понимать и решать проблемы;
§ воспроизводство персонала;
§ интеграция персонала;
§ гибкое формирование персонала;
|
|
§ адаптация;
§ внедрение нововведений.
Цели непрерывного образования с позиции работника:
§ поддержание на соответствующем уровне и повышение профессиональной квалификации;
§ приобретение профессиональных знаний вне сферы профессиональной деятельности;
§ приобретение профессиональных знаний о поставщиках и потребителях продукции, банках и других организациях, влияющих на работу фирмы;
§ развитие способностей в области планирования и организации производства.
Различаются три вида обучения: подготовка, повышение квалификации и переподготовка персонала.
Подготовка персонала – планомерное и организованное обучение и выпуск квалифицированных кадров дня всех областей деятельности, владеющих совокупностью специальных знаний, умений, навыков и способов общения.
Повышение квалификации персонала – усовершенствование знаний, умений, навыков и способов общения в связи с ростом требований к профессии или повышением в должности.
Переподготовка персонала – освоение новых знаний, умений, навыков и способов общения в связи с овладением новой профессией или изменившимися требованиями к содержанию и результатам труда.
В соответствии с ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (2012) в Российской Федерации устанавливаются следующие уровни профессионального образования:
1) среднее профессиональное образование;
2) высшее образование - бакалавриат;
3) высшее образование- специалитет, магистратура;
4) высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации.
В Российской Федерации по уровням общего и профессионального образования, по профессиональному обучению реализуются основные образовательные программы, по дополнительному образованию - дополнительные образовательные программы.
|
|
К основным образовательным программам относятся:
1) основные общеобразовательные программы – образовательные программы дошкольного образования, образовательные программы начального общего образования, образовательные программы основного общего образования, образовательные программы среднего общего образования;
2) основные профессиональные образовательные программы:
а) образовательные программы среднего профессионального образования - программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, программы подготовки специалистов среднего звена;
б) образовательные программы высшего образования – программы бакалавриата, программы специалитета, программы магистратуры, программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программы ординатуры, программы ассистентуры-стажировки;
3) основные программы профессионального обучения – программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих, программы повышения квалификации рабочих, служащих.
4. К дополнительным образовательным программам относятся:
1) дополнительные общеобразовательные программы
дополнительные общеразвивающие про граммы, дополнительные предпрофессиональные программы;
2) дополнительные профессиональные программы – программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки.
Отечественный и зарубежный опыт выработал три концепции обучения персонала.
1. Концепция специализированного обучения, ориентированного на сегодняшний день или ближайшее будущее и имеющего отношение к соответствующему рабочему месту. Такое обучение эффективно относительно непродолжительный отрезок времени, но с точки зрения работника способствует сохранению рабочего места, а также укрепляет чувство собственного достоинства.
2. Концепция многопрофильного обучения является эффективной с экономической точки зрения, так как повышает внутрипроизводственную и непроизводственную мобильность работника. Работник имеет возможность выбора и поэтому менее привязан к рабочему месту.
3. Концепция обучения, ориентированного на личность, имеет целью развитие человеческих качеств, заложенных природой или приобретенных в практической деятельности. Относится к людям склонным к научным исследованиям и обладающим талантом руководителя, педагога и т.п.
Основные направления работы СУП по организации обучения:
1. Определение потребности в обучении.
2. Постановка целей обучения.
3. Определение содержания, форм и методов обучения и ресурсов.
4. Выбор или подготовка преподавателей.
5. Проведение подготовительных мероприятий.
6. Проведение обучения.
7. Оценка эффективности обучения.
Основные принципы организации процесса обучения:
1. Заинтересованность обучаемого в результатах.
2. Подкрепление обучения вознаграждением.
3. Сочетание обучения с практикой.
4. Осмысленное усвоение учебного материала.
5. Сочетание традиционных и современных методов обучения.
6. Контроль знаний и корректировка обучения.
7. Приближенность теории к реальной рабочей обстановке.
8. Обеспеченность процесса обучения материальной и технической базой и др.
Классифицируют методы обучения по технологии обучения. Существуют следующие технологии обучения.
1. Традиционные методы: лекции, семинары, учебные видеофильмы.
2. Методы активного обучения - практическая отработка передаваемых слушателям знаний, навыков и умений, развитию навыков групповой работы.
К активным технологиям обучения в настоящее время относятся следующие:
|
|
§ тренинги;
§ программированное обучение;
§ компьютерное обучение, включая Интернет-технологии;
§ групповые обсуждения;
§ деловые и ролевые игры;
§ ролевое моделирование;
§ разбор практических ситуаций.
3. Методы дистанционного обучения на основе информационного обеспечения - дистанционное образование для индивидуального обучения, тестирования и самотестирования, контроля.
4. Методы профессионального обучения - обучение на рабочем месте; наставничество; стажировки; рабочая ротация.
Как будет происходить обучение - на рабочем месте или с отрывом от работы - определяется в основном тем, какие методы обучения будут использованы.
Обучение без отрыва от производства осуществляется в обычной рабочей обстановке: обучаемый использует настоящие рабочие инструменты, оборудование, документацию или материалы, которые он будет использовать и после завершения курса обучения, более дешевое и оперативное, облегчает вхождение в учебный процесс тех, кто не привык обучаться в аудиториях.