Организационный механизм международного сотрудничества государств в борьбе с преступностью. Интерпол

Международное сотрудничество в борьбе с преступностью (как деятельность) является важной сферой международных отношений, обеспечивает международно-правовой и внутригосударственный правопорядок, способствует международной и национальной безопасности. Оно представляет собой специфическую деятельность государств и других субъектов международных отношений в сфере предупреждения преступности, борьбы с ней и обращения с правонарушителями. При этом объем, основные направления и формы сотрудничества определяются содержанием и особенностями международной и внутригосударственной преступности, а также политикой различных государств в сфере борьбы с преступностью, развитостью правовой системы этих государств, степенью их включенности в международные отношения.

В узком смысле слова международное сотрудничество в борьбе с преступностью включает осуществляемые на основе действующих норм международного права и национального законодательства согласованные действия, взаимопомощь заинтересованных государств по предупреждению, выявлению, пресечению, расследованию и судебному рассмотрению преступлений, затрагивающих интересы нескольких государств либо всего мирового сообщества, а также по исполнению наказаний и обращению с правонарушителями. В более широком смысле в содержание международного сотрудничества в борьбе с преступностью входит также деятельность государственных органов и международных организаций по изучению проблем преступности и предупреждения, борьбы с ней, обращения с правонарушителями как на мировом, так и на региональном уровнях.

Интегрированной целью международного сотрудничества в рассматриваемой среде является совместное, объединенное противодействие преступности, затрагивающей интересы нескольких государств или всего международного сообщества. Эта цель реализуется через соответствующие задачи, которые включают в себя решение более частных, но взаимосвязанных вопросов. Такими задачами являются: организация предупреждения международной (транснациональной) преступности; осуществление мер непосредственной борьбы с ней; обеспечение надлежащего обращения с правонарушителями. Реализация названных цели и задач осуществляется как международными организациями, созданными для этого государствами, так и самими государствами по конкретным направлениям деятельности и в определенных формах.

Содержание международного сотрудничества государств как деятельности по предупреждению преступности, борьбе с ней и обращению с правонарушителями отражает суть уголовной политики, которая представляет собой целенаправленную активную деятельность государства по защите общества от преступности, разработку и реализацию целей и задач, определение средств, форм и методов такой деятельности государственных, прежде всего правоохранительных, органов.

Органическое единство и взаимосвязь уголовной политики государства и международного сотрудничества государств в сфере борьбы с преступностью подтверждается и принципами уголовной политики. Так, принцип законности означает, что положения уголовной политики должны соответствовать не только Конституции РФ, российскому законодательству, но и международно-правовым обязательствам России. В то же время международная солидарность как принцип уголовной политики предполагает взаимную заинтересованность и взаимопомощь государств в совместной борьбе с преступностью, особенно с наиболее опасными видами транснациональной организованной преступности.

Выделяют две группы принципов, лежащих в основе международного сотрудничества в борьбе с преступностью.

1. Общие (основные) принципы международного права, сформулированные в Декларации о принципах международного права, одобренной XXV сессией Генеральной Ассамблеи ООН. К этим принципам относятся: неприменение силы и угрозы силой; мирное разрешение международных споров; невмешательство во внутренние дела; межгосударственное сотрудничество; равноправие и самоопределение народов; суверенное равенство государств; добросовестное выполнение государствами обязательств. 2. Специальные принципы: невыдача политических эмигрантов (политических преступников); неотвратимость наказания (ответственности); гуманность; защита прав граждан за границей.

В ходе международного сотрудничества в борьбе с преступностью государства и представляющие их правоохранительные органы обязаны учитывать в своей деятельности как общепризнанные принципы международного права, так и принципы внутренней уголовной политики. В широком плане международное сотрудничество в борьбе с преступностью представляет собой сложную систему отношений, включающую согласованную политику, законодательство, правоприменительную и организационно-управленческую, информационную и научно-исследовательскую деятельность государств, государственных органов и должностных лиц, а также международных организаций по предупреждению преступности, борьбе с ней и обращению с правонарушителями.

В рамках этой системы к настоящему времени сложился определенный механизм реализации международного сотрудничества в борьбе с преступностью. Этот механизм включает договорно-правовой (конвенционный) и организационно-правовой (институционный) элементы осуществления совместной деятельности.

Конвенционный элемент механизма международного сотрудничества в борьбе с преступностью включает в себя комплекс межгосударственных соглашений, предусматривающих договорно-правовую координацию усилий государств в сфере борьбы с преступностью.

Институционный элемент механизма международного сотрудничества в борьбе с преступностью охватывает организационно-структурный, организационно-управленческий, информационный, методический и ресурсный аспекты. Иными словами, речь здесь идет о создании организационных структур (межгосударственных, межправительственных и иных международных организаций) для реализации международного сотрудничества в сфере борьбы с преступностью, их непосредственной деятельности и всех видах обеспечения этой деятельности.

Международная организация уголовной полиции (Интерпол) была создана в 1919 г., но в современном виде действует с 1956 г., когда был принят новый Устав Международной организации уголов­ной полиции. Цели: обеспечение широкого взаимодействия всех национальных орга­нов уголовной полиции; развитие учреждений по предупреждению преступности и борьбе с ней. Интерполу не разрешается осуществлять какую-либо деятель­ность политического, военного, религиозного или расового характера. Интерпол имеет следующую организационную структуру. Генеральная Ассамблея. Исполнительный. Постоянно действующим органом Интерпола является Генераль­ный секретариат. Для обеспечения сотрудничества с Интерполом каждое государст­во-участник определяет орган (Национальное центральное бюро — НЦБ), осуществляющий непосредственное взаимодействие с Органи­зацией. Советники. Местопребывание штаб-квартиры Интерпола — г. Лион (Фран­ция). Направления деятельности. 1. Уголовная регистрация. Объект регистрации — сведения о «международных» преступниках и преступлениях, носящих между­народный характер. 2. Международный розыск. Основной вид розыска по каналам Интерпола — это розыск преступников. Однако в задачи Интерпола входит и розыск лиц, пропавших без вести, похищенного имущества (автомобилей, произведений искусства и т.д.). 3. Розыск подозреваемых для наблюдения за ними и контроля за их перемещениями. 4. Розыск лиц, пропавших без вести. 5. Розыск похищенных предметов (транспортных средств, произ­ведений искусства, оружия и др.). В системе Интерпола также осуществляется сбор и обобщение статистических данных о преступности в государствах-участниках. При этом особое внимание уделяется информации о преступности, носящей международный характер, и «международных преступни­ках». В центральных органах Интерпола и НЦБ Интерпола в государ­ствах-участниках ведется большая научно-исследовательская работа, в частности, собирается и распространяется информация в области криминалистики, криминологии, уголовного права и т.д., издаются многочисленные ведомственные бюллетени. РФ является членом Интерпола с сентября 1990 г. (в порядке правопреемства). В МВД РФ создано НЦБ Интерпола в РФ, принято Положение о НЦБ Интерпола. НЦБ Интерпола в РФ — это подразделение криминальной полиции, входящее в состав центрального аппарата МВД РФ, имеющее статус главного управления. Создание, реорганизация и ликвидация территориальных подразделений (филиалов) НЦБ осуществляются Министром внутренних дел РФ. В задачи НЦБ Интерпола в РФ входят: обеспечение эффективного международного обмена информа­цией об уголовных преступлениях; оказание содействия в выполнении запросов международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств в соответствии с международными догово­рами РФ; наблюдение за исполнением международных договоров по во­просам борьбы с преступностью, участниками которых является Рос­сийская Федерация. Деятельность НЦБ Интерпола осуществляется на основе взаимо­действия с правоохранительными и иными государственными орга­намиРФ, а также международными правоохранительными организа­циями и правоохранительными органами иностранных государств — членов Интерпола. НЦБ Интерпола осуществляет свою деятельность исключительно в сфере борьбы с уголовными преступлениями, не затрагивая пре­ступлений, носящих политический, военный, религиозный или расо­вый характер. НЦБ Интерпола осуществляет следующие функции: принимает, обрабатывает и направляет в Генеральный секретари­ат Интерпола и НЦБ других государств запросы, следственные пору­чения и сообщения госорганов РФ для осуществления розыска, арес­та и выдачи лиц, совершивших преступления, а также для осущест­вления обыска и ареста перемещенных за границу доходов от пре­ступной деятельности, похищенных предметов и документов, прове­дения иных оперативно-розыскных и процессуальных действий по делам, находящимся в производстве этих органов; принимает меры по исполнению международными правоохрани­тельными организациями и правоохранительными органами госу­дарств — членов Интерпола запросов из РФ; определяет, подлежат ли согласно Уставу Интерпола и обязатель­ным решениям Генеральной Ассамблеи Интерпола, федеральным законам и международным договорам РФ исполнению на территории РФ запросы, поступившие из НЦБ Интерпола иностранных госу­дарств, и направляет их в соответствующие госорганыРФ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: