Стратегический менеджмент – вид управления, при котором высшее руководство переносит центр внимания на окружение фирмы с тем, чтобы соответствующим образом и своевременно реагировать на происходящие в нем изменения. Стратегический менеджмент предусматривает:
O определение ключевых позиций на перспективу в зависимости от приоритетности целей;
O выделение ресурсов организации под стратегические цели фирмы;
O создание центров руководства каждой стратегической целью;
O оценку и стимулирование производственных подразделений и их руководителей по мере достижения стратегических целей.
Стратегический менеджмент – это процесс, предусматривающий три этапа.
1. В рамках стратегического планирования определяют долгосрочные перспективы развития предприятия и его главных подразделений.
2. На этапе реализации планов разрабатывают мероприятия по осуществлению фирменной стратегии.
3. В процессе контроля определяют основные проблемы в области стратегии компании.
Маркетинговый менеджмент призван посредством маркетинговой деятельности по реализации созданного организацией продукта увязать в единый процесс удовлетворение потребностей клиентов организации и достижение ее целей.
Предусматривает такие процессы и действия:
- изучение и сегментация рынка;
- разработка товаров;
- ценообразование;
- создание систем сбыта;
- распределение и сбыт созданной продукции;
- реклама.
Производственный менеджмент предполагает, что руководители определенного уровня и соответствующие функциональные службы управляют процессом переработки сырья, материалов и полуфабрикатов в готовую продукцию. Операции производственного менеджмента:
· управление разработкой и проектированием продукта;
· выбор технологического процесса, расстановка кадров, техники;
· управление закупкой сырья, материалов и полуфабрикатов;
· управление запасами на складах, включающее в себя управление хранением закупленных товаров, полуфабрикатов собственного изготовления для внутреннего пользования и конечной продукции;
· контроль качества.
Финансовый менеджмент состоит в управлении процессом движения финансовых средств в организации; включает в себя:
составление бюджета и финансового плана;
формирование денежных ресурсов;
распределение денег между структурами, определяющими жизнедеятельность организации;
оценку финансового потенциала организации.
Кадровый менеджмент связан с использованием возможностей работников для достижения целей организации. Его элементы:
подбор и расстановка кадров;
обучение и развитие кадров;
компенсация за выполненную работу;
создание условий на рабочем месте;
поддержка отношений с профсоюзами и разрешение трудовых споров.
Инновационный менеджмент состоит в управлении исследованиями, разработками и развитием фирмы; управляет такими действиями:
% развитием собственной научной, научно-технической и экспериментальной базы;
% проведением исследований самостоятельно и в кооперации с другими организациями;
% оформлением заказов на проведение научных исследований или экспериментальных работ сторонней организацией;
% приобретением лицензий на право производства товаров или услуг;
% управлением новыми проектами, программами.