Сущность и категории менеджмента

ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА

Менеджмент (в пер. с англ.: управление, заведование, организация) – это управле­ние производством; совокупность принципов, методов, средств и форм управления производством, разработанных с целью повышения эффективно­сти производства и увеличения прибыли, это умение добивать­ся поставленных целей, используя труд, интеллект и мотивы поведения дру­гих людей, работающих в организации.

Содержание менеджмента можно рассматривать:

- как науку и искусство управления;

- как вид деятельности и процесс принятия управленческих решений;

- как аппарат управления деятельностью организации.

Основная цель менеджмента – обеспечение гармонии в развитии организации, т.е. согласованного и эффективного функционирования всех внешних и внутренних элементов организации.

Основные задачи менеджмента:

- организация производства товаров и услуг с учетом спроса потребителей на основе имеющихся ресурсов;

- переход к использованию работников, обладающих высокой квалификацией;

- стимулирование сотрудников организации путем создания для них соответствующих условий труда и системы его оплаты;

- определение необходимых ресурсов и источников их обеспечения;

- разработка стратегии развития организации и реализация;

- определение целей развития организации;

- выработка системы мероприятий для достижения намеченных целей;

- осуществление контроля за эффективностью деятельности организации, за выполнением поставленных задач.

Категория менеджмента - наиболее общие и фундаментальные понятия, отражающие существенные свойства и устойчивые отношения в процессах управления организацией.

Состав основных категорий менеджмента:

1) объекты и субъекты;

2) виды;

3) функции;

4) методы;

5) принципы.

1) Объектом менеджмента являетсяорганизация – как сообщество людей, сознательно координируемое для достижения установленных целей. Природа, свойства, формальная структура и поведенческие аспекты организации зависят от ее вида, иерархического уровня и функциональной области деятельности.

Субъектом менеджмента являются менеджеры - руководители различного уровня, специалисты по управлению, имеющие специальную подготовку и наделенные полномочиями в области принятия решений в определенных сферах деятельности организации.

Основные задачи менеджера:

- координация,

- руководство,

- управление,

- принятие решений.

2) Виды менеджмента - специальные области управленчес­кой деятельности, связанные с решением определенных задач менеджмента.

По признаку объекта различают общий и функциональный менеджмент.

Общий или генеральный менеджмент заключается в управлении деятельностью организации в целом или ее самостоятельных хозяйственных звеньев (профит-центров).

Функциональный или специальный менеджмент заключается в управлении определенными сферами деятельности организации или ее звеньев, например управление инновационной деятельностью, персоналом, маркетингом, финансами и т.д.

По признаку содержания различают нормативный, стратегический и оперативный менеджмент.

Нормативный менеджмент предусматривает разработку и реализацию философии организации, ее предпринимательской политики, определение позиции организации в конкурентной нише рынка и формирование общих стратегических намерений.

Стратегический менеджмент предполагает выработку набора стратегий, их распределение во времени, формирование потенциала успеха организации и обеспечение стратегического контроля за их реализацией.

Оперативный менеджмент предусматривает разработку тактических и оперативных мер, направленных на практическую реализацию принятых стратегий развития организации.

3) Функции менеджмента – это конкретный вид управленческой деятельности, который осуществляется специальными приемами и способами и характеризуется однородностью целей, действий или объектов их приложения.

Различают общие (формирование целей, планирование, организация и контроль), технологические (решения и коммуникации) и социально-психологические (делегирование и мотивация) функции менеджмента.

4) Методы менеджмента - это система правил и процедур решения различных задач управления с целью обеспечения эффективного развития организации.

В менеджменте используются как общие методы и приемы (например, экспертизы, генерирования идей, оценки управленческих решений), применяемые во всех сферах деятельности (производстве, торговле, образовании и пр.), так и специальные, отражающие специфику определенной сферы (инновационный, финансовый, персональный менеджмент и пр.).

Выделяются следующие методы управления:

- организационно-административные, основанные на прямых директивных указаниях;

- экономические, обусловленные экономическими стимулами;

- социально-психологические, применяемые с целью повышения социальной активности сотрудников.

5) Принципы менеджмента – это общие правила, которые формируют требования к системе управления организацией - функциям, методам и организационной структуре управления, при соблюдении которых обеспечивается эффективное развитие организации.

К важнейшим принципам эффективногоменеджмента относятся принципы целостности, иерархической упорядоченности, целевой направленности, научной обоснованности и оптимальности, сочетания централизации и децентрализации, демократизации.

1.2. Закономерности и принципы менеджмента.

Закономерности менеджмента выражают наиболее важные и систематически повторяющиеся тенденции, которые отражают взаимосвязи между элементами управления в организации.

К числу важнейших закономерностей менеджмента относятся:

1. Развитие теории и практики менеджмента в соответствии с трансформацией форм и методов организации экономики.

2. Определяющее влияние состояния внешней среды в выборе и формировании системы управления организацией.

3. Соответствие социального содержания управления формам собственности на имущество организации.

4. Соотносительность управляющей и управляемой подсистем (субъекта (органа) и объекта управления).

5. Преимущественность сознательного (планомерного) управления.

6. Концентрация и динамичноеизменение функций управленияв организации.

7. Оптимизация уровней управления организацией.

8. Оптимальное использование в процессах управления функций контроля, учета и анализа.

Закономерности имеют объективный характер, а реализуются в процессе деятельности людей.

Различают общие и специфические законы управления. К общим законам управления относятся:

- закон специализации управления;

- закон интеграции управления;

- закон экономии времени.

Закон специализации управления. Для управления современным производством, основанным на использовании новейших технологических процессов, технических средств, высокой степени организации производства и труда, информационных систем необходимы узкоспециализированные знания и навыки в различных областях науки и техники. Поэтому менеджеры должны обладать высоким профессионализмом в области каждого из направлений. Присущие рыночной экономике риск и неопределенность требуют от менеджеров самостоятельности и ответственности за принимаемые решения, способствуют поиску оптимальных организационных и научно-технических решений.

Закон интеграции управления. Интеграция или объединение в менеджменте следует из потребности самого производства и управления им. Это объединение специализированных управленческих действий на различных этапах управления в единый управленческий процесс и подразделений в единый производственный организм, т.е. предприятие. Предприятия, в свою очередь, могут объединяться в различные организационно-правовые формы. Интеграция осуществляется с помощью установления временных и постоянных связей на всех уровнях управления и информационного обеспечения.

Закон экономии времени. Эффективность управления зависит от скорости реакции менеджера на потребности рынка и изменений внешних и внутренних факторов предприятия для положительного влияния на конечные результаты ее деятельности.

Под воздействием проявления закономерностей в организациях формируются принципы менеджмента.

Принципы менеджмента – это общие правила поведения руководителей, которые формируют требования к системе управления организацией, при соблюдении которых обеспечивается эффективное развитие организации.

Существуют несколько подходов к классификации принципов управления.Принципы формулировали такие менеджеры как Г.Кунц и С. О, Донелл, Г. Эмерсон, А.Файоль, а в отечественной теории управления частные принципы управления были сформулированы еще В.И.Лениным.

Важнейшие принципы эффективногоменеджмента – это принципы целостности, иерархической упорядоченности, целевой направленности, научной обоснованности и оптимальности, сочетания централизации и децентрализации, демократизации.

Целостность определяет необходимость рассмотрения организации как целостной социально-экономической системы.

Иерархическая упорядоченность регламентирует уровень дифференциации процессов менеджмента в организации.

Целевая направленность постулирует приоритет целевой стратегической ориентации организации и достижение целей как важнейший критерий эффективности менеджмента.

Научная обоснованность и оптимизация формулирует необходимость использования научного подхода, широкой гаммы методов и инструментов для обоснования управленче­ских решений.

Сочетание централизации и децентрализации устанавливает требование рационального разделения управлен­ческих процедур и решений на основе обоснованного делегирования полномочий и ответственности менеджеров.

Демократизация предполагает использование поведен­ческих инструментов менеджмента для мотивации продуктивного сотрудничества менеджеров.

Одним из основоположников, научной организации труда, кто сформулировал принципы управления, был А. Файоль. Он изложил их в книге «Общее и промышленное управление», опубликованной в 1916 г.

Принципы менеджмента, сформулированные А. Файолем

Название принципа Содержание принципа
Разделение труда Специализация работ, необходимая для эффективного использования рабочей силы
Полномочия и ответственность Каждому работнику должны быть делегированы полномочия, достаточные для того, чтобы нести ответственность за порученную работу
Дисциплина Рабочие должны подчиняться условиям соглашения между ними и руководством, а менеджеры — применять справедливые санкции к нарушителям норм порядка
Единоначалие Работник получает распоряжения и отчитывается только перед одним непосредственным начальником
Единство действий Все действия, имеющие одинаковую цель, должны объединяться в группы и осуществляться по единому плану
Подчиненность интересов Интересы организации имеют преимущество перед интересами личности
Вознаграждение персонала Получение работниками справедливого вознаграждения за свой качественный труд
Централизация Организация должна иметь управляющий центр и учитывать пропорции между централизацией и децентрализацией. Полномочия должны делегироваться пропорционально ответственности
Скалярная цепь управления Неразрывная цепь команд, по которой передаются все распоряжения и осуществляются коммуникации между всеми уровнями иерархии («цепь начальников»)
Порядок Рабочее место — для каждого работника и каждый работник на своем рабочем месте
Справедливость Установленные правила и соглашения должны проводиться в жизнь справедливо на всех уровнях скалярной цепи
Стабильность персонала Установка работающих на лояльность по отношению к организации и долгосрочную работу, поскольку высокая текучесть снижает эффективность
Инициатива Поощрение работающих к выработке независимых суждений в границах делегированных им полномочий и выполняемых работ
Корпоративный дух Гармония интересов персонала и организации обеспечивает единство усилий, а в единстве — сила

Современные принципы управления

Содержание принципов
Лояльность к работающим
Ответственность - обязательное условие успешного управления
Коммуникации, пронизывающие организацию сверху вниз, снизу вверх и по горизонтали
Атмосфера, способствующая раскрытию способностей работающих
Долевое участие каждого работающего в общих результатах
Своевременная реакция на изменения во внешней среде
Методы работы с людьми, направленные на создание удовлетворенности от работы
Непосредственное участие менеджеров в групповой работе - условие достижения согласованности и целостности
Умение контактировать с поставщиками, покупателями, исполнителями и руководителями
Этика бизнеса
Честное отношение и доверие к людям
Использование в работе фундаментальных основ менеджмента
Четкое представление о месте и роли организации в будущем
Качество личной работы и постоянное самосовершенствование

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: