Пути реформирования политической власти в России

Осуществление в стране демократических преобразований определи­ло

необходимость реформирования системы политической власти в соответствии с

общецивилизационными закономерностями движения к демок­ратическому

общественному устройству и правовому государству. Поли­тические

преобразования развивались в направлении структурирования власти путем

разделения властей, децентрализации, плюрализации влас­ти, преодоления

отчуждения человека от власти. В результате выборов 12 июня 1991 г. в России

был избран Президент - Б.Н.Ельцин. В начале 90-х гг. в России была

демонтирована система Советов, в декабре 1993 г. - избрана новая

представительная власть демократическим путем, принята новая Конституция. 3

июля 1996 г. Б.Н.Ельцин был избран Президентом России на второй срок. 26

марта 2000 г. 52,6% избирателей на выборах проголосовали за избрание

Президентом В.В.Путина.

Россия представляет собой демократическое федеративное правовое государство с

республиканской формой правления (президентскую рес­публику). Государственная

власть в Российской Федерации осуществля­ется на основе разделения властей на

законодательную, исполнительную и судебную.

Институт президентства предполагает, что Президент является главой

исполнительной власти, гарантом Конституции, прав и свобод человека и

гражданина. Президент принимает меры по охране суверенитета Российс­кой

Федерации, ее независимости и государственной законности, обеспе­чивает

согласование, функционирование и взаимодействие органов госу­дарственной

власти. Он определяет основные направления внутренней и внешней политики

государства (ст.80 Конституции РФ), формирует и возглавляет Совет Безопасности

РФ, определяет военную доктрину стра­ны, назначает послов и высший командный

состав Вооруженных Сил РФ. Президент имеет право: распускать и назначать выборы

в Госдуму, прово­дить референдумы, вносить законопроекты в Госдуму, подписывать

и об­народовать федеральные законы (ст, 81,83,84,87). Одной из главных за­дач

Президента РФ является издание указов и распоряжений, обязатель­ных для

исполнения на всей территории страны. Президент является гла­вой государства

(ст. 110). Правительство состоит из Председателя, его за­местителя и

федеральных министров. В сентябре 2000 г. было принято решение о создании в

России Государственного Совета - исполнительного органа власти с

консультативными функциями.

Как противовес исполнительной власти - правительству и президенту -

существует парламент - общенациональный представительный инсти­тут,

законодательный орган страны. В России таким органом является Федеральное

Собрание, состоящее из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы.

В федеративных государствах наличие двух па­лат позволяет сочетать принцип

представительства населения страны в целом и с представительством земель,

штатов или иных административ­но-территориальных образований, входящих в

состав федерации.

Нижняя -палата Российского парламента - Государственная Дума -формируется

посредством всеобщих, прямых выборов на многопартий­ной основе. Депутаты

избираются сроком на 4 года, депутатом может стать каждый россиянин не моложе

21 года; Количество депутатов Гос­думы ограничено - 450 чел. Верхняя палата -

Совет Федерации - состоит из депутатов, избираемых сроком на 4 года по

норме по 2 депутата от каждой республики, края, области, автономной области, а

также по 1 депутату от каждого автономного округа.

Важнейшей функцией российского парламента является издание и принятие

законов. Федеральные законы принимаются Госдумой, затем переходят на

рассмотрение в Совет Федерации и лишь в случае одоб­рения Советом Федерации

становятся действующими, Руководство дея­тельностью парламента осуществляет

избираемый парламентариями спи­кер - председатель парламента - и его

заместители. Для эффективности работы парламента в нем из числа депутатов

создаются постоянные ко­митеты, подкомитеты, комиссии»

В нашей стране при реформировании политической власти значи­тельные функций

принадлежат судебной власти. Она выступает гаран­том соблюдения законности в

деятельности других властей. Судебная власть осуществляется посредством

Конституционного, гражданского, административного и уголовного

судопроизводства. Конституционный суд РФ следит за правильностью действий

Президента и парламента. Верховный суд РФ является высшим судебным органом по

гражданс­ким, уголовным, административным делам, Высший арбитражный суд РФ

рассматривает экономические споры.

Однако на практике принцип разделения властей реализуется с труд­ностями и

противоречиями. Законодательная, исполнительная и судеб­ная власти России

работают пока недостаточно эффективно. Реализация принципа разделения властей

предполагает дальнейшие меры - перерас­пределение властей. Принцип

распределения властей базируется на сле­дующих основаниях: относительной

самостоятельности каждого струк­турного звена законодательной, исполнительной

и судебной власти, вер­ховенстве принципа разделения властей,

непротиворечивости федератив­ных, общероссийских и муниципальных законов,

нацеленности властей на права каждого человека, легитимность и др. Необходимо

соблюдать и осуществлять демократические принципы социальных общностей людей,

идущие снизу, корректировать содержание программ политической дея­тельности,

элементов политической системы в соответствии с их общими интересами. Основу

всей власти должна составлять прямая демократия, непосредственное выражение

воли масс.

Мировая практика свидетельствует о том, что государственные, фе­деральные и

местные органы власти успешно функционируют при разделении и

перераспределении властных полномочий. Если этого не сде­лать, то получится

дублирование полномочий верхов и низов, борьба за портфели, война законов,

неопределенность и размытость властей, а сле­довательно, их безвластие.

Возникает дефицит власти.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: