Осуществление в стране демократических преобразований определило
необходимость реформирования системы политической власти в соответствии с
общецивилизационными закономерностями движения к демократическому
общественному устройству и правовому государству. Политические
преобразования развивались в направлении структурирования власти путем
разделения властей, децентрализации, плюрализации власти, преодоления
отчуждения человека от власти. В результате выборов 12 июня 1991 г. в России
был избран Президент - Б.Н.Ельцин. В начале 90-х гг. в России была
демонтирована система Советов, в декабре 1993 г. - избрана новая
представительная власть демократическим путем, принята новая Конституция. 3
июля 1996 г. Б.Н.Ельцин был избран Президентом России на второй срок. 26
марта 2000 г. 52,6% избирателей на выборах проголосовали за избрание
Президентом В.В.Путина.
Россия представляет собой демократическое федеративное правовое государство с
республиканской формой правления (президентскую республику). Государственная
|
|
власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения властей на
законодательную, исполнительную и судебную.
Институт президентства предполагает, что Президент является главой
исполнительной власти, гарантом Конституции, прав и свобод человека и
гражданина. Президент принимает меры по охране суверенитета Российской
Федерации, ее независимости и государственной законности, обеспечивает
согласование, функционирование и взаимодействие органов государственной
власти. Он определяет основные направления внутренней и внешней политики
государства (ст.80 Конституции РФ), формирует и возглавляет Совет Безопасности
РФ, определяет военную доктрину страны, назначает послов и высший командный
состав Вооруженных Сил РФ. Президент имеет право: распускать и назначать выборы
в Госдуму, проводить референдумы, вносить законопроекты в Госдуму, подписывать
и обнародовать федеральные законы (ст, 81,83,84,87). Одной из главных задач
Президента РФ является издание указов и распоряжений, обязательных для
исполнения на всей территории страны. Президент является главой государства
(ст. 110). Правительство состоит из Председателя, его заместителя и
федеральных министров. В сентябре 2000 г. было принято решение о создании в
России Государственного Совета - исполнительного органа власти с
консультативными функциями.
Как противовес исполнительной власти - правительству и президенту -
существует парламент - общенациональный представительный институт,
законодательный орган страны. В России таким органом является Федеральное
|
|
Собрание, состоящее из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы.
В федеративных государствах наличие двух палат позволяет сочетать принцип
представительства населения страны в целом и с представительством земель,
штатов или иных административно-территориальных образований, входящих в
состав федерации.
Нижняя -палата Российского парламента - Государственная Дума -формируется
посредством всеобщих, прямых выборов на многопартийной основе. Депутаты
избираются сроком на 4 года, депутатом может стать каждый россиянин не моложе
21 года; Количество депутатов Госдумы ограничено - 450 чел. Верхняя палата -
Совет Федерации - состоит из депутатов, избираемых сроком на 4 года по
норме по 2 депутата от каждой республики, края, области, автономной области, а
также по 1 депутату от каждого автономного округа.
Важнейшей функцией российского парламента является издание и принятие
законов. Федеральные законы принимаются Госдумой, затем переходят на
рассмотрение в Совет Федерации и лишь в случае одобрения Советом Федерации
становятся действующими, Руководство деятельностью парламента осуществляет
избираемый парламентариями спикер - председатель парламента - и его
заместители. Для эффективности работы парламента в нем из числа депутатов
создаются постоянные комитеты, подкомитеты, комиссии»
В нашей стране при реформировании политической власти значительные функций
принадлежат судебной власти. Она выступает гарантом соблюдения законности в
деятельности других властей. Судебная власть осуществляется посредством
Конституционного, гражданского, административного и уголовного
судопроизводства. Конституционный суд РФ следит за правильностью действий
Президента и парламента. Верховный суд РФ является высшим судебным органом по
гражданским, уголовным, административным делам, Высший арбитражный суд РФ
рассматривает экономические споры.
Однако на практике принцип разделения властей реализуется с трудностями и
противоречиями. Законодательная, исполнительная и судебная власти России
работают пока недостаточно эффективно. Реализация принципа разделения властей
предполагает дальнейшие меры - перераспределение властей. Принцип
распределения властей базируется на следующих основаниях: относительной
самостоятельности каждого структурного звена законодательной, исполнительной
и судебной власти, верховенстве принципа разделения властей,
непротиворечивости федеративных, общероссийских и муниципальных законов,
нацеленности властей на права каждого человека, легитимность и др. Необходимо
соблюдать и осуществлять демократические принципы социальных общностей людей,
идущие снизу, корректировать содержание программ политической деятельности,
элементов политической системы в соответствии с их общими интересами. Основу
всей власти должна составлять прямая демократия, непосредственное выражение
воли масс.
Мировая практика свидетельствует о том, что государственные, федеральные и
местные органы власти успешно функционируют при разделении и
перераспределении властных полномочий. Если этого не сделать, то получится
дублирование полномочий верхов и низов, борьба за портфели, война законов,
неопределенность и размытость властей, а следовательно, их безвластие.
Возникает дефицит власти.