Коррекционные методы в психологии

Существует большое разнообразие коррекционных методов, базирующихся на различных психологических концепциях, взглядах их авторов на природу человеческой психики.

Метод классического психоанализа исходит из того, что все психические недуги вызваны конфликтами, произошедшими с индивидом еще в детском возрасте. Суть таких конфликтов - во внутренней борьбе между «можно и нельзя», между осознаваемыми и неосознаваемыми потребностями и мотивами поведения человека. Информация о таких конфликтах сохраняется в подсознании взрослого человека и в определенных ситуациях незаметно упраляет индивидом. Целью психоанализа является вскрытие и сознательная (мысленная) переработка таких конфликтов, установление равновесного «мира» между сознанием и бессознательным психики личности.

Техника психоанализа требует, чтобы пациент находился в положении лежа, а психотерапевт - в месте, недоступном взгляду пациента (например, позади у изголовья). Это позволяет пациенту чувствовать себя несколько раскованнее, что очень важно для успешного проведения сеансов психоанализа. Пациент при этом должен непроизвольно, без продолжительных пауз и остановок говорить о том, что ему придет на ум, не опасаясь абсурдных вещей. Роль психолога состоит в сдержанном толковании отдельных деструктивных сцен из далекого детства, сообщаемых пациентом. Цель - реконструкция истории его личности. Другими словами, пациент переносится во времени в детство, повторяет те чувства, которые он тогда испытывал, и получает возможность их «правильно» переработать. Происходит освобождение подсознания от очагов постоянного психического давления на повседневное поведение.

Метод конфронтационной (поведенческой) психотерапии предусматривает организацию тренировочных встреч пациента с теми деструктивными ситуациями, которые обычно вызывают у него нарушения психического равновесия. Это тот принцип, который в житейской ситуации называют «клин клином вышибают». Если, например, человек испытывает постоянный страх при прохождении моста через реку, то психолог услужливо предоставляет ему возможность испытывать это чувство до тех пор, пока оно не утратит остроту. Такие сеансы могут как реализовываться в реальных условиях, так и носить воображаемый характер. При этом психолог первое время всегда должен находиться вместе с пациентом. Технология метода предусматривает учет личности пациента при назначении программы тренировок.

Метод гипнотических воздействий предусматривает создание у пациента состояния неглубокого транса, т. е. состояния большой концентрации и удержания его внимания на каком-то объекте. В результате сознание изменяет ориентацию с восприятия внешнего мира на восприятие внутреннего. Такое измененное состояние сознания вызвано появлением очага возбуждения в коре головного мозга. Образующаяся доминанта подчиняет себе все соседние участки коры, постепенно выключая органы чувств. Человек «уходит в себя» через поле сужения внимания.

Дальнейшая роль гипнотизера сводится к тому, чтобы помочь пациенту как бы со стороны увидеть свои проблемы, но в новом, благополучном освещении. Вопреки существующему житейскому мнению состояние транса не означает потери контроля над собой. Транс делает доступным более глубокие пласты сознания без потери контроля над собой.

Если человек применяет технику фиксации внимания сам к себе, то этот процесс носит название медитации.

Ведущие гипнологи мира (В. Кандыба, Г. Эстабрук) утверждают, что возможен столь глубокий транс, когда человек может оказаться запрограммированным на любой поступок. Такой «человек-зомби» может в нужный момент при соответствующей ситуации по определенному сигналу сделать то, на что он запрограммирован. В обычной обстановке он ничем не выдает свою «закодированность», не выделяется среди других людей, своих коллег по работе. Действие «кода» сохраняется годами и может быть снято только тем, кто его закодировал.

Известно, что в следственной работе допрос под гипнозом позволяет получить 70-80 % дополнительной информации. Следует иметь в виду, что существует и криминальный гипноз, направленный на внушение человеку любой обманной версии.

Метод аутотренинга. Здесь пациент сам влияет на состояние собственной нервной системы через эффекты самовнушения. Появлению этого метода психической разгрузки человечество обязано не только его автору - психотерапевту И. Шульцу. Коллективный патент можно выдать лучшей половине человечества - женщинам. Пациентки И. Шульца, заучив его приемы, обладая повышенной природной самовнушаемостью, стали успешно заниматься самогипнозом. Это и натолкнуло его на мысль о разработке специальной системы тренировок. Действительно, если доказано, что возможна внушенная болезнь, то почему невозможно внушенное выздоровление?!

Сила самовнушения огромна. Вот рассказ известного психолога В. Леви. Преступнику, приговоренному к смертной казни через электрический стул, объявили, что он будет казнен менее болезненным способом - путем вскрытия вен. Продемонстрировали видеофильм, поясняющий, как это происходит. Преступнику завязали глаза и провели тупой стороной скальпеля по руке в области вены, а на обнаженную руку стали лить тонкой струйкой теплую воду. Смерть наступила практически через такое же время, как и при естественном вскрытии вены.

В качестве инструментов влияния на собственную психику используются факторы: тонус мышц, дыхание, чувственные образы и слово. Известно, что все эти факторы самым тесным образом связаны с работой мозга. Сознательным (волевым) изменением тонуса скелетных мышц (в сторону расслабления) оказывают влияние на уровень психической активности и текущее состояние нервной системы. Расслабление мышц осуществляется синхронно с изменением ритма дыхания. Формирование чувственного образа позитивного характера (через слуховые, зрительные или другие виды представлений) способствует появлению и доминированию позитивных психических состояний, мобилизации внутренней энергии. Аналогичное влияние оказывает мысленно произнесенное или озвученное слово в виде команд и утверждений, относящихся к самому себе.

Метод учит управлять своими мыслями, состоянием, настроением, видеть в окружающей среде больше хорошего, строить добрые отношения с коллегами и многое другое.

Метод группового тренинга - это большое разнообразие приемов воздействия на индивида, но все они используют принцип обучающего воздействия группового фактора. Метод опирается на социальную составляющую личности, подчиненную сфере общественных интересов, ценностей, правил и норм поведения. Чем больше индивид включен в общественную жизнь, тем большее влияние на него оказывают эти факторы. Особенностью метода является то, что поиск решений в ситуациях группового выбора возлагается на самих участников без какого-либо давления или подсказок со стороны психолога. Метод реализуется в таких формах, как групповые дискуссии, ролевые игры, групповые упражнения, решения конкретных ситуаций и др. При этом практикуется видеозапись процесса решения групповых задач.

Участники тренинга приобретают коммуникативные навыки, способность глубоко понимать других людей, повышают эффективность работы своих регулятивных механизмов поведения и т. д.

Метод нейролингвистического программирования (НЛП). Прежде всего, о самом названии. Слово «ней-ро» говорит о том, что в технике метода задействованы нейрологические процессы восприятия (через слух, зрение, обоняние и др.). Слово «лингвистика» указывает на то, что метод основан на использовании важнейшего элемента психики - языка. Слово «программирование» свидетельствует об особом способе организации работы обоих полушарий головного мозга, об упорядочивании мыслительных и чувственных процессов. Коль речь идет о методах психологии, то нелишне подчеркнуть, что один из авторов метода (Р. Бэндлер) - психолог и математик по образованию, второй (Д. Гриндер) - лингвист.

НЛП - способ неуловимого проникновения в подсознание собеседника и эффективного воздействия на него через неосознаваемые процессы. Технология НЛП базируется на четырех основных практических положениях:
- на наличии у индивида доминирующих каналов приема информации;
- на эффекте рефлекторного перемещения глаз;
- на процедуре «калибровки» реакций собеседника;
- на приеме манипулятивного подражания собеседнику.

Доминирующий канал приема информагщи питает индивида основными сведениями, поступающими из окружающего мира. По этому критерию информационной «модальности» людей подразделяют на:
- визуалистов, у которых связь с внешней средой реализуется преимущественно через зрительные образы;
- аудиалистов, отношения со средой у которых осуществляются преимущественно через речь;
- кинестетиков, у которых информационное взаимодействие с окружением осуществляется преимущественно через мышечные ощущения, обоняние, вкус.

В повседневной жизни их можно распознать по характерным для них ключевым словам, манерам поведения и движениям глаз. Если в общении с собеседником придерживаться терминов его доминирующего информационного канала («модальности»), то его подсознание окажет неоценимую помощь в установлении взаимопонимания. И наоборот, разговор на языке разных модальностей воздвигает невидимые, но существенные барьеры на пути к доверительному общению и согласию.

Эффект рефлекторного перемещения глаз основан на открытии непроизвольного перемещения взгляда человека под воздействием информации различного содержания. Оказывается, эти перемещения не случайны, а вполне закономерны. Другими словами, перемещения глаз также имеют свои приоритетные направления (сектора). Например:
- если информация (образ) извлекается из прошлого опыта человека, то зрачки глаз отправляются «на работу» в сектор воспоминания и представления;
- если человек фантазирует, формирует новый образ (или просто лжет), то взгляд устремляется в сектор конструирования образа.

Эффект рефлекторного перемещения глаз помогает определить текущие скрытые намерения собеседника, его чувства и ход мыслей, систему работы с информацией и тем самым незаметно оказывать влияние в нужном направлении.

Процедура «калибровки» реакций собеседника основана на константности поведенческих реакций человека и их подсознательной природе. Идея созвучна операции калибровки измерительных приборов в технике. Прежде чем что-то измерять, нужно нанести на шкалу отсчета «нулевое» положение (допустим, это середина шкалы). Отклонение стрелки влево и вправо будет соответствовать изменению измеряемого процесса в одну или другую сторону. Так и здесь.

Через серию «невинных» вопросов к собеседнику, включенных в контекст разговора, выявляются его типовые реакции (например, едва заметные кивки головой, наклоны головы вперед или назад, выпячивание губы при ответах). После этого задаются вопросы, касающиеся основной цели разговора. И если ответы собеседника сопровождаются нарушением выявленных стереотипных реакций, то есть все основания усомниться в искренности его слов и предпринять шаги в нужном направлении влияния на него. Калибровке подвергаются и приятные, и неприятные мысли собеседника.

Прием манипулятивного подражания собеседнику. Вы когда-нибудь наблюдали, как нейтрализуют ошалевший табун лошадей, бешено несущийся и топчущий все, что попадается на пути? Смелый всадник возглавляет его бег и возвращает табун в нормальное послушное состояние. Но вначале он вынужден делать то, что делает обезумевшая лошадиная масса, -нестись впереди, т. е. подстраиваться под ее поведение. Заметим, кстати, что последующее поведение табуна, копирующего поведение всадника, базируется не на логике и мышлении. Лошадь, как известно, не обладает этими способностями. Все происходит на уровне «лошадиных» рефлексов и инстинктов. В этом идея и психологической подстройки к партнеру.

Чаще всего мы пытаемся воздействовать на собеседника, вторгаясь в его сознание через логику, здравый смысл, факты. Но ведь при этом у него «подрастает» и укрепляется позиция критичности. Ведь мы же заставляем его думать, все взвешивать на бесстрастных весах сознания. Это не всегда содействует эффекту влияния на собеседника. Более продуктивно воздействие на уровне подсознания. Этим целям служит механизм подстройки к собеседнику, рекомендующий копирование, «отзеркаливание», имитирование его поз, жестов, ключевых слов, темпа речи, интонации, частоты морганий глаз, поведенческих реакций и др. Этим самым достигается ощущение полного взаимопонимания именно на подсознательном уровне. Всмотритесь, как ведут себя двое молодых парней у стойки бара с бокалами в руках. Они - само повторение друг друга! Как только в разговоре один из них сложит руки на груди, адекватный ответ собеседника не заставит долго ждать.

Очень важно, чтобы «отзеркаливание» не походило на обычное «обезьянничанье». Имитационные приемы должны тонко вмонтироваться в структуру поведения партнера и соответствовать складывающейся ситуации. Здесь важен дух, а не буква.


29. Зигмунд Фрейд и классический психоанализ Структура личности по Фрейду


30 Зигмунд Фрейд и классический психоанализ. Работа с бессознательным

Т


Бессозна́тельное или неосознава́емое — совокупность психических процессов, в отношении которых отсутствуетсубъективный контроль. Бессознательным считается всё, что не становится для индивида объектом осознания. В психологии бессознательное обычно противопоставляетсясознательному, однако в рамках психоанализа бессознательное (Ид) и сознательное рассматривается как понятия разного уровня: многое из того, что относится к двум другим структурам психики (Я и Сверх-Я), также отсутствует в сознании.

Несколько основных классов проявлений бессознательного[править | править вики-текст]

1. Неосознаваемые мотивы, истинный смысл которых не осознается в силу их социальной неприемлемости или противоречия с другими мотивами.

2. Поведенческие автоматизмы и стереотипы, действующие в привычной ситуации, осознание которых излишне в силу их отработанности.

3. Подпороговое восприятие, которое в силу большого объёма информации не осознается.

4. Надсознательные процессы: интуиция, творческое озарение, вдохновение.

Многие действия, по Фрейду, в реализации которых человек не отдает себе отчет, имеют неосознаваемый характер. В бессознательное вытесняются наши тайные желания и фантазии, которые противоречат общественной морали и общепринятым нормам поведения, а также слишком нас тревожат, чтобы быть осознанными. Им было рассмотрено, как та или иная мотивация проявляется в сновидениях, невротических симптомах и творчестве. Известно, что главным регулятором человеческого поведения служат влечения и желания субъекта. Будучи лечащим врачом, он столкнулся с тем, что эти неосознаваемые переживания и мотивы могут серьёзно отягощать жизнь и даже становиться причиной нервно-психических заболеваний. Это направило его на поиски средств избавления своиханализантов от конфликтов между тем, что говорит их сознание, и потаенными, слепыми бессознательными побуждениями. Так родился фрейдовский метод исцеления души, названный психоанализом.
31. Карл Юнг и аналитическая психология. Структура личности по Юнгу

Карл Густав Юнг в рамках созданной им научной дисциплины —аналитической психологии — ввёл термин «коллективное бессознательное», и существенно изменил его значение по сравнению с психоанализом.

По мнению Юнга, существует не только бессознательное субъекта, но и семейное, родовое, национальное, расовое и коллективное бессознательное. Коллективное бессознательное несет в себе информацию психического мира всего общества, в то время как индивидуальное — информацию психического мира конкретного человека. В отличие от психоанализа, юнгианство рассматривает бессознательное как совокупность статичных паттернов, образцов поведения, которые являются врожденными и лишь нуждаются в актуализации. Также бессознательное делится на латентные, временно неосознаваемые, и подавленные, вытесненные за границы сознания процессы и состояния психики.

В структуре личности Юнг выделяет Сознание, Индивидуальное бессознательное и Коллективное бессознательное. В структуре сознания – два слоя: "Я для других" (Персона) и "собственно Я" (Ego).

Понятие персона – самый поверхностный слой-маска в структуре сознания (архетип конформности). Она включает социальные роли, посредством которых человек представляет себя другим людям и обществу. Это наше публичное лицо. Здесь важное значение придается анализу различного рода символов покрытия себя (одежда), рода занятий (орудия труда, портфель) или социального статуса (автомобиль, дом, диплом). Все эти символы могут проявляться в сновидениях. Например, человек со "слабой" персоной может видеть во сне себя без одежды и даже без кожи. Социальные роли могут как подавлять индивидуальность, так и способствовать ее развитию.

Однако основную роль в сознательной жизни человека играет не Персона, а более глубокие слои сознания – Ego. Являясь одним из основных архетипов личности, Ego создает ощущение осознанной связанности и непрерывности течения мыслей, чувств и действий. Хотя Ego и возникает из бессознательного, но имеет только сознательное содержание, которое образовалось из личного опыта.

В структуре личности К. Юнга индивидуальное бессознательное складывается из переживаний, бивших когда-то осознанными, а затем забытых и вытесненных из сознания. Оно включает в себя "Тень", "Аниму и Анимус", а также "Самость".

Тень — это то, что человек считает низким и аморальным в себе, в своей личности. Как Ego является центром сознания, так и тень является центром индивидуального бессознательного. Юнг понимает тень, в отличии от Фрейда, не как разрозненный вытесненный в бессознательное материал сознания, а как своеобразное целое — негативное Я. Тень часто переживается в снах как темная, примитивная, враждебная и отталкивающая фигура. Юнг предупреждает, что нужно почаще "вглядываться в себя", т.к. свою тень опасно не признавать.

Анима (у мужчин) и Анимус (у женщин) — это вытесненные из сознания нежелательные представления о себе как о мужчине или женщине. Таким образом, Анима — женское начало в мужчине, а Анимус — мужское начало в женщине. Юнг полагает, что эти образы являются собирательными бессознательными образами (архетипами) женщины или мужчины как таковых и оказывают влияние на выбор супругов, проявляются в сновидениях и фантазиях. Мать для мальчика и отец для девочки оказывают значительное влияние на развитие Анимы и Анимуса.

Центральным архетипом индивидуального бессознательного является "Самость" (Self). Самость — это внутренний руководящий фактор целостной личности, некая "идеальная личность". Юнг убежден, что сознание и бессознательное не противостоят, а дополняют друг друга. Их динамическое равновесие, примирение полярностей и есть целостная личность, объединенная самостью.


32. Карл Юнг и аналитическая психология. Понятие о личном и коллективном бессознательном

Коллективное бессознательное — одна из форм бессознательного, единая для общества в целом и являющаяся продуктом наследуемых структур мозга. Основное отличие коллективного бессознательного от индивидуального в том, что оно является общим для разных людей, не зависит от индивидуального опыта и истории развития индивида, представляет собой некий единый «общий знаменатель» для разных людей. Коллективное бессознательное, в отличие от индивидуальной (личной) формы бессознательного, основывается на опыте не конкретного человека, а общества в целом. Юнг обозначил его как более глубокий слой, чем индивидуальное бессознательное — за словом стоят не только прямые значения, но и более скрытые слои, смыслы, понятные на бессознательном уровне.

Коллективное бессознательное состоит из архетипов (общечеловеческих первообразов) и идей.

Юнг расширил и углубил фрейдовское понятие бессознательного. Вместо того чтобы быть просто вместилищем вытесненных личных воспоминаний или забытых переживаний, бессознательное, согласно Юнгу, состоит из двух компонентов, или уровней. Первый уровень, который он назвал личным бессознательным, в сущности, идентичен фрейдовскому понятию бессознательного. На этом уровне бессознательного залегают воспоминания обо всем, что пережито, прочувствовано, продумано индивидом или узнано им, но что больше не удерживается в активном осознании по причине защитного вытеснения или простой забывчивости.

Однако, используя свою теорию архетипов для объяснения сходства в психической деятельности и в представлениях на протяжении всех эпох и в любых сколь угодно различающихся культурах, Юнг обнаружил второй уровень бессознательного, который он обозначил как коллективное бессознательное. Этот уровень бессознательного содержал общие для всего человечества паттерны психического восприятия — архетипы. В силу того, что коллективное бессознательное является сферой архетипиче-ского опыта, Юнг рассматривает уровень коллективного бессознательного как более глубокий и более значимый, чем личное бессознательное; как уровень, содержащий в себе принципиально иной психический источник энергии, целостности и внутреннего преобразования.
Архетипы, выведенные ним из астрологических и религиозных символов, древних мифов и сказок, а также нахождение взаимосвязи между этими образами и психикой оказали значительное влияние на развитие психоанализа и раскрыли новый аспект понимания личности. Архетип переводится с греческого языка как первообраз. С точки зрения психоанализа под этим понятием подразумевают изначальную психическую структуру, которая является частью коллективного бессознательного. Эта структура определяет человеческий опыт и проявляется обычно в сновидениях. Виды этих структур можно найти в символике мифов и сказок.- В этой статье мы рассмотрим архетипы по Юнгу: всего их начитывается 7, однако, теоретически их может быть гораздо больше. Прежде чем начать описание, стоит отметить, что К.Юнг считал именно коллективное бессознательное «местом обитания» архетипов, под которым понимается глубинный слой в структуре личности, хранящий воспоминания и чувства, общие для всех людей. Архетипы Юнга: Анима, Анимус и Персона Анима и Анимус. Здесь, как предположил К. Юнг, выражается андрогинная природа людей. Анима является частью женского в мужчине. Безусловно, это является бессознательной частью его личности. Анимус – наоборот, является мужской частью в бессознательном женщины. Карл Юнг это объяснял тем, что в женщине и мужчине присутствуют гормоны обоих полов, хоть и в разном количестве. Интересно то, что психоаналитик считал правильным гармоничное развитие обеих сторон личности: женщина должна проявлять и феминные и маскулинные качества, как и мужчина, если они не желают иметь односторонний рост. Персона. С латинского это слово переводится как «маска», что в значительной мере проливает свет на особенность этого архетипа. Персона – это наши роли, проявления себя во взаимоотношениях с другими людьми. Люди с этим выраженным архетипом стремятся к утаению своей истинной сути от окружающих, примеряя различные роли, когда они находятся в социуме, что в результате приводит к поверхностности и неспособности испытывать настоящие и сильные эмоции. В умеренном количестве применение «маски» помогает людям взаимодействовать.

Тень- подавленными желаниями и намерениями, а также с животными инстинктами, сексуальными и агрессивными импульсами. Карл Юнг считал, что, если уметь преобразовывать эту энергию в нужное русло, то у человека появится возможность беспрепятственно выражать свой творческий потенциал.

Самость и Мудрец Самость. самому важному из всех выделенных им. Это центральная фигура в личности человека, с помощью которой организованы все остальные архетипы. В теории Юнга развитие целостности, а перед этим нахождение самости – главная цель жизни человека. Мудрец. Здесь Карл Юнг выделил часть личности, которая стремится к познанию. Этот архетип представляется в образе мудреца, старца, пророка, который может пролить свет истины на волнующие вопросы. Обычно этот архетип «включается» в бессознательном тогда, когда человек стоит перед выбором, и чем больше таких жизненных моментов предоставляется переживать ему, тем сильнее развита эта часть бессознательного, и тем легче сознанию связаться с ней с помощью сна или других пограничных состояний.

Бог -подразумевал высший этап психической деятельности, когда человек способен узреть и понять закономерные процессы своего внутреннего мира и внешнего, который его окружает. Именно поэтому архетипу предшествует «Мудрец», который толкает человека к пониманию ключевых моментов жизни, однако при «включении» архетипа «Бог» осознается целостная взаимосвязь, основанная на определенных законах между внутренним его содержанием и внешним окружением.-
33. Трансактный анализ Эрика Берна. Жизненный путь и сценарий

Трансактный анализ зиждется на концепции Эрика Берна о том, что человек запрограммирован “ранними решениями” в отношении жизненной позиции и проживает свою жизнь согласно “сценарию”, написанному при активном участии его близких (в первую очередь родителей), и принимает решения в настоящем времени, основанные на стереотипах, которые некогда были необходимы для его выживания, но теперь по большей части бесполезны.

Основной целью терапевтического процесса в традиции трансактного анализа является реконструирование личности на основе пересмотра жизненных позиций. Большая роль уделяется способности человека к осознанию непродуктивных стереотипов своего поведения, которые мешают принятию именно адекватных настоящему моменту решений, а также способности формировать новую систему ценностей и решений, исходя из собственных потребностей и возможностей.

В основе практики трансактного анализа лежит контракт. Он включает цели, поставленные клиентом перед собой, и пути, по которым будут достигаться эти цели; также в контракт вносятся предложения терапевта по консультированию и список требований к клиенту, которые он должен выполнять. Клиент решает, какие из своих убеждений, эмоций и стереотипов поведения ему нужно изменить, чтобы достигнуть намеченных целей. После пересмотра ранних решений клиент начинает думать, вести себя и чувствовать по-другому, стремясь приобрести автономию.

Структура личности в концепции трансактного анализа характеризуется наличием трёх эго-состояний: Родитель, Ребёнок и Взрослый. Эго-состояния – это не роли, которые человек исполняет, а некие феноменологические реальности, поведенческие стереотипы, которые провоцируются актуальной ситуацией.

Трансакцией в рамках трансактного анализа называется обмен воздействиями между эго-состояниями двух людей. Воздействия можно рассматривать как единицы признания, подобные социальному подкреплению. Они находят выражение в прикосновениях или в вербальных проявлениях.

В основе трансакций лежит жизненный сценарий. Это генеральный и персональный план, организующий жизнь человека. Сценарий выработался в качестве стратегии выживания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: