Разнообразие систем обучения

Белл-ланкастерская система обучения

В конце XVIII – начале XIX вв. в Англии быстро развивалась промышленность. При этом для промышленных предприятий постоянно не хватало квалифицированных рабочих и служащих. Решение проблемы нашли священник Эндрю Белл (1753 – 1832) и учитель Джозеф Ланкастер (1776 или 1778 – 1838), которые независимо друг от друга предложили сходную идею организации обучения (они даже находились в то время в разных уголках земного шара: Ланкастер – в Англии, а Белл – в Индии, которая тогда была английской колонией). Созданная ими система обучения стала в честь них называться белл-ланкастерской.


Оба стремились придумать, как можно одновременно обучать многих людей. К тому времени в Европе уже давно была известна классно-урочная система, однако потребность в грамотных работниках была настолько острой, что даже классно-урочное обучение не позволяло её удовлетворить достаточно быстро, ведь и учителей тоже было очень мало. Поэтому Белл и Ланкастер предложили обучать «ступенчато», сочетая работу учеников под руководством учителя с взаимообучением.


Это было реализовано следующим образом. В первую половину учебного дня учитель занимался с группой старших или наиболее способных учеников (их стали называть мониторами), а во второй половине дня эти ученики обучали остальных тому, что усвоили от учителя. За каждым монитором закреплялся десяток учеников. Пока мониторы работали с основной массой обучающихся, учитель осуществлял общее руководство: наблюдал за ходом занятий и помогал в случае, если кто-то из мониторов не справлялся сам.


Конечно, при белл-ланкастерской организации учебного процесса качество обучения было в целом невысоким. Поэтому у неё нашлось немало противников, её критиковал И.Г. Песталоцци – крупнейший авторитет в педагогике того времени. Зато по системе Белла и Ланкастера один учитель мог обучать сразу триста человек разного возраста (300 человек считалось нормой, бывало и больше).


В начале XIX века белл-ланкастерская система широко применялась во Франции, Бельгии, а также в Северной Америке и в английских колониях, как простой и дешёвый способ распространения грамотности и христианской религии. В России белл-ланкастерскую систему использовали декабристы для обучения крестьян и солдат (М.Ф. Орлов, В.Ф. Раевский и др.). Однако столь серьёзного и длительного развития, как классно-урочная система, она не получила.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: