Процесс – совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих видов деятельности, преобразующая входы в выходы. Процессы в организации, как правило, планируются и осуществляются у управляемых условиях с целью добавления ценностей.
Процесс – устойчивая, целенаправленная совокупность взаимосвязанных видов деятельности, которая по определенной технологии преобразует входы в выходы, представляющие ценность для потребителя (клиента).
Проще говоря, процесс – это периодически повторяемая, управляемая деятельность, результатом которой является некоторый ресурс, имеющий ценность для конкретного потребителя.
Входами к процессу обычно являются выходы других процессов, как внутренних так и внешних. Входами процесса могут являться:
· материалы;
· способы;
· методы;
· информация;
· люди;
· навыки;
· здания;
· оборудование.
Часть входов процесса составляют управляющие воздействия, к которым относятся:
· требования законов, стандартов, нормативных документов;
· решение директора завода по реорганизации производства;
|
|
· указания ректора деканам и заведующим кафедрами по организации учебного процесса и т.д.
Другие входы называются ресурсами. К ним в свою очередь можно отнести:
· станки;
· материалы и полуфабрикаты;
· квалификация токаря или преподавателя;
· учебно-лабораторное оборудование;
· финансовые средства и т.д.
Выходами процесса могут быть:
· одна из четырех категорий продукции:
- технические средства;
- программные средства;
- переработанные материалы;
- услуги;
· информация:
- технология;
- методика;
- рассказ;
- теорема и т.д.;
· документ:
- письмо;
- чертеж;
- инструкция и т.д.
Вход процесса – преобразуемый ресурс или ресурс по управлению, необходимый для выполнения процесса, поставляемый другими процессами.
Выход процесса – преобразованный ресурс при выполнении процесса ресурс.
Под ресурсом понимается материальный или информационный объект, необходимый для выполнения процесса. С точки зрения состояния ресурсы могут:
· храниться;
· перемещаться;
· находиться в состоянии обработки.
Пример. Маркетолог приобретает аналитический отчет по исследованию рынка, изучает его и делает определенное заключение по прогнозу объемов продаж продукции компании. Данный отчет является информационным ресурсом, который сначала перемещается, потом хранится (в персональном компьютере маркетолога или на его рабочем столе в бумажном виде), потом находится в состоянии обработки (поиск информации в отчете и последующий ее анализ). В результате информация, содержащаяся в отчете, преобразуется в прогноз продаж. Таким образом, отчет нужен для выполнения работы. Этот документ является входом в процесс, осуществляемый маркетологом.
|
|
Ресурсы могут быть преобразуемыми, преобразованными, обеспечивающими и ресурсами по управлению.
Преобразуемый ресурс – тот, который подвергается преобразованию в ходе выполнения процесса.
Преобразованный ресурс – тот, к которому добавлена определенная ценность при выполнении процесса.
Обеспечивающий ресурс необходим для выполнения процесса, но не преобразуется в ходе процесса.
Преобразуемый ресурс поступает на вход процесса. При выполнении процесса ресурс приобретает дополнительную ценность, становится преобразованным и поступает на выход процесса – внутреннему или внешнему потребителю. В свою очередь, потребитель может рассматривать преобразованный ресурс в качестве входа для своего процесса, то есть в качестве преобразуемого ресурса, и т.д. (Рис. 1)
Для выполнения процесса кроме преобразуемых ресурсов нужны также обеспечивающие ресурсы. К их числу можно отнести оборудование, программное обеспечение, инфраструктуру, сотрудников. Обеспечивающие ресурсы могут:
· периодически, по мере необходимости поставляться в процесс другими процессами;
· выделяться процессу на постоянной основе.
Ресурс по управлению представляет собой информацию, необходимую для управления. В зависимости от направления потока это может быть информация фактическая, плановая или содержащая управленческие решения. Основная задача оперативного управления – поддержание процесса в стабильном воспроизводимом состоянии за счет выявления и устранения причин отклонений (вариаций).
Рисунок 1 – Цепочка процессов в организации
Чтобы управлять процессом, руководителю нужны полномочия по распоряжению ресурсами и информацией. Руководитель управляет процессом через информационные воздействия (устные сообщения, информационные письма, распоряжения, приказы). Они являются выходами деятельности по управлению процессом.
Говоря об управлении процессом, следует определить понятие владелец процесса.
Владелец процесса – это лицо, ответственное за выполнение и/или управление деятельностью процесса. Это определение никак не связано с экономическим владением процессом, связано лишь с ответственностью за выполнение этого процесса или управление им. Функции любого владельца процесса меняются. Сначала он выступает в роли потребителя, затем в роли владельца процесса и, наконец, в роли поставщика.
Владелец процесса – должностное лицо, которое имеет в своем распоряжении выделенные ресурсы, управляет ходом процесса и несет ответственность за результаты и эффективность процесса.
В целом владелец процесса – это руководитель, способный как минимум:
· проводить мониторинг хода процесса;
· анализировать факторы, влияющие на процесс и приводящие к вариациям;
· разрабатывать предложения по улучшению процесса и организовать их обслуживания и согласования;
· координировать (или управлять) внутренние проекты совершенствования процесса.
В некоторых компаниях принята двухуровневая схема управления процессами. Владельцы процессов назначаются из числа руководителей верхнего уровня. При этом непосредственно работой с процессами (оперативным мониторингом, анализом отклонений и т.д.) занимаются так называемые ответственные за процесс (ответственные исполнители).
ЗАДАНИЕ:
Рассмотрите конкретный процесс в своей организации, определите его входы и выходы, какие ресурсы нужны для его реализации.