В рамках устоявшейся практики принято выделять основные, вспомогательные и процессы управления.
Основной процесс – процесс, преобразующий ресурсы для создания продукта, который используется внешним потребителем.
Вспомогательный процесс – процесс, поставляющий на вход других процессов обеспечивающие ресурсы.
Процесс управления – процесс, поставляющий на вход других процессов ресурсы по управлению.
ENAPS (Европейская сеть изучения перспективных показателей) предложила разделить процессы организации на две группы: основные бизнес-процессы были названы собственно бизнес-процессами (они разбиты на четыре подгруппы), остальные бизнес-процессы были названы вторичными процессами, которые в свою очередь делятся на группы процессов поддержки и процессов развития (Рис. 3).
При рассмотрении бизнеса организации в целом и построении системы процессов удобным методом является построение схем цепочек создания ценностей.
Цепочка создания ценности (ЦСЦ) - организованный и взаимосвязанный набор процессов, необходимый для создания и поставки внешним потребителям определенной группы продуктов, представляющих для них ценность.
|
|
Ценность – значение, представляемое продуктом/услугой для удовлетворения той или иной потребности субъекта, производящего оценку.
Цепочка создания ценности – это процесс, проходящий, как правило, через несколько организаций. Цепочка создания ценности выявляется и анализируется с точки зрения организации в целом, то есть цепочка – это процесс самого верхнего уровня или большого масштаба.
|
Рисунок 3 – Бизнес-процессы в ENAPS
Построение и анализ схем ЦСЦ позволяет понять, как устроен бизнес, и использовать это понимание для построения архитектуры организации (организационной структуры, системы процессов и т.д.).
Как правило, при описании процессов организации большая их часть выделяется в привязке к структурным подразделениям.
Процесс подразделения - процесс, полностью выполняющийся в рамках одного структурного подразделения.
Сквозной (межфункциональный процесс) - тот, в котором участвует несколько структурных подразделений организации.
Процессы могут быть разных уровней: на самом верхнем – процесс уровня 1, на среднем – процесс уровня 2 и т.д. Также для процессов первого уровня используется термин процессная категория, а для процессов второго уровня – процессная группа.
Декомпозиция процесса – разделение его на составляющие части.
Подпроцесс – процесс следующего уровня декомпозиции.
По ходу декомпозиции можно дойти до уровня, на котором процессы становятся элементарными, их осуществляют отдельные сотрудники или они выполняются автоматически. Операция – выполняемая отдельным сотрудником часть процесса, дальнейшая декомпозиция которого нецелесообразна. Операция – ограниченная совокупность транзакций (10-15), выполняемая отдельным сотрудником для получения конкретного результата, не имеющего отдельной ценности для внутренних или внешних клиентов. Транзакция - элементарная (недекомпозируемая) деятельность сотрудника – «квант» работы.
|
|
Из операций, как правило, состоят процессы, которые выделяются на уровне сотрудников организации. Такие процессы можно назвать операционными процессами. Операционный процесс - ограниченная совокупность взаимодействующих операций, выполняемая одним или несколькими сотрудниками для получения конкретного результата, имеющего ценность для внутренних или внешних клиентов. В организации могут быть сотни операционных процессов. Если не выстроить процессную архитектуру, то их не удастся корректно связать в единую, комплексную систему.
Процедура - алгоритм выполнения некоторой части или процесса в целом. Понятие процедуры вводится для решения следующих задач:
· описание обезличенных процессов, которые могут использоваться в различных подразделениях организации разными сотрудниками (примеры: процедура управления документооборотом, процедура управления договорами, процедура оформления заявки и т.п.);
· упрощенного описания технологии выполнения процесса внутри нормативно-методических документов (описывается только алгоритм выполнения работы без указания требований к преобразуемым и обеспечивающим ресурсам).
Экземпляр процесса – деятельность по выполнению совокупности операций процесса, обеспечивающая получение единичного результата процесса. Оперировать понятием «экземпляр процесса» целесообразно только на уровне операционных процессов.
Архитектура (система процессов) - совокупность всех взаимосвязанных и взаимодействующих процессов организации. С практической точки зрения система процессов может быть оформлена в виде таблицы, где представлены:
· процессы различных уровней (три - пять уровней в зависимости от размеров организации);
· участники процессов;
· владельцы процессов;
· границы процессов (по входам/выходам и событиям).