TQM выходит далеко за рамки обеспечения качества продукции, она пронизывает саму суть менеджмента. В основу построения системы менеджмента качества положен процессный подход, при котором система менеджмента качества рассматривается как совокупность взаимосвязанных процессов, преобразующих входы в выходы с использованием ресурсов.
Процессная модель системы менеджмента качества (рис. 6) включает следующие виды деятельности:
- деятельность, связанная с ответственностью руководства;
- менеджмент ресурсов;
- менеджмент процессов жизненного цикла продукции;
- измерение, анализ и улучшение.
Эти виды деятельности образуют замкнутый цикл и объединены деятельностью по постоянному улучшению системы менеджмента качества. При этом входами являются требования потребителей (и других заинтересованных сторон) к продукции, а выходами – их удовлетворенность. Связь между этими видами деятельности и с внешними заинтересованными сторонами обеспечивается соответствующей информацией.
|
|
Непрерывное осуществление перечисленных видов деятельности и составляет содержание менеджмента качества. Система менеджмента качества должна охватывать следующие этапы жизненного цикла продукции:
• определение и анализ требований к продукции;
• проектирование и разработка;
• закупки (материально-техническое обеспечение);
• производство;
• обслуживание.
Заинтересованными сторонами в менеджменте качества являются:
- потребители и конечные пользователи;
- работники организации;
- владельцы / инвесторы (такие, как акционеры, отдельные лица или группы, включая общественный сектор, имеющие конкретный интерес в организации);
- поставщики и партнеры;
- общество в виде различных объединений и государственных структур, на которые организация или ее продукция оказывают воздействие.