Для успешного функционирования системы менеджмента качества и удовлетворения потребностей и ожиданий заинтересованных сторон высшее руководство должно обеспечить:
а) доведение до сведения организации требований потребителей, а также законодательных и обязательных требований;
б) разработку политики в области качества. Политика в области качества – общие намерения и направление деятельности организации в области качества, официально сформулированные высшим руководством. Политика в области качества должна быть согласована с общей политикой организации и обеспечить основу для постановки целей в области качества;
в) планирование качества продукции, в том числе разработку целей в области качества и определение процессов и ресурсов, требующихся для достижения этих целей. Цели в области качества должны устанавливаться для соответствующих функций и уровней организации;
г) планирование создания и развития системы менеджмента качества;
д) наделение ответственностью и полномочиями работников организации в достижении целей в области качества, их вовлечение и мотивацию;
е) разработку и создание соответствующих процессов обмена информацией;
ж) проведение анализа со стороны руководства системы менеджмента качества с целью обеспечения ее постоянной пригодности и результативности, а также оценки возможностей ее улучшения;
з) обеспечение необходимыми ресурсами.
Высшее руководство должно назначить представителя руководства и наделить его полномочиями для управления, постоянного контроля, оценки и координации системы менеджмента качества, как при ее создании, так и при функционировании и улучшении. Представитель подотчетен высшему руководству и поддерживает связи с потребителями и другими заинтересованными сторонами по вопросам, касающимся системы менеджмента качества.
Механизм управления качеством продукции включает в себя:
♦ определение плана (заданного уровня качества), разработку программы управления, планирование повышения качества продукции;
♦ организацию выполнения этого плана (получение и анализ информации о состоянии любого изделия или процесса, влияющего на качество продукции;
♦ принятие решения по управлению качеством; выдача управляющих воздействий);
♦ побуждение исполнителей к выполнению планов и принятых решений по качеству;
♦ получение и анализ информации об изменениях в качестве объекта, которые вызваны управляющими воздействиями.
Виды механизма управления качеством:
Экономический механизм – основан на системе экономических законов, принципов, методов управления и таких рычагов предоставления услуг, как цена, прибыль, фонды стимулирования, развитие отношений собственности, маркетинга.
Организационный механизм – цель, принципы, функции управления качеством, организации структуры управления, кадры управления, управленческие решения, методы, техника и технология управления качеством, научная организация труда персонала, правовые основы управления, факторы управления.
Социально-психологический механизм – реализуется на основе формирования и использования социальных факторов и личного потенциала работников предприятия, а также социальной зрелости трудового коллектива.
Метод – это способ целенаправленного действия субъекта управления на объект управления для достижения поставленных целей, это способ, с помощью которого органы управления действуют на те или иные факторы с целью достижения целей предприятия.
Методы управления качеством отельных и ресторанных услуг – это передовые методы управления предприятием, которые представляют собой совокупность способов и средств действий управленческого аппарата в области качества на объект управления с целью обеспечения управления и улучшения качества отельных и ресторанных услуг в рамках системы качества.
Каждому виду механизмов управления качеством соответствуют методы управления качеством.
К экономическим методам относят: планирование, анализ, стимулирование, ценообразование, финансирование, хозрасчет.
К организационно-административным методам относят: рекомендации, обязанности, согласование.
К социально-психологическим методам относят: социальное исследование, социальное планирование, социальное регулирование, объяснение, воспитание, побуждение, соревнование, критика.