Факторы и принципы правотворчества

Как известно, правотворческая деятельность государства обусловлена объективной необходимостью правового урегулирования и упорядочения поведения людей в основных сферах, направлениях и отношениях их общественной и государственной жизни. Содержание, характер, цели и результаты правотворческой деятельности определяются большим и сложным комплексом объективных и субъективных, материальных и духовных факторов.

В.С. Нерсесянц отмечает, что существенное значение при этом имеют, прежде всего, такие факторы, как достигнутая ступень социально-исторического, общецивилизационного и общеправового развития соответствующего народа, общества и государства; сложившийся тип и форма государства и права (форма правления; форма государственного устройства, форма характер политико-правового режима); опыт и традиции государственно-правовой жизни данного народа; уровень политической и правовой культуры населения; социально-политическое и духовное состояние общества (соотношение социально-политических сил, место и роль независимого общественного мнения в общественной и политической жизни, мера социально-политического, идейно-мировоззренческого и правового согласия в обществе в качестве основы для надлежащего выражения в законе общей воли и общих интересов, социальной легитимации устанавливаемых норм и т.д.); степень развитости юридической доктрины (состояние юридико-научных основ правоустановительной деятельности, связь теории и практики в этой сфере, уровень юридической культуры субъектов правоустановительной деятельности т.д.); цели, содержание и характер правоустановительной и в целом правовой политики общества и государства и т.д.[117].

Учет всех этих факторов в их взаимосвязи и взаимодействии является необходимым условием и предпосылкой для успешной и продуктивной правотворческой деятельности, высокого правового качества и эффективного действия всей системы устанавливаемых норм и источников позитивного права.

Развитая (в правовом и общесоциальном смысле) деятельность государства по установлению правовых норм должна строится не только с учетом вышеуказанных факторов, но и определяющих принципов.

Принципы, лежащие в основе процесса правотворчества, представляют собой особую совокупность объективных и субъективных начал, руководящих идей и познанных закономерностей, направленных на достижение оптимальных вариантов и целесообразных результатов соответствующей правотворческой деятельности.

1. Одним из основополагающих принципов правотворческой деятельности является принцип законности. В юридической литературе[118] принцип законности правотворческой деятельности еще обозначают как принцип правовой легитимности правотворческого процесса. Этот принцип проявляется и распространяется в отношении, как процедуры принятия нормативного правового акта, так и его содержания. Рассмотрим его содержание на примере Российской Федерации.

Говоря о содержании принципа законности, следует отметить, что,

А) Согласно Конституции федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам, а законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам исключительного ведения федеральных органов или по предметам совместного их ведения с субъектами федерации.

Б) Правовой акт должен издаваться уполномоченными субъектами в пределах их компетенции. Их правомочие на издание актов устанавливается конституцией, законами, иными актами. Каждому правотворческому органу предоставлена определенная форма (формы) акта, в которую он воплощает свои предписания.

В) Законность правотворчества проявляется также в строгой иерархии принимаемых нормативных правовых актов. Все виды нормативных правовых актов образуют систему, основанную на иерархической подчиненности. Каждый вид актов занимает строго определенный уровень в иерархии нормативных правовых актов.Система законодательства включает нормативные правовые акты в строгой последовательности.

2. Следующим принципом правотворчества является принцип демократизма.

Принцип демократизма позволяет эффективно выявлять стремления общества. Всенародное голосование (референдум), как форма демократии, – один из способов придания нормативно-правовому акту высшей юридической силы. Именно в ходе референдума 12 декабря 1993 г. была принята Конституция Российской Федерации. Наряду с референдумом выражением демократизма правотворчества являются гласность обсуждения законопроекта в правотворческом органе, его свободная критика, предложение альтернативных вариантов и т.д.

3. Одним из важнейших принципов правотворчества является принцип научного обеспечения правотворческой деятельности. Особое значение данный принцип приобретает в законотворческой деятельности. В Российской Федерации (как и во многих государствах) к средствам обеспечения научной обоснованности нормативных правовых актов относятся: экспертиза законопроектов, социально-правовой эксперимент, научное прогнозирование [119]и законодательное планирование, исследование общественного мнения и другие. Приведенные способы апробирования законопроектов направлены на выявление законотворческих ошибок и просчетов и их своевременного устранения.

а) Самым распространенным в этой связи является экспертиза законопроектов. Важнейшее значение имеет правовая экспертиза. Введение в современных условиях института правовой экспертизы в деятельность законодательного органа Российской Федерации, несомненно, следует рассматривать как позитивное начало в создании правового государства, как средство совершенствования законоподготовительной и собственно законодательной деятельности парламента нашей страны, повышения качества принимаемых законов, повышения их эффективности[120].

В научной литературе отмечается, что главными принципиальными положениями, на которых должно основываться проведение экспертиз, являются, прежде всего, соблюдение законности, профессионализм лиц, осуществляющих экспертизу законопроекта, независимость экспертов в пределах предоставленных им полномочий, самостоятельность экспертов в принятии конкретных решений и выводов и, наконец, ответственность экспертов за полноту анализа законопроекта и обоснованность заключения по результатам экспертизы[121]. Заслуживают внимания и предложения ряда ученых о создании автоматизированной системы оценки качества законопроектов с использованием компьютерной техники и технологий. Основу такой системы могут составить специальные анкеты в виде перечня вопросов, охватывающих все существенные характеристики законопроекта[122]. Это могло бы усилить эффективность и законотворчества и самих законов.

б) Другим методом поиска оптимальных вариантов правовых решений является социально-правовой эксперимент. Известно, что эксперименты в области правового регулирования применялись еще в первые годы Советской власти. Достаточно широко этот вид получения недостающей информации стал использоваться с конца 50-х годов, причем в основном в области управления народным хозяйством и в сфере трудовых отношений.

в) Что касается взаимосвязи общественного мнения и законодательной деятельности, то это представляет собой одну из актуальных проблем правотворческого процесса. Общественное мнение может влиять на создание закона как непосредственно, путем воздействия на принятие правового решения, так и путем опосредованного учета результатов исследования общественного мнения в законотворческом процессе.

Таким образом, изучение общественного мнения и учет результатов его исследования в законотворческом процессе является важным средством повышения научного обеспечения правотворчества. Однако, несмотря на обилие проводимых опросов общественного мнения, в том числе и по вопросам совершенствования законодательства, результаты данных исследований почти не учитываются в нормотворческой деятельности.

4. Одним из принципов правотворчества является также принцип информационной обеспеченности правотворческого процесса. Запрашиваемая и представляемая информация в процессе правотворчества должна быть объективной и достоверной, своевременной и полной (но не избыточной), быть непрерывной, ее объем и характер должны соответствовать стадиям правотворческого процесса, быть доступной и удобной для использования.

Информационное обеспечение правотворческого процесса предполагает использование информации различных видов: информационный фонд Парламента Российской Федерации (информационная справочная служба, информационно-справочная база данных информационно-вычислительной системы, парламентская библиотека, фонды юридических научных учреждений; накопительная информация комитетов и комиссий палат парламента о разрабатываемых законопроектах с предложениями об их изменении, поправках к ним, включая альтернативные варианты; информация о принятых и подготавливаемых парламентами субъектов Российской Федерации законах, иных нормативных правовых актов; информационные материалы зарубежных парламентских и правительственных органов и организаций;информационные материалы международных организаций; информационные материалы общественных организаций; материалы средств массовой информации; информационные материалы основных центров информационной поддержки (научные юридические институты, МИД, МВД, Министерство юстиции и др.).

5. Особое значение в правотворческом процессе имеет принцип постоянного технического совершенства принимаемых актов, который имеет большое значение для повышения качества и эффективности правотворческого процесса. Суть данного принципа заключается в том, чтобы в процессе подготовки и принятия нормативно-правовых актов в максимальной степени использовать предложенные юридической наукой и апробированные правотворческой практикой наиболее эффективные методы и приемы разработки проектов, оптимального изложения их содержания и технического оформления, отвечающего общепринятым в мире стандартам.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: