Понятие и стадии законотворческого процесса

Рассмотрим данный процесс на примере Российской Федерации. В рамках этой правотворческой процедуры наиболее разработана законодательная процедура (процедура принятия законов). Законодательная деятельность понимается как форма государственной деятельности, направленная на создание законов – нормативных правовых актов высшей юридической силы. Общепризнанно, что законодательная деятельность есть одна из основных форм правотворчества, наиболее распространенная в Российской Федерации. Правом осуществления которой наделены высшие представительные органы Федерации и ее субъектов, а также непосредственно народ – носитель и источник государственного суверенитета.

Вместе с этим, о законодательной деятельности как таковой можно говорить в широком и узком смысле. В широком смысле законодательная деятельность – это и возникновение самой идеи о необходимости принятия (издания) того или иного закона, и научная экспертиза законопроекта, и его обсуждение, принятие, а также обнародование. В узком смысле законодательная деятельность сводится главным образом к разработке, составлению текста конкретного законопроекта, формулированию его норм. Необходимо отметить тот факт, что в правоведческой литературе нередко акцентируется внимание именно на последнем аспекте законодательной деятельности[125].

Основополагающие стадии законотворческого процесса.

Следует сразу отметить, что большинство отечественных правоведов акцентируют внимание именно на официальном этапе законотворчества – законодательном процессе, который начинается с внесения законопроекта в законодательный орган (законодательной инициативы) и оканчивается опубликованием закона и вступлением его в силу. С учетом вышесказанного отметим, что в законотворческом процессе следует выделять соответственно 2 этапа: формирование идеи законопроекта, его подготовка и принятие закона. В свою очередь данные этапы распадаются на ряд стадий. Отметим также, что не все стадии последовательно может проходить тот или иной законопроект.

Итак, в первом этапе можно обозначить и выделить ряд основных стадий:

1. Формирование идеи законопроекта, разработка его концептуальных положений и планирование законопроектных работ. На данной стадии решаются следующие задачи:

А) выявление общественной потребности в законодательном регулировании соответствующей сферы общественных отношений и принятие решения о начале работы над проектом закона;

Б) анализ действующего отечественного и зарубежного законодательства по теме проектируемого закона;

В) анализ предложений ученых, высказанных в юридической литературе, опроса общественного мнения и соответствующих статистических данных;

Г) включение проекта в планы подготовки законопроектов.

2. Работа над текстом проекта закона. На данной стадии могут быть решены следующие задачи: оформление текста проекта и сопроводительных документов; ознакомление с заключениями экспертов на проект закона; согласование с заинтересованными органами, учреждениями, организациями и обсуждение законопроекта; внесение изменений в текст проекта, то есть его доработка в связи с высказанными предложениями и замечаниями; передача разработанного законопроекта субъекту права законодательной инициативы.

Второй этап - принятие закона.Он включает в себя пять основных стадий:

· Законодательная инициатива; ею согласно статье 104 Конституции РФ обладают: Президент РФ; Совет Федерации; члены Совета Федерации; депутаты Государственной Думы; Правительство РФ; представительные органы субъектов Российской Федерации. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду РФ; Верховному Суду РФ; Высшему Арбитражному Суду РФ по вопросам их ведения. Законопроекты вносятся в Государственную Думу. Законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства Российской Федерации.

· Обсуждение законопроекта происходит на заседании Государственной Думы в трех чтениях. Федеральный закон считается принятым, если за его принятие проголосует большинство депутатов от количества присутствующих на заседании. Федеральные конституционные законы – квалифицированное большинство в 2/3.

· Федеральные законы принимаются Государственной Думой большинством голосов от общего числа ее депутатов и в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации (ст. 105 Конституции РФ). Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа этой палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации. Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации.

В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой. При несогласии Государственной Думы с решением Совета Федерации федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы.

Некоторые законы, принятые Государственной Думой, подлежат обязательному рассмотрению в Совете Федерации. К их числу статья 106 Конституции РФ относит законы, связанные с вопросами федерального бюджета; федеральных налогов и сборов; финансового, валютного, кредитного права; таможенного регулирования; денежной эмиссии; ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации; статуса и защиты Государственной границы Российской Федерации; войны и мира.

· Принятый федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования. На эту процедуру ему отводится четырнадцать дней (ст. 107 Конституции РФ). Вместе с тем если Президент в течение указанного срока с момента поступления федерального закона отклонит его, то Государственная Дума и Совет Федерации в установленном Конституцией РФ порядке вновь рассматривают данный закон.

Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции не менее чем двумя третями голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию Президентом РФ в течение семи дней и обнародованию.

Предложения о поправках и пересмотре положений Конституции РФ могут вносить Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство РФ, представительные органы субъектов Российской Федерации, а также группа численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации и Государственной Думы (ст. 134 Конституции РФ).

Однако положения глав 1, 2 и 9 Конституции РФ не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием. Если же такое предложение будет поддержано тремя пятыми голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, то в данном случае созывается Конституционное Собрание. Оно либо подтверждает неизменность Конституции РФ, либо разрабатывает проект новой Конституции, который принимается Конституционным Собранием двумя третями голосов от общего числа его членов или выносится на всенародное голосование. Конституция РФ в таком случае считается принятой, если за нее проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в нем участвовало более половины избирателей (ст. 135 Конституции РФ).

Согласно статье 2 Федерального закона «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» от 25 мая 1994 г., датой принятия Федерального конституционного закона считается день, когда он одобрен палатами Федерального Собрания, а датой принятия текущих федеральных законов считается день принятия их Государственной Думой в окончательной редакции.

Все федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение семи дней после их подписания Президентом РФ. Акты палат Федерального Собрания публикуются не позднее десяти дней после их принятия. Федеральные законы и акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу.

Источниками официального опубликования федеральных законов и актов палат Федерального Собрания считается первая публикация их полного текста в«Российской газете» или в «Собрании законодательства Российской Федерации».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: