Подготовка к действиям против вооруженного правонарушителя

Необходимость специальной подготовки. В деятельности со­трудников государственных органов обеспечения охраны порядка и безопасности - органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, налоговой службы и налоговой полиции, таможенных органов и др. - зачастую возникает необходимость задержания правонарушителей. В ситуациях посягательства на объекты уголовно-правовой защиты, криминального конфликта, открытого физического сопротивления правонарушителя, а также в состоянии крайней необходимости, для отражения нападения сотрудники вправе применять физическую силу и специальные Средства (резиновые палки, слезоточивый газ, наручники, свето­звуковые средства, средства разрушения преград, водометы, бро­немашины, а в предусмотренных законом случаях и огнестрельное оружие и др.). Особый случай — процессуальное задержание, вид следственных действий. Эти ситуации криминальных конфликтов и инцидентов характерны очень высокими трудностями, требова­ниями к особой подготовленности к ним. Действия сотрудника против вооруженного правонарушителя сравнимы с действиями солдата в бою, находящегося лицом к лицу с противником. Поэтому такая подготовленность является, по существу, боевой.

Служебно-боевая подготовленность комплексна и включает в себя правовую, тактическую, огневую, физическую, профессио­нально-психологическую и морально-психологическую подготов­ленности. Из них наиболее специфичны первые два, нуждающиеся в целеустремленных педагогических усилиях. Необходима и комплексная отработка действий, объединяющая все виды подго­товленности, а также специальная подготовка групп,

Правовая подготовка сотрудников к задержанию правона­рушителей. Вопрос о применении силы, специальных средств и оружия сотрудниками и военнослужащими внутренних войск дос­таточно сложен в правовом отношении и содержит множество пе­реплетающихся оснований, которые сотруднику трудно однознач­но и быстро оценить в экстремально!! ситуации. Дело доходит до того, что часть сотрудников не применяет их, особенно оружие на упреждение при явной угрозе своей жизни и наличии юридиче­ских оснований и условий,[184] боясь быть обвиненными в наруше­ниях законности, что в итоге нередко приводит их к гибели.

B.C. Новиковым определен перечень знаний, который необ­ходим сотруднику для решения вопроса о правомерном примене­нии оружия, который включает 24 позиции[185]. Среди них знания:

- единых (общих) правовых универсальных критериев для определения состояния необходимой обороны и крайней необхо­димости;

- единых (общих) правовых универсальных критериев для
определения состояния причинения вреда при задержании лица,
совершившего преступление;

- научно-практического комментария к ст.ст. 12, 15 и 16 За­кона о милиции и структуры служебной деятельности при их реа­лизации;

- пределов применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия в состоянии необходимой оборо­ны и состоянии причинения вреда при задержании лица, совер­шившего преступление;

- трех алгоритмов реализации норм права, регламентирую­щих правовой режим применения и использования огнестрельного оружия, когда сотрудники находятся в состоянии необходимой обороны, причинении вреда при задержании лица совершившего преступление, крайней необходимости;

- основных понятий, характеризующих криминальный кон­фликт, единые (общие) черты всех криминальных конфликтов, модели развития возможных криминальных конфликтов и др.

Нужно глубокое изучение всех правовых положений с обстоятельным комментированием их, обильными иллюстрациями, разборами на примерах. Причем это следует делать не однажды, а повторяя регулярно. Учитывая важность этих знаний, надо ежегодно принимать по ним зачеты от каждого без исключения со­трудника.

Индивидуальная практическая подготовка сотрудников к задержанию правонарушителей. Задержание правонарушителя требует применения психического или физического принуждения. Перед физическим принуждением сотрудник обязан убедить пра­вонарушителя, что сопротивление бесполезно и бессмысленно. Важно сокрушить надежды правонарушителя скрыться, уклонить­ся от задержания, доставления в правоохранительный орган и убедить не оказывать сопротивления при задержании и доставле­нии. Физическое принуждение - воздействие на тело, при кото­ром задерживаемый правонарушитель лишается возможности дей­ствовать свободно, которое тоже требует особой подготовки. Практическая подготовленность к атому нужна сотрудникам тех правоохранительных органов, которые решают такие задачи.

В систему подготовки сотрудников к задержанию правонару­шителей обязательно входят профессионально-психологическая подготовка, профессионализированная физическая подготовка, огневая подготовка, подготовка к обеспечению личной безопасно­сти, в ходе которых достигаются подлинно высокие результаты[186]. Специально проводится и индивидуальная тактическая под­готовка, заключающаяся в формирования у сотрудников специ­альных, тактических знаний, навыков и умений, необходимых для выполнения действий по задержанию. Они неоднозначны и зада­ются теми многочисленными видами задержания, которые различаются по количеству задерживаемых лиц, особенностям, временным особенностям задержания (одновременное, разновременное) количеству сотрудников, осуществляющих задержание, по вооруженности, возрасту, формальному социальному статусу задерживаемых, по месту задержания, по способу сближения с правонарушителем, способу проникновения в квартиру правонарушителя, способу возникновения условий для задержания, по состоянию, в котором находится сотрудник, по видам розыскных нарядов, по видам и способам поиска и др.

Правильное определение содержания подготовки (необходи­мых сотрудникам знаний, навыков и умений) обеспечивается со­отнесением этих видов с теми реальными действиями, которые скорее всего придется осуществлять данной категории обучаемых сотрудников. Используются нормативные акты, регламентирую­щие действия сотрудников по задержанию и доставлению право­нарушителей, наставления, инструкции, опыт аналогичных дейст­вий, уровень подготовленности обучаемых[187].

Методическими особенностями тактической подготовки вы­ступают:

- повышенная индивидуализированность;

- полная осмысленность осваиваемых действий;

- продолжение обучения (по ходу практических занятий) правовой оценке криминальных конфликтов, связанных с задер­жанием, и правовых аспектов применения специальных средств и оружия;

- доведение навыков до безусловного автоматизма;

- закалка навыков в условиях, максимально приближенных к реальным трудностям отрабатываемых видов задержания;

- постоянное развитие бдительности и готовности к любым неожиданностям;

- большие физические и психологические нагрузки вплоть до
предельных в соответствии с методикой профессионально-
психологической подготовки;

- разнообразие условий, формирование гибких тактических умений;

- доведение противодействия «преступника» до уровня ре­альной схватки за победу;

- стимулирование постоянной готовности к возможному силовому противодействию правонарушителя[188].

Основные формы: практические занятия, тренажи, игры, спарринги, учения.

Обеспечение подготовки начинается с оборудования и выбора мест занятий. Они должны быть максимально приближены к тем, в которых данной категории сотрудников, скорее всего, придется осуществлять задержание. В опыте при органах внутренних дел создаются и учебные полигоны, оборудованные соответствующими сооружениями для отработки задержания, например, в вагоне, квартире, магазине, автобусе, вагоне, на контрольно-пропускном пункте, контрольном посту, заслоне и пр. Обычно используются старые, списанные и подлежащие уничтожению объекты, принад­лежащие городу или разным организациям с размещением их на полигоне и при некотором дооборудовании. Например, в домике, внутри которого будут отрабатывать задержание, одна из стен делается прозрачной, чтобы состав учебной группы мог наблюдать за действиями выполняющего упражнение. Иногда такой же про­зрачной делается потолок, поверх которого оборудуются ходы с поручнями, позволяющие вести наблюдение сверху. Есть опыт оборудования учебных объектов телекамерами с выведением картинки на телевизионные экраны, находящиеся в учебном классе.

Достаточно активно и с пользой используются видеокамеры, позволяющие при разборе тщательно просматривать и анализиро­вать действия обучающихся сотрудников[189].

Подготовка специальных групп. Каждый сотрудник МВД ФСБ и ряда других правоохранительных органов должен быть подготовлен к личному задержанию преступника, но чаще всего оно осуществляется группой в 2 и больше сотрудников. Важна подготовка в этом плане личного состава ОМОН, СОБР, ОСН. Проводятся и специальные операции нередко с участием всего личного состава, в которых в зависимости от возможной общест­венной опасности и сложности задачи задержания участвуют группы захвата, прикрытия, поддержки и применения специаль­ных средств, группы блокирования и резерва, эвакуации, пресле­дования, медицинские, пожарные и др.

Последовательность подготовки типична для подготовки групп и специфики их мастерства (см. параграф 7.4): отработка организации группы, тактическая подготовка, отработка надежно­сти (обеспечение гибкости тактических действий в любых неожи­данных и непредвиденных условиях).

Для того, чтобы личный состав группы захвата, прикрытия, поддержки, блокировки и др. действовал смело и решительно, нужно твердое знаний каждым своих функций, обязанностей и прав при разных вариантах действий группы. Помочь этому мо­жет подготовка индивидуальных памяток, их изучение, глубокое усвоение, проверка правильности и точности запоминания. Важно, чтобы действия группы были действиями единомышленников, хо­рошо понимающих общую тактику действий группы и знающих, что делают другие. Для этого нужны неоднократные разъяснения руководителя занятий, которым должен быть командир (старший, начальник) группы. Впервые подробные разъяснения даются на первых занятиях по отработке тактики нового вида задержания и при необходимости повторяются, сопровождаясь показом действий группы или ее части. Главные формы подготовки — практические занятия, учения.

Особенности методики и обеспечения в общем аналогичны ис­пользуемым в индивидуальной подготовке.

При подготовке специальных групп есть некоторые требова­ния к подготовке отдельных участников их. Так, в составе их должны быть подготовленные к ведению переговоров с преступ­никами, именуемые переговорщиками. Всегда отдается приоритет­ность методам психического принуждения и стремлению избежать жертв. Переговоры - психологически тонкое дело и поэтому на практике ведется подготовка переговорщиков -специально под­готовленных сотрудников правоохранительного органа, обычно придающихся временно группе для решения конкретной задачи. Подготовка их достаточно сложна.

В.П. Илларионов выделяет четыре этапа[190] ведения переговоров: первый - диагностический, разведывательный; второй - «захват позиций», третий - психологическая борьба, четвертый - достижение полного или частичного соглашения, определения путей его реализации. Подготовка предполагает раскрытие сути этого действия обучающимся, обучение ориентировке в обстановке на месте переговоров (общей обстановке, характере происходящего, сути конфликта, личности преступника и др.), формирование знания особенностей каждого этапа и способов достижения успеха на нем, отработке соответствующих умений. Формирование уме­ний всегда осуществляется игровым методом при наличии хорошо подготовленного заблаговременно имитатора (в роли «преступ­ника» может выступать и руководитель занятий). Их учат и пере­говорам «для прикрытия», которые надо вести, если переговор­щикам не удалось убедить правонарушителей к отказу от проти­воправных намерений и действий. Задача таких переговоров - выигрыш времени для изготовки групп захвата и снайперов к си­ловым действиям, отвлечение внимания правонарушителей, сдер­живание их от реализации своих угроз (например, о начале унич­тожения заложников), отключение внимания, притупление бди­тельности.

Сложное действие - ведение психологической борьбы. Она присутствует в действиях разных специалистов правоохранительных органов — оперативных работников, следователей, прокуро­ров, адвокатов и пр., но особенно отчетливо выражена при дейст­виях по задержанию вооруженных преступников в ситуациях за­тянувшегося противоборства (например, освобождении заложни­ков, отказа от сдачи).

Захват инициативы, подавление воли правонарушителя к со­противлению, побуждение его к ошибкам рождается в психологи­ческой борьбе, в столкновении не только огневых мощностей, но и умов, характеров, воли, профессионального мастерства служите­лей Закона и его нарушителя (-лей). Это столкновение намере­ний, замыслов противоборствующих сторон, их планов, намере­ний, хитростей, упорства, мужества и др. Вооруженный правона­рушитель делает все, чтобы реализовать свои планы, избежать задержания, продиктовать свою волю, а сотрудник — свои. В хо­де противоборства командир, начальник, группа, сотрудник, юрист ищут и создают благоприятные для себя условия и момен­ты, но встречают противодействие правонарушителя, разрушаю­щего их и пытающего создать выгоды для себя. Завязывается боевой диалог действии и противодействии — морально-психологическая дуэль.

Изначально важен захват инициативы, которая означает, что чаша весов склоняется в пользу представителей правоохранитель­ных органов. Владение инициативой дает большие преимущества и ведет к успеху. Она позволяет направлять образ мыслей сопро­тивляющегося преступника, подталкивать к выгодным для нас решениям и действиям, диктовать время, место, виды и формы действий, которые хорошо отработаны. Владеющий инициативой может тщательно готовить действия и начинать их после заверше­ния подготовки. Обороняющийся вынужден отвечать экспромтом, в спешке, что часто менее успешно, довольствоваться тем, что ему навязывают. Побеждает поэтому тот, кто постоянно озадачивает противника, и неизбежно проигрывает в конце концов ищущий только ответы. Владеющему инициативой принадлежит преимуще­ство первого действия, обеспечивающего опережение противника и внезапность. Все эти преимущества уже демонстрируют преступ­нику превосходство владеющего инициативой, его уверенность в себе и победе. Уступка инициативы в психологическом плане оз­начает молчаливое признание правонарушителем собственной сла­бости, что усиливает тревогу, опасения, страхи, нервозность, пред­чувствие поражения, ломает волю и порождает отчаяние, а, как верно говорят, побежден лишь тот, кто признал себя побежден­ным.

Вопросы психологической борьбы в правоохранительной дея­тельности почти не освещены в литературе, частично получив ос­вещение в рефлексивном мышлении гориста. Умение вести ее це­ленаправленно почти не формируется у сотрудников и уровень их подготовленности к выполнению этого важного профессионально­го действия недостаточен.

Для устранения этого недостатка необходимо на специальных занятиях раскрывать обучающимся сотрудникам значение и сущ­ность ведения психологической борьбы при решении правоохра­нительных задач, а в связи с рассматриваемым вопросом — лич­ный состав специальных групп, особенно их командиров.

Затем у них формируются знания методов и приемов ведения психологической борьбы, в игровых ситуациях развиваются уме­ния применять каждый и наконец — в комплексе.

Есть две группы методов и приемов, подлежащих практиче­ской отработке: внешнего и внутреннего (морально-психологи­ческого) воздействия. Первые заключаются в использовании сило­вых средств, оружия, для принуждения преступника к глухой обороне, отказа от активности, сковывания его действий. Вторые на морально-психологическое воздействие: притупление бдительности преступника, его дезориентацию и запутывание, отвле­чение внимания, вызов растерянности и замешательства, усиление сомнений и колебаний, тревожности и страха, утрате самооблада­ния, подталкивание к неосмотрительным действиям, изматывание, доведение до отчаяния, слом решимости и воли.

Эти приемы и методы осуществляются в процессе перегово­ров, тактикой устрашения и запугивания, созданием многочислен­ных и непрерывных угроз, введением в заблуждение тактическим обманом, волевым напором, стремительностью и энергичностью, многочисленными и активными действиями, маскировкой приго­товлений, достижением внезапности действий (по времени, месту, способу, применяемым средствам), опережением в достижении первых успехов и морально-психологического эффекта от них в самом начале операции, демонстрацией полной уверенности в себе и видимого пренебрежения к способности преступников уйти от возмездия, подталкиванием, соблазнением их на совершение аван­тюрных действий, подвохами, ловушками.

Сотрудников надо научить учитывать особенности противо­стоящего правонарушителя. Эффективны воздействия на наиболее болезненные точки его сознания - самолюбие, представления о личном и мужском достоинстве, родительские и сыновьи чувства, самооценку своих достоинств и способностей, профессиональную гордость, убеждение в собственной силе, верность групповым нор­мам поведения, веру в групповую солидарность и порядочность других членов группам, инстинкт самосохранения, ценность жиз­ни, желание быть на свободе, получить минимальный срок при невозможности избежать уголовного наказания и др.

При ведении психологической борьбы нужно и умение быть стойким, неподатливым к воздействиям преступников, умение вы­держивать психологический груз борьбы. Часто она достигает высокого напряжения, «нервы» - как натянутая струна, внутри все дрожит, кажется, что все висит на какой-то ниточке, которая вот-вот оборвется. Надо понимать, что и у противника то же состоя­ние. У него тоже все «висит на ниточке». В этой борьбе нервов «ниточка» сотрудника должна быть всегда крепче. В игровых учебных ситуациях имитатор должен быть умным, сильным, ак­тивным и стараться не уступать обучающимся в ее ведении при любом напряжении борьбы.

При отработке специальных операций крупного масштаба заслуживает внимания подготовка руководителя оперативного штаба. Обычно это опытнейшие руководители, но и они нужда­ются в совершенствовании подготовки как по элементам, так и по разнообразию возможных криминальных ситуаций по задержанию правонарушителей, освобождению заложников, захвату террористов. Нужно продумывание всех аспектов операции, вплоть формирования позитивного общественного мнения через средства массовой информации, общения с их представителями в ходе после проведения операции. Если это первые руководители данного территориального или линейного органа, то занятия с. ними обязаны проводить вышестоящие руководители; они и сами в по­рядке самообучения должны обогащать знания. Совершенствуют свою подготовку они и проводя занятия, особенно игры и учения с подчиненными, не перепоручая их своим заместителям.

Во всей подготовке к задержанию вооруженных правонару­шителей выделяются предварительная подготовка и непосредст­венная. Первая — систематически и планово осуществляемая под­готовка с целью формирования и повышения профессионализма сотрудников. Вторая - то, что делается экстренно и непосредст­венно перед конкретным задержанием, задание на которое полу­чено. Она проводится руководителем в ходе специального инст­руктажа сотрудников (педагогически важны напоминания, разъ­яснения, советы), проигрывания с ними ситуаций предстоящих действий, доведения до совершенства нужных в данном случае навыков умений, а также оказания помощи при подготовке сна­ряжения, спецсредств, оружия. Особая озабоченность уместна при включении в состав группы нового сотрудника.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: