Формы и виды расходов бюджетов различных уровней

Расходы бюджетов в зависимости от их экономического содержания делятся на текущие расходы и капитальные расходы.

Капитальные расходы бюджетов - часть расходов бюджетов, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность, включающая статьи расходов, предназначенные для инвестиций в действующие или вновь создаваемые юридические лица в соответствии с утвержденной инвестиционной программой, средства, предоставляемые в качестве бюджетных кредитов на инвестиционные цели юридическим лицам, расходы на проведение капитального (восстановительного) ремонта и иные расходы, связанные с расширенным воспроизводством, расходы, при осуществлении которых создается или увеличивается имущество, находящееся в собственности соответственно Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В составе капитальных расходов бюджетов может быть сформирован бюджет развития.

Текущие расходы бюджетов - часть расходов бюджетов, обеспечивающая текущее функционирование органов государственной власти, органов местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее функционирование, а также другие расходы бюджетов, не включенные в капитальные расходы в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации.

Предоставление бюджетных средств осуществляется в следующих формах:

- ассигнований на содержание бюджетных учреждений;

- средств на оплату товаров, работ и услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами по государственным или муниципальным контрактам;

- трансфертов населению;

- ассигнований на реализацию органами местного самоуправления обязательных выплат населению, установленных законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, правовыми актами представительных органов местного самоуправления;

- ассигнований на осуществление отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти;

- ассигнований на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов;

- бюджетных кредитов юридическим лицам (в том числе налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и платежей и других обязательств);

- субвенций и субсидий физическим и юридическим лицам;

- инвестиций в уставные капиталы действующих или вновь создаваемых юридических лиц;

- межбюджетных трансфертов;

- кредитов и займов внутри страны за счет государственных внешних заимствований;

- кредитов иностранным государствам;

- средств на обслуживание долговых обязательств, в том числе государственных или муниципальных гарантий.

Анализ структуры расходов консолидированного бюджета РФ показывает, что национальная оборона, международная деятельность и судебная власть, обслуживание государственного долга, финансируемые только из федерального бюджета, составляют более пятой части расходов консолидированного бюджета. Часть расходов – развитие рыночной инфраструктуры, жилищно-коммунального хозяйства, содержание и строительство дорог регионального значения – финансируется только из региональных и местных бюджетов. Их доля составляет менее 15%. Большая часть расходов финансируется совместно из бюджетов всех трех уровней. Причем это крупные и важные разделы расходов, такие как образование, здравоохранение и физическая культура, социальная политика. На их долю приходится около 70% расходов консолидированного бюджета.

Из совместно финансируемых расходов на долю федерального бюджета приходится значительная доля расходов по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий – 80%; фундаментальные исследования и содействие НТП – также около 80%; правоохранительную деятельность и безопасность государства – более 70%. Эти расходы, безусловно, общегосударственные, поэтому их доля в расходах консолидированного бюджета весьма значительна. Что касается социальных расходов, то их большая часть приходится на бюджеты субъектов РФ.

Расходные обязательства Федеральный бюджет РФ Консолидировный бюджет субъектов РФ  
 
Государственное управление и местное самоуправление 36,2 63,8  
Судебная власть 88,2 10,8  
Международная деятельность 100,00 -  
Национальная оборона 100,00 -  
Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства 82,7 17,3  
Промышленность, энергетика и строительство 20,7 79,3  
Сельское хозяйство и рыболовство 44,5 55,5  
Транспорт, связь и информатика      
Развитие рыночной инфраструктуры - 100,00  
Жилищно-коммунальное хозяйство - 100,00  
Образование 19,5 79,5  
Культура, искусство и кинематография 22,6 77,4  
Здравоохранение и физическая культура 13,2 86,8  
Социальная политика      
Обслуживание государственного и муниципального долга 88,8 11,2  
Финансовая помощь другим бюджетам бюджетной системы      

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: