1. Определим прибыль от продаж в 2004 и 2005 гг., выявим абсолютное отклонение и рассчитаем удельный вес постоянных и переменных расходов в выручке от продажи продукции (табл. 16.1).
2. Рассчитаем влияние отдельных факторов на отклонение (при
рост) прибыли от продаж в 2005 г. по сравнению с 2004 г. (табл. 16.2).
За счет роста выручки от продажи продукции на 877 472 тыс. руб. прибыль от продаж увеличилась на 57 027 тыс. руб. I Снижение себестоимости проданной продукции по уровню |-0,9879%) привело к росту прибыли от продаж в сумме 12 907 тыс. руб.
Рост коммерческих расходов (0,6926%) повлек снижение прибыли от продаж на 9049 тыс. руб.
Аналогичное влияние оказал рост управленческих расходов: Прибыль от продаж снизилась на 28 373 тыс. руб.
Отклоне- | Удельный вес | Отклонение | ||||
Показатели | Годы | ние | в выручке, %, годы | удельных весов, % | ||
2005 | 2004 | тыс. руб. | 2005 | 2004 | (+; -) | |
1 1. Выручка от продаж.в сопоставимых ценах, тыс. руб. | 1 306 507 | 429 035 | +877 472 | — | — | — |
2. Себестоимость продаж, тыс. руб. | 1 015 026 | 337 556 | +677 470 | 77,6901 | 78,6780 | -0,9879 |
3. Коммерческие расходы, тыс. руб. | 10 395 | +9 953 | 0,7956 | 0,1030 | +0,6926 | |
4. Управленческие расходы, тыс. руб. | 220 691 | 63 154 | +157 537 | 16,8917 | 14,7200 | +2,1717 |
5. Прибыль от продаж, тыс. руб. | 60 395 | 27 883 | +32 512 | 4,6226 | 6,4990 | -1,8764 |
Таблица 16 Расчет влияния отдельных факторов на прибыль от продаж
|
|
Название фактора | 1'асчет | Влияние на прибыль от продаж, тыс. руб. |
1. Изменение выручки от продажи продукции 2. Изменение себестоимости проданной продукции 3. Изменение коммерческих расходов 4. Изменение управленческих расходов Общее влияние факторов | 877 472-6,4990% | +57 027 -12 907 +9049 +28 373 +81 542 |
100%. 1306 507-(-0,9879)% | ||
100% 1306 507-2,6926% | ||
100% 1306 507-2,1717% | ||
100% |
Совокупное влияние на прибыль от продаж перечисленных факторов составило:
(+57 027) + (-12 907) + (+9049) + (+28 373) = +81 542 тыс. руб., т.е. прибыль от продаж в 2005 г. по сравнению с 2004 г. увеличилась в абсолютной сумме на 81 542 тыс. руб.
16.2.3. Определите абсолютный и относительный прирост прибыли от реализации продукции, если в результате применения ресурсосберегающих технологических процессов себестоимость единицы продукции в плановом и отчетном периодах, ее цена и годовой объем выпуска составили.
Продукция | Себестоимость единицы, руб. | Цена, руб. | Объем выпуска, шт. | |
план | отчет | |||
А Б В | ПО 68 93 | 105 63 92 | 134 80 115 | 3 500 2 800 3 700 |
Методические указания
Прирост прибыли от реализации товарной продукции в результате снижения ее себестоимости определяется умножением разницы между себестоимостью единицы продукции плановой и отчетной на годовой объем реализации.
Общий абсолютный прирост прибыли выражается суммой прироста прибыли по каждому изделию, включенному в план реализации:
|
|
где |
Sпл.i, Sотч.i — себестоимость единицы продукции в плановом и отчетном периодах;
qi — годовой объем производства;
к — количество наименований изделий, включенных и план реализации.
Относительный прирост прибыли определяется как отношение абсолютного прироста прибыли к плановой величине прибыли:
где п — количество номенклатурных позиций.