Признаки | Модели рынка | |||
Чистая конкуренция | Монополистическая конкуренция | Олигополия | Чистая монополия | |
Число фирм | Очень много | Много | Несколько | Одна |
Тип продукта | Стандартизированный | Дифференцированный | Стандартизированный или дифференцированный | Уникальная, нет близких заменителей |
Контроль над ценой | Отсутствует | Возможен, но в довольно узких рамках | Ограниченный взаимной зависимостью, значительной при тайном сговоре | Значительный |
Условия вступления в отрасль | Очень легкие, препятствия отсутствуют | Сравнительно легкие | Существенно затруднены | Блокировано |
Неценовая конкуренция | Отсутствует | Значительный упор на рекламу, товарные знаки, торговые марки и т.д. | Очень распространена, особенно при дифференциации продукта | Главным образом реклама и отношения с общественностью |
Примеры | Сельское хозяйство | Розничная торговля, производство одежды, обуви | Производство стали, автомобилей, сельскохозяйственного инвентаря, многих бытовых электроприборов | Местные предприятия коммунального хозяйства |
18. Олигополия. Особенности олигополистического поведения
Рынок олигополии (олигополистическая конкуренция) состоит из небольшого числа продавцов, весьма чувствительных к политике ценообразования и маркетинговым стратегиям друг друга.
Товары могут быть схожими (сталь, алюминий), а могут быть и несхожими (автомобили, компьютеры). Небольшое число продавцов объясняется тем, что новым претендентам трудно проникнуть на этот рынок. Каждый продавец чутко реагирует на стратегию и на действия конкурентов.
Олигополист никогда не испытывает уверенности, что может добиться какого-либо долговременного результата за счет снижения цен. С другой стороны, если олигополист повысит цены, конкуренты могут не последовать его примеру, и тогда ему придется либо возвращаться к прежним ценам, либо рисковать потерей клиентуры в пользу конкурентов.
Олигополистическая взаимосвязь может привести не только к ожесточенному противоборству, но и к соглашению. Последнее имеет место тогда, когда фирмы-олигополисты видят возможности совместного увеличения своих доходов путем повышения цен и заключения соглашения о дележе рынка.
19. Рынок труда. Заработная плата
Рынок труда - сфера взаимодействия продавцов и покупателей трудовых услуг. На нём происходит обмен труда на заработную плату. Спрос на труд предъявляют работодатели, каковыми могут выступать и частные фирмы, и государство. Предложение труда представлено на рынке труда наемными работниками.
В результате взаимодействия спроса и предложения формируется цена услуги труда - заработная плата, оплата наёмного работника за использование его труда как фактора производства. Номинальная заработная плата - сумма денег, полученная за выполненную работу. Реальная заработная плата - это сумма товаров и услуг, которые могут быть приобретены на деньги, полученные за выполненную работу.
Факторы, определяющие спрос на труд:
1. Спрос на конечную продукцию: чем выше спрос на продукт, тем выше и спрос на труд.
2. Взаимозаменяемость факторов производств: если цена на труд высока, то он будет замещаться более дешевыми факторами производства.
3. Заработная плата: зависимость между объемом спроса на услуги труда и его ценой является обратной.
4. Уровень квалификации работников - при прочих равных условиях предполагает более высокую предельную производительность, что может повести к замещению трудом менее доходных факторов производства.
5. Предельная доходность труда: на конкурентном рынке объем спроса на труд будет увеличиваться до тех пор, пока предельный доход от использования фактора труда не будет равен издержкам, связанным с его покупкой (заработной платой), т.е. MRPL=w, где w – стоимость заработной платы, MRPL – предельная доходность труда.
Предложение услуг труда определяется следующими факторами:
1. Величина реальной заработной платы: чем выше заработная плата, тем больше предложение труда.
2. Время: рынку труда свойственны два эффекта: эффект замещения и эффект дохода. Эффект замещения означает вытеснение свободного времени временем труда. Но по мере роста заработной платы, уменьшается предельная полезность потребляемых благ и увеличивается ценность свободного времени, что делает его более привлекательным. Эффект дохода проявляется в падении предложения труда с ростом заработной платы. Таким образом, прямая зависимость между уровнем реальной заработной платы и объемом предложения услуг труда проявляется лишь в определенных пределах, после чего зависимость между ними меняется на противоположную.
3. Стратегия нанимаемого: работник инвестирует время и деньги в повышение собственных производственных возможностей путем получения образования, платит за образование и отказывается от получения дохода, который он мог бы получить в данное время. Цена услуги труда (заработная плата) и количество востребованного труда (занятость) зависят от типа рынка труда.
20. Роль профсоюзов на рынке труда
Профсоюзы – массовое самоуправляющееся общественное объединение трудящихся определенной отрасли или смежных отраслей, профессиональной группы для защиты и представительства их социальных интересов. Профсоюзы как организация трудящихся имеет ряд особенностей:
· это самое массовое объединение трудящихся, доступное для всех. Никаких предварительных условий для вступления в ряды профсоюзов нет. Только признание необходимости объединения и связанной с этим товарищеской дисциплины независимо от уровня квалификации, образования, политических взглядов, пола, возраста, национальности;
· это организация, которая по своим целям и интересам находится ближе других общественных организаций к экономике, к производству, то есть к решающей сфере приложения творческих сил человека, где реализуются коренные интересы трудящихся.
Профсоюзы, кроме защитной роли, выполняют роль индикатора общественного мнения, служат элементом системы обратной связи для государства, позволяющим ему выверять и корректировать свою социально-экономическую политику. Игнорировать профсоюзы, значит минировать социальное поле и ждать общественных взрывов.
Процесс реформирования профсоюзов проходит в условиях общественных преобразований и преобразований предприятий. Это смена форм собственности. Акционирование предприятий используется нередко для ликвидации или ограничения сферы деятельности профсоюзов. Спад производства, банкротство предприятий, конверсия ведут к сокращению числа занятых, а вслед за этим и к сокращению профчленства. Идет процесс сокращения или потери материальной и финансовой базы, без чего профсоюзы не могут иметь никакой силы и влияния. Начался отток профессиональных кадров, снижение интеллектуального потенциала профорганов, уровня их знаний.
Основными направлениями деятельности профсоюзов являются:
1)Ведение переговоров по поводу размеров заработной платы.
Важнейшими методами, при помощи которых профсоюзы пытаются повысить заработную плату являются:
· профсоюзы могут ограничивать предложение труда, например, введением высоких иммиграционных барьеров или ограничением трудовой нагрузки и др.;
· профсоюзы добиваются повышения обусловленных договором ставок заработной платы, содействуя повышению ее выше точки равновесия;
· профсоюзы могут вызвать сдвиг вверх кривой спроса на труда, например, содействуя установлению высоких импортных таможенных тарифов, защищающих какую-либо национальную отрасль.
2)Ведение переговоров по поводу других денежных и неденежных условий занятости: оплаты отпуска, медицинского страхования, пенсии, гарантии занятости и условий труда.
3)Регулирование размера минимальной заработной платы.
4)Регулирование уровня добровольных увольнений, текучести кадров.
5)Стимулирование работодателей к повышению профессионального уровня работников, участие в профессиональной переподготовке.
В российском профсоюзном движении выделяют следующие наиболее важные составляющие:
· традиционные (официальные) профсоюзы;
· альтернативные профсоюзы демократической ориентации (Независимый профсоюз горняков);
· локальные профсоюзы – немногочисленные, организационно обособленные в масштабах отдельного города;
· профсоюзы работников негосударственного сектора.
Таким образом, профсоюз является наиболее устойчивой организованной формой социально-экономической связи наемных работников, как правило, одной или смежных профессий, основанной на принципах единства, солидарности, справедливости и направленной на выполнение функций представительства на рынке труда их экономических интересов и обеспечение их социальной защиты.
21. Капитал и его структура. Износ основного капитала. Амортизация
Капитал — это определенная сумма благ в виде материальных, денежных и интеллектуальных средств, используемых в качестве ресурса в дальнейшем производстве. Поэтому капитал есть сумма так называемых капитальных благ, т.е. благ по производству других благ. Капитальным благом можно считать кирпичи (из них сложат дом), станки (на них изготовят детали будущих легковых машин), телевизор (он воспроизведет телепередачу) и т.д.
Распространены и более узкие определения. Согласно бухгалтерскому определению капиталом называются все активы (средства) фирмы. По экономическому определению капитал разделяется на реальный (физический, производственный), т.е. в форме средств производства, и денежный, т.е. в финансовой форме, а иногда выделяют еще и товарный капитал, т.е. капитал в форме товаров.
Реальный капитал делится на основной и оборотный капитал (рис. 17.1). К основному капиталу обычно относят имущество, служащее больше одного года. В России основной капитал называют основными фондами.
К реальному оборотному капиталу следует относить только материальные оборотные средства, т.е. производственные запасы, незавершенное производство, запасы готовой продукции и товары для перепродажи. Это экономическое определение оборотного капитала.
Если к материальным оборотным средствам добавить средства в расчетах с поставщиками и покупателями (дебиторская задолженность, т.е. кредиты и рассрочка платежей покупателям, и расходы будущих периодов, т.е. авансы поставщикам), денежные средства в кассе предприятия и расходы на заработную плату, то получим оборотный капитал (оборотные средства, или оборотные активы) по бухгалтерскому определению.
Рис. 17.1. Структура реального капитала
Нередко капитал делят по сферам его применения: производственный (промышленный), торговый, финансовый (ссудный) и т.д. Владельцы капитала получают доход от его использования. В случае со ссудным капиталом доход приобретает форму процента. В остальных случаях (это другие виды денежного капитала или же весь реальный капитал) доход приобретает форму прибыли. Она может быть в разных вариантах: прибыль фирмы, дивиденды владельца акций, роялти владельца интеллектуального капитала (например, собственника патента) и др.