Прогнозирование на предприятии

Общая схема прогнозирования. Методы прогнозирования: экспертные оценки, экстраполяция, моделирование, экономико-математические методы. Прогнозирование в условиях рыночных отношений. Взаимосвязь прогнозирования и планирования.

Прогнозирование – метод, в котором используется как накопленный опыт в прошлом, так и текущие представления о будущем с целью его определения. Если прогнозирование выполнено качественно, то его результаты могут быть использованы как основа для процесса планирования.

Метод экспертных оценок – процедура, которая позволяет группе экспертов приходить к согласию. Эксперты заполняют подробную анкету по рассматриваемой проблеме и записывают свои мнения о данной проблеме. Затем каждый эксперт знакомится с результатами анкетирования других экспертов и его просят заново сделать свой прогноз, и, если он не совпал с мнением других, то он поясняет причину его несоответствия. Данная процедура повторяется несколько раз, пока эксперты не приходят к единому мнению.

Методы экстраполяции трендов основаны на статистическом наблюдении динамики определенного показателя, определении тенденции (трения) его развития и продолжении этой тенденции для будущего периода. Другими словами, при помощи методов экстраполяции трендов закономерности прошлого развития объекта переносятся в будущее. Обычно методы экстраполяции трендов применяются в краткосрочном (не более одного года) прогнозировании, когда число изменений в среде минимально. Прогноз создается для каждого конкретного объекта отдельно и последовательно на каждый следующий момент времени. Если прогноз составляется для товара (продукта/ услуги), в задачи прогнозирования, основанного на экстраполяции трендов, входят анализ спроса и анализ продаж этого продукта Результаты прогнозирования используются во всех сферах внутрифирменного планирования, включая общее стратегическое планирование, финансовое планирование, планирование производства и управления запасами, маркетинговое планирование и управление торговыми потоками и торговыми операциями.

Методы экономико-математического моделирования Во внутрифирменном прогнозировании используются:1. модели внутренней среды фирмы, так называемые корпоративные модели;2. макроэкономические модели, к которым относят эконометрические модели и модели “затраты-выпуск”. Корпоративные модели обычно представляют собою набор формул (уравнений), которые выражают отношения ряда переменных к определенному объекту, например к объему продаж. Помимо формульных моделей во внутрифирменном планировании могут использоваться матричные модели (модели в виде таблиц), структурно- иерархические модели – описывающие внутреннюю структуру и взаимосвязь в рамках экономической организации. При использовании корпоративных моделей полезно делать не только перспективные, но и ретроспективные (обращенные в прошлое) прогнозы. Сравнение данных ретроспективного прогноза и фактических данных за прошлый период позволяет сделать вывод о надежности моделей.

Прогнозирование в условиях рыночной экономики обладает рядом преимуществ: способность к сбору, обработке, согласованию и распространению информации, к выявлению картины на микроуровне исследуемых экономических процессов; координация функционирования экономических субъектов и объектов, а также кооперация их деятельности с органами государственного управления; создание условий для рационального и эффективного использования всех видов ресурсов, в том числе и государственных; достижение эффективности государственного воздействия на экономику; формирование оптимальных предпосылок долгосрочного предвидения и регулирования Экономических процессов, особенно в области образования, энергетического обеспечения, научно-исследовательской деятельности; содействие формированию благоприятной экономической среды для деятельности всех агентов рыночных отношений, снятие негативных эффектов, связанных с правами личной собственности, особенно в тех случаях, когда неограниченная реализация этих прав приводит к мелким, атомизированным организационным формам; эффективное средство ужесточения бюджетных ограничений экономических объектов; планирование заключает потенциал укрепления положения тех слоев общества, которые попали в менее выгодные экономические условия путем снижения безработицы, ослабления экономических и социальных неравенств; создание стабильной политической ситуации, что является условием реализации принципов свободы и демократии.

Проблемы прогнозирования рыночных экономических систем связаны также с существованием так называемых "пороков рынка". Рынок работает как неэффективный механизм для таких товаров и услуг, на которые очень трудно установить цены.

Планирование и прогнозирование присуще всем предприятиям независимо от их форм собственности. Механизм прогнозирования и планирования ПОП включает: принципы, определение приоритетных целей, обеспечение взаимосвязи между показателями, учет факторов и конъюнктуры развития рынка, контроль за составлением прогнозов и реализацией планов. Процесс планирования и прогнозирования базируется на знании и использовании объективных экономических законов, законов товарного производства (закон стоимости), законов рыночной экономики.

Отличия прогнозирования от планирования

· Планирование носит директивный характер (план необходимо исполнять). Прогнозирование носит информационный (консультативный) характер.

· Чаще всего, объектом прогнозирования выступает совокупность организации и внешней среды. Объектом планирования является только деятельность организации. Естественно, что планировать деятельность конкурентов, органов государственной власти, потребителей не имеет большого смысла, так как у руководства организации нет возможности напрямую управлять их действиями.

· Прогнозирование может осуществляться на более длительный срок по сравнению с планированием. Планирование на предприятии осуществляется на год. В случае, когда на предприятии внедрено стратегическое планирование, дополнительно разрабатывается план на несколько лет. Планирование на более длительный срок нецелесообразно. Срок прогнозирования неограничен.

· Прогноз, по сравнению с планом, менее детализирован. Цель прогноза – дать общее представление о перспективах развития социально-экономической системы в будущем. Часто для этого достаточно нескольких ключевых показателей. План же разрабатывается по кварталам или месяцам, в разрезе структурных подразделений, в разрезе статей затрат, по видам продукции, с выделением ответственных за выполнение и т. д.

Из приведенных выше отличий прогнозирования и планирования становиться ясно, что это два различных процесса. Я надеюсь, что вы их теперь не спутаете друг с другом. Следующей нашей задачей является определение этапов управленческой деятельности, на которых осуществляется прогнозирование.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: