В ГОСТ Р 51306 и ГОСТ Р 51660

Национальный стандарт ГОСТ Р 51306–99 «Услуги бытовые. Услуги по ремонту и пошиву швейных изделий. Общие технические условия» [46] принят и введён Постановлением Госстандарта России от 12 августа 1999 г. № 26-ст. Согласно данному стандарту услуги по ремонту и пошиву швейных изделий подразделяются на несколько видов по следующим признакам:

– по технологическому признаку:

▪ услуги по ремонту швейных изделий;

▪ услуги по пошиву швейных изделий;

– по методам и формам обслуживания:

▪ стационарное обслуживание – приём заказов потребителя и исполнение услуг осуществляются в Доме моделей, Доме моды, ателье, мастерской;

▪ выездное обслуживание – приём выдача заказов осуществляется в приёмных пунктах, организациях и в местах указанных потребителем, а исполнение услуги – в стационарных условиях.

При оказании услуг по ремонту или пошиву швейных изделий должно быть предусмотрено следующее:

– оборудованные помещения для хранения сырья, материалов, вещей, принадлежащих заказчикам, готовых изделий;

– специально выделенные изолированные помещения (примерочные кабины с ковровым покрытием либо с ковриком под ноги) приёмных салонов, предназначенные для проведения примерок сметанных изделий, полуфабрикатов;

– рабочее место приёмщика заказов в приёмном салоне, предназначенное для заключения договора между потребителем и исполнителем услуг и сдачи исполненных заказов.

Что касается ремонта обуви, то данному вопросу посвящён ГОСТ Р 51660. Национальный стандарт ГОСТ Р 51660–2000 «Услуги бытовые. Услуги по ремонту обуви. Общие технические условия» [47], принят и введён Постановлением Госстандарта России от 1 ноября 2000 г. № 284-ст. Согласно данному стандарту, услуги по ремонту обуви подразделяются на несколько видов по следующим признакам:

– по технологическому признаку:

▪ восстановление свойств и внешнего вида обуви (мелкий, средний и крупный ремонт обуви их текстиля, кожи, искусственной синтетической кожи, также резиновой обуви);

▪ повышение эксплуатационных свойств обуви (в том числе ремонт валяной и фетровой обуви, обуви химического производства, растяжка обуви);

▪ обновление обуви (и использованием новых или бывших в употреблении деталей верха и низа обуви);

▪ окраска обуви (краска, лакирование, реставрация, тонирование);

▪ прочие услуги (восстановление гигиенических свойств обуви, чистка и консервация обуви);

– по методам и формам обслуживания:

▪ комплексное обслуживание – приём и выдача заказов потребителю осуществляется в стационарных условиях;

▪ выездное обслуживание – приём выдача заказов осуществляется в приёмных пунктах, организациях и в местах указанных потребителем, а исполнение услуги – в стационарных условиях.

Данный стандарт предусматривает возможность оказания ряда других услуг, в том числе:

– дополнительные работы, не предусмотренные в ГОСТ Р 51660;

– применение материалов, отличающихся по цвету и виду от материалов ремонтируемой обуви, а также материалов заказчика, о чём должна быть соответствующая запись при оформлении заказа.

Резюме

По содержанию данной главы можно сделать следующие выводы:

– в России в сфере туристской индустрии на федеральном уровне действуют национальные стандарты по оказанию бытовых услуг, которые составляют комплекс нормативных документов, объединённых обеспечения жизнедеятельности туриста при его пребывании в различных видах средств размещения;

– в национальных стандартах Российской Федерации бытовые услуги в сфере туристской индустрии, классифицируются по различным критериям (уровень, методы, формы, сроки обслуживания, а также особенности технологического процесса), причём критерии разделения различных бытовых услуг на отдельные виды в значительной степени совпадают, то есть выдерживается принцип систематизации предметов по общим признакам;

– в российских национальных стандартах в ряде случаев оговаривается необходимость защиты интересов исполнителя при оказании бытовых услуг потребителям, что связано с некоторыми особенностями использования вещей в быту, сроками использования бытовых предметов и др.

Таким образом, национальные стандарты формируют нормативную базу в части оказания бытовых услуг в туристской индустрии Российской Федерации.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Дайте определение бытовых услуг по национальному стандарту России.

2. Назовите виды бытовых услуг, обозначенных в национальных стандартах России.

3. Какими национальными стандартами регулируется в России оказание бытовых услуг?

4. Назовите обязанности исполнителя при оказании бытовых услуг, указанные в национальных стандартах России.

5. Какие общие критерии классификации бытовых услуг в национальных стандартах России?

6. Каким образом в российских национальных стандартах защищены права исполнителя услуг?

Тема 13.

Сертификация туристских услуг и услуг гостиниц

в туристской индустрии России

Понятие подтверждения соответствия; требования к системе сертификации; нормативно-методическая база сертификации; туристские услуги и услуги гостиниц в Системе сертификации ГОСТ Р; документы по сертификации туристских услуг и услуг гостиниц; порядок и правила сертификации; правовые основы системы добровольной сертификации услуг; противоречия в российском законодательстве в части сертификации туристских услуг.

13.1. Туристские услуги и услуги гостиниц

в Системе сертификации ГОСТ Р

В Федеральном законе РФ «О техническом регулировании» установлено, что сертификация – это форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров [172].

В свою очередь подтверждение соответствия – это документальное удостоверение соответствия объектов технического регулирования, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров. Подтверждение соответствия на территории России может носить добровольный и обязательный характер. Добровольное подтверждение соответствия осуществляется в форме добровольной сертификации.

Проведение сертификации возможно только в рамках системы сертификации. Система сертификации представляет собой совокупность участников сертификации, осуществляющих сертификацию по правилам, установленным в этой системе. К участникам системы сертификации, как правило, относят: национальный орган по сертификации, центральный орган по сертификации, совет по сертификации, органы по сертификации, научно-методические центры, испытательные лаборатории, комиссию по апелляциям, заявителей сертификации.

Любая система сертификации должна иметь свои правила. Под правилами системы понимаются положения (документы), регулирующие все стороны деятельности системы. К таким документам могут относиться: Правила проведения сертификации, Положение о системе сертификации, Положение о знаке соответствия [101; 108; 134; 135; 142; 155].

Система сертификации должна пройти государственную регистрацию – процедуру занесения в Государственный реестр, с присвоением соответствующего регистрационного номера, информации о системе сертификации и ее знаке соответствия с целью придания им юридической силы. Регистрации подлежат как системы обязательной сертификации, так и системы добровольной сертификации, действующие в России [174, с. 200].

Наиболее крупной системой сертификации в России является Система сертификации ГОСТ Р. Инфраструктура Системы сертификации ГОСТ Р была сформирована к 1996 году. В ее состав входит более 40 систем сертификации однородной продукции и услуг. В настоящее время в Системе сертификации ГОСТ Р действуют более 2 тыс. аккредитованных испытательных лабораторий и более 900 аккредитованных органов по сертификации [Там же, с. 201].

Нормативно-методическая база сертификации включает:

а) совокупность нормативных документов, на соответствие требованиям которых проводится сертификация продукции и услуг, а также документов, устанавливаю­щих методы проверки соблюдения этих требований;

б) комплекс организационно-методических документов, определяющих правила и порядок проведения работ по сертификации [Там же, с. 195].

Прежде чем говорить о сертификации туристских услуг и услуг гостиниц в рамках Системы сертификации ГОСТ Р, необходимо отметить, что до 2000 г. сертификации данных услуг проводилась в России по особым правилам (специально для туристских услуг и услуг гостиниц), в то время как в стране действовали общие правила сертификации услуг [88].

28 июля 2000 г. Госстандарт России принял Постановление № 53 «Об отмене Правил по сертификации туристских услуг и услуг гостиниц» [131, с. 21]. Согласно данному Постановлению, с 1 сентября 2000 г. были отменены Правила по сертификации «Система сертификации ГОСТ Р. Правила сертификации туристских услуг и услуг гостиниц», утвержденные постановлением № 18 Госстандарта России от 14 октября 1994 г. При сертификации туристских услуг и услуг средств размещения в Системе сертификации ГОСТ Р предписано руководствоваться общими правилами сертификации услуг в России, то есть сертификация в гостинично-туристском комплексе стала проводиться в соответствии с правилами по сертификации «Правила сертификации работ и услуг в Российской Федерации», которые были утверждены постановлением № 17 Госстандарта России от 5 августа 1997 г. [100; 131, с. 87].

30 декабря 2003 г. Госстандарт России издал Постановление № 131 «Об отмене нормативных документов по обязательной сертификации услуг». В этом Постановлении говорилось, что в связи с вступлением в силу Федерального закона РФ «О техническом регулировании» и «Правил функционирования Системы добровольной сертификации услуг» постановления Госстандарта России от 28 июля 2000 г. № 53 и 14 сентября 2000 г. № 67 (в последнем постановлении вносились изменения и дополнения в первое постановление) утрачивают свою силу [129, с. 26; 130].

Таким образом, в Системе сертификации ГОСТ Р сертификация туристских услуг и услуг средств размещения проводилась в России по отдельным правилам, но в настоящее время осуществляется по общим для всех видов услуг правилам в рамках Системы добровольной сертификации услуг в соответствии с «Правилами функционирования Системы добровольной сертификации услуг».

13.2. Сертификация туристских услуг

в Федеральном законе РФ «О техническом регулировании»

Данный Федеральный закон стал основой для функционирования систем сертификации для России в целом.

Сертификация, в том числе и туристских услуг до 1 июля 2003 г. проводилась в соответствии с Законом РФ «О сертификации продукции и услуг», постановлениями Правительства РФ, нормативными документами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти (главным образом Госстандарта России). После введения в действие Федерального закона РФ «О техническом регулировании» ряд нормативно-правовых актов утратил свою силу.

Согласно Закону, если в отношении продукции, процессов, работ и услуг, к которым не установлены требования в технических регламентах, подтверждение соответствия осуществляется в форме добровольной сертификации, то туристские услуги, в соответствии данным законом, относятся к тем объектам технического регулирования, на которые могут устанавливаться требования, применяемые и подтверждаемые только в добровольном порядке.

В данном законе сертификации посвящены статьи 2, 3, 18, 19, 20, 21, 30.

В статье 2 дано определение сертификации и используются основные понятия, такие как сертификат соответствия и системы сертификации. Сертификат соответствия определяется как документ, удостоверяющий соответствие объекта требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров, а система сертификации как совокупность правил выполнения работ по сертификации, ее участников и правил функционирования системы сертификации в целом.

Статья 3 устанавливает принципы технического регулирования. Эти принципы заключаются в следующем:

– применение единых правил установления требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг;

– соответствие технического регулирования уровню развития национальной экономики, развития материально-технической базы, а также уровню научно-технического развития;

– независимость органов по аккредитации, органов по сертификации от изготовителей, продавцов, исполнителей и приобретателей;

– единая система и правила аккредитации;

– единство правил и методов исследований (испытаний) и измерений при проведении процедур обязательной оценки соответствия;

– единство применения требований технических регламентов независимо от видов или особенностей сделок;

– недопустимость ограничения конкуренции при осуществлении аккредитации и сертификации;

– недопустимость совмещения полномочий органа государственного контроля (надзора) и органа по сертификации;

– недопустимость совмещения одним органом полномочий на аккредитацию и сертификацию;

– недопустимость внебюджетного финансирования государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов.

В статье 18 «Цели подтверждения соответствия» говорится том, что подтверждение соответствия осуществляется в целях:

– удостоверения соответствия продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, работ, услуг или иных объектов техническим регламентам, стандартам, условиям договоров;

– содействия приобретателям в компетентном выборе продукции, работ, услуг;

– повышения конкурентоспособности продукции, работ, услуг на российском и международном рынках;

– создания условий для обеспечения свободного перемещения товаров по территории Российской Федерации, а также для осуществления международного экономического, научно-технического сотрудничества и международной торговли.

В пункте 1 статьи 19 установлены принципы подтверждения соответствия, к числу которых относятся:

– доступность информации о порядке осуществления подтверждения соответствия заинтересованным лицам;

– недопустимость применения обязательного подтверждения соответствия к объектам, в отношении которых не установлены требования технических регламентов;

– установление перечня форм и схем обязательного подтверждения соответствия в отношении определенных видов продукции в соответствующем техническом регламенте;

– уменьшение сроков осуществления обязательного подтверждения соответствия и затрат заявителя;

– недопустимость принуждения к осуществлению добровольного подтверждения соответствия, в том числе в определенной системе добровольной сертификации;

– защита имущественных интересов заявителей, соблюдения коммерческой тайны в отношении сведений, полученных при осуществлении подтверждения соответствия;

– недопустимость подмены обязательного подтверждения соответствия добровольной сертификацией.

В статье 20 указываются формы подтверждения соответствия.

Подтверждение соответствия на территории Российской Федерации может носить добровольный или обязательный характер.

Добровольное подтверждение соответствия осуществляется в форме добровольной сертификации.

Обязательное подтверждение соответствия осуществляется в двух формах: в форме принятия декларации о соответствии и обязательной сертификации.

Статья 21 Закона регламентирует добровольное подтверждение соответствия. Добровольное подтверждение соответствия осуществляется по инициативе заявителя на условиях договора между заявителем и органом по сертификации. Добровольное подтверждение соответствия может осуществляться для установления соответствия национальным стандартам, стандартам организаций, системам добровольной сертификации, условиям договоров.

Объектами добровольного подтверждения соответствия являются продукция, процессы производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, работы и услуги, а также иные объекты, в отношении которых стандартами, системами добровольной сертификации и договорами устанавливаются требования.

Орган по сертификации согласно тексту данного Закона:

– осуществляет подтверждение соответствия объектов добровольного подтверждения соответствия;

– выдает сертификаты соответствия на объекты, прошедшие добровольную сертификацию;

– предоставляет заявителям право на применение знака соответствия, если применение знака соответствия предусмотрено соответствующей системой добровольной сертификации;

– приостанавливает или прекращает действие выданных им сертификатов соответствия.

Система добровольной сертификации может быть создана юридическим лицом и (или) индивидуальным предпринимателем или несколькими юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями.

Лицо или лица, создавшие систему добровольной сертификации, устанавливают перечень объектов, подлежащих сертификации, и их характеристик, на соответствие которым осуществляется добровольная сертификация, правила выполнения предусмотренных данной системой добровольной сертификации работ и порядок их оплаты, определяют участников данной системы добровольной сертификации. Системой добровольной сертификации может предусматриваться применение знака соответствия.

Регистрация системы добровольной сертификации осуществляется в течение пяти дней с момента представления документов, предусмотренных настоящим пунктом для регистрации системы добровольной сертификации, в федеральный орган исполнительной власти по техническому регулированию. Порядок регистрации системы добровольной сертификации и размер платы за регистрацию устанавливаются Правительством Российской Федерации. Плата за регистрацию системы добровольной сертификации подлежит зачислению в федеральный бюджет.

Отказ в регистрации системы добровольной сертификации допускается только в случае непредставления необходимых документов, или совпадения наименования системы и (или) изображения знака соответствия с наименованием, системы и (или) изображением знака соответствия зарегистрированной ранее системы добровольной сертификации.

Уведомление об отказе в регистрации системы добровольной сертификации направляется заявителю в течение трех дней со дня принятия решения об отказе в регистрации этой системы с указанием оснований для отказа.

Отказ в регистрации системы добровольной сертификации может быть обжалован в судебном порядке.

Федеральный орган исполнительной власти по техническому регулированию ведет единый реестр зарегистрированных систем добровольной сертификации, содержащий сведения о юридических лицах и (или) об индивидуальных предпринимателях, создавших системы добровольной сертификации, о правилах функционирования систем добровольной сертификации, знаках соответствия и порядке их применения. Федеральный орган исполнительной власти по техническому регулированию должен обеспечить доступность сведений, со держащихся в едином реестре зарегистрированных систем добровольной сертификации, заинтересованным лицам.

Таким образом, основные черты системы добровольной сертификации услуг в соответствии с рассмотренным выше Законом состоят в следующем.

Во-первых, Закон не допускает ограничения конкуренции при осуществлении аккредитации (право выполнять работы в определённой области оценки соответствия) и сертификации;

Во-вторых, не допускается применение процедур обязательного подтверждения соответствия каким-то требованиям, не являющимся обязательными;

В-третьих, незаконно принуждение к осуществлению добровольного подтверждения соответствия, в том числе в определённой системе добровольной сертификации.

13.3. Система добровольной сертификации

туристских услуг в России

В связи с вступлением в силу Федерального закона РФ «О техническом регулировании» официальные представители Госстандарта России дали разъяснения по поводу его применения.

11 июля 2003 года опубликовано информационное письмо заместителя председателя Госстандарта России В. Н. Крутикова «О сертификации услуг в Системе сертификации ГОСТ Р» [109, с. 28]. Согласно данному письму, со дня вступления в силу Федерального закона «О техническом регулировании» услуги не являются объектом обязательного подтверждения соответствия. В п. 2 ст. 4 Федерального закона «О техническом регулировании» установлено, что положения федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, касающихся сферы применения закона «О техническом регулировании» применяются в части, не противоречащей этому Федеральному закону. В соответствии с п. 2 ст. 46 со дня вступления в силу Федерального закона обязательного подтверждения соответствия осуществляется только в отношении продукции. Кроме того, на основании п. 1 ст. 21 работы и услуги являются объектами добровольной сертификации. В п. 8 ст. 46 говорится, что документы, подтверждающие соответствие (сертификат соответствия) и выданные до вступления в силу Федерального закона «О техническом регулировании» считаются действительными до окончания срока, установленного в них. Согласно тексту указанного информационного письма, применительно к обязательной сертификации услуг это означает следующее:

– если в договоре на сертификацию услуг заявители с органом по сертификации, проведение инспекционного контроля не было предусмотрено, то его проведение для подтверждения действия сертификата соответствия не предполагается.

– если в договоре на сертификацию услуг проведение инспекционного контроля было предусмотрено, то возможно две ситуации:

а) заявитель отказывается от проведения инспекционного контроля. Это означает нарушение условий договора, что регулируется на основании Гражданского кодекса России.

б) заявитель согласен на проведение инспекционного контроля. В этом случае инспекционный контроль подтверждает, что сертифицированная услуга продолжает соответствовать требованиям, на соответствие которым она была сертифицирована [Там же].

21 августа 2003 г. вышло Постановление № 97 Госстандарта России «Об утверждении нормативных документов системы добровольной сертификации ГОСТ Р при проведении добровольной сертификации услуг» [132]. Этим постановлением был утвержден документ «Правила функционирования системы добровольной сертификации услуг» [158], который введён в действие с 1 сентября 2003 года.

Правила являются основополагающим документом Системы добровольной сертификации услуг, входящей в качестве подсистемы в Систему сертификации ГОСТ Р.

Правила устанавливают организационную структуру Системы, основные принципы сертификации, а также порядок добровольной сертификации услуг. Объектами сертификации в Системе являются услуги (при наличии нормативных документов, содержащих требования к их качеству и безопасности), а также методы оценки, проверки и контроля. Для целей сертификации в Системе используются: стандарты различных категорий, санитарные правила и нормы, строительные нормы и правила, технические условия, рецептуры и другие документы, определяемые заявителем.

Сертификация услуг в Системе проводится органами по сертификации, аккредитованными в порядке, установленном в Системе сертификации ГОСТ Р, по инициативе заявителей (исполнителей) в целях подтверждения соответствия требованиям документов, определяемых заявителем. Сертификаты соответствия оформляются на специальном бланке, определенном Положением о Системе сертификации ГОСТ Р.

В документе отмечается, что сертификация услуг, оказываемых зарубежными исполнителями, осуществляется по тем же правилам и схемам, что и отечественными исполнителями.

Согласно пп. 3.1 и 3.2, сертификацию проводят аккредитованные органы по сертификации услуг в пределах их области аккредитации.

При сертификации проверяются характеристики услуг и используются методы проверок, позволяющие:

– провести идентификацию услуги, в том числе проверить ее принадлежность к классификационной группировке в соответствии с нормативными и техническими документами;

– полно и достоверно подтвердить соответствие услуги требованиям, направленным на обеспечение ее качества и безопасности для жизни, здоровья и имущества потребителя, окружающей среды, установленным в нормативных документах, регламентирующих эту услугу.

В п. 3.3 установлена процедура сертификации в общем виде. В частности, сертификация услуг включает:

– подачу заявки на сертификацию;

– рассмотрение и принятие решения по заявке;

– подтверждение соответствия услуг установленным требованиям;

– принятие решения о выдаче (отказе в выдаче) сертификата соответствия;

– выдачу сертификата соответствия и разрешения на применение знака соответствия;

– инспекционный контроль за сертифицированными услугами.

В п.п. 3.4–5.1 подробно изложены этапы сертификации. Для проведения сертификации услуг заявитель (исполнитель услуги) направляет в аккредитованный орган по сертификации заявку на проведение работ по сертификации с приложением документов, необходимых для проведения ее экспертизы в части установления возможности проведения сертификации и принятия решения по заявке (данная информация может быть представлена в виде анкеты-вопросника). Форма заявки должна соответствовать документу «Правила по сертификации. Система сертификации ГОСТ Р. Формы основных документов, применяемых в Системе».

При наличии нескольких органов по сертификации данной услуги заявитель вправе направить заявку в любой из них. Орган по сертификации регистрирует заявку и рассматривает ее с целью определения возможности проведения сертификации. По результатам рассмотрения заявки орган по сертификации принимает решение по заявке и сообщает заявителю в письменном виде о принятом решении с указанием:

– в случае положительного решения - наименования и кодов услуг, по которым будет проведена сертификация; нормативных документов; схемы сертификации;

– в случае отрицательного решения - изложение причин отказа.

Срок рассмотрения и принятия решения по заявке о проведении или отказе в проведении сертификации не должен превышать 15 дней (с момента регистрации заявки).

Заявитель в заявке на сертификацию вправе предложить одну из схем сертификации, предусмотренных Правилами. В случае выявления в ходе экспертизы заявки несоответствия организационно-технических возможностей заявителя условиям применения и требованиям выбранной им схемы орган по сертификации должен в решении по заявке изложить мотивированное обоснование нецелесообразности проведения сертификации по данной схеме и предложить иную схему сертификации.

В документе предусмотрено проведение сертификации по пяти схемам. Туристские услуги оцениваются согласно схеме 2. По данной схеме оценивают процесс выполнения работ (оказания услуг), проверяют (испытывают) результаты работ и услуг и контролируют процесс выполнения работ (оказания услуг) при инспекционном контроле.

В зависимости от сложности процесса оценивают:

– полноту и актуализацию документации, устанавливающей требования к процессу;

– оснащение необходимым оборудованием, инструментом, средствами измерений (испытаний, контроля), веществами, материалами, помещениями и др., а также их соответствие установленным требованиям;

– метрологическое, методическое, организационное, программное, информационное, материальное, правовое, техническое и др. обеспечение;

– безопасность и стабильность процесса;

– профессиональную компетентность исполнителей работ и услуг, обслуживающего и производственного персонала.

При проведении сертификации производится оформление официальных документов (актов, протоколов), фиксирующих результаты оценок и проверок и подтверждающих обоснованность принятия решения по результатам сертификации. Результаты оценки соответствия услуг представляются в виде «Акта оценки оказания услуг». Орган по сертификации услуг на основе анализа актов, протоколов и других документов, подтверждающих соответствие услуг установленным требованиям, принимает решение о выдаче (об отказе в выдаче) сертификата соответствия. В случае положительного решения орган по сертификации услуг оформляет сертификат соответствия, регистрирует его в Государственном реестре и выдает заявителю. Орган по сертификации устанавливает срок действия сертификата соответствия с учетом результатов сертификации и сроков действия нормативных документов на сертифицированные услуги, но не более чем на 3 года.

Вместе с сертификатом соответствия орган по сертификации выдает заявителю разрешение на применение знака соответствия. Форма и правила применения знака соответствия установлены Положением о знаке Системы сертификации ГОСТ Р при добровольной сертификации продукции (работ, услуг).

В случае отрицательного решения орган по сертификации оформляет его в виде решения об отказе в выдаче сертификата соответствия с указанием причин отказа и доводит его до сведения заявителя.

Инспекционный контроль осуществляется органом по сертификации, выдавшим сертификат соответствия, в течение срока действия сертификата с целью установления соответствия сертифицированных услуг требованиям, подтвержденным при сертификации. В случае прекращения деятельности органа по сертификации услуг, выдавшего исполнителю сертификат соответствия, решение вопроса о проведении инспекционного контроля за сертифицированными органом по сертификации услугами осуществляет национальный орган России по стандартизации в установленном порядке.

Инспекционный контроль осуществляется в форме плановых и внеплановых проверок и включает в себя следующие виды работ:

– анализ поступающей информации о качестве и безопасности сертифицированных услуг;

– разработку программы инспекционного контроля;

– создание комиссии для проведения инспекционной проверки;

– проведение инспекционной проверки;

– оформление результатов и принятие решения.

Периодичность и объем проведения планового инспекционного контроля определяются органом по сертификации в зависимости от результатов сертификации или предыдущего инспекционного контроля, степени потенциальной опасности услуг, стабильности их качества, затрат на проведение контроля, схемы сертификации, но не реже одного раза в год.

Внеплановый инспекционный контроль проводится в случаях:

– поступления информации о претензиях к качеству сертифицированных услуг от потребителей, органов исполнительной власти, осуществляющих контроль за качеством и безопасностью услуг, общественных объединений потребителей;

– получения от компетентных органов информации по результатам расследования причин различных аварий и прочих инцидентов, а также по результатам проведения государственных технических осмотров;

– обращения заявителя с просьбой о проведении инспекционного контроля по причине изменений в его деятельности, связанных с сертификационными требованиями и условиями действия сертификата соответствия.

Результаты инспекционного контроля оформляются актом, содержащим заключение о подтверждении (приостановке, отмене) действия выданного сертификата соответствия. При этом в акте фиксируются результаты выборочной проверки, состав и содержание которой должны соответствовать примененной при проведении сертификации схеме.

В случае несоответствия услуг установленным требованиям или отказа держателя сертификата от проведения инспекционного контроля орган по сертификации может отменить действие сертификата соответствия и разрешения на применение знака соответствия. Информация о приостановлении или отмене действия сертификата соответствия доводится органом по сертификации, его выдавшим, до сведения территориальных органов государственного контроля и надзора для принятия необходимых мер по предупреждению реализации данной услуги.

Решение о приостановлении действия сертификата соответствия и разрешения на применение знака соответствия принимается в случае, если путем корректирующих мероприятий, разработанных исполнителем и согласованных с органом по сертификации, в соизмеримые сроки возможно устранение причин несоответствия.

При проведении корректирующих мероприятий орган по сертификации услуг:

– приостанавливает действие сертификата соответствия и разрешения на применение знака соответствия;

– устанавливает срок выполнения корректирующих мероприятий;

– проверяет выполнение корректирующих мероприятий.

После выполнения корректирующих мероприятий и при положительных итогах их оценки (проверки, контроля) орган по сертификации принимает решение о возобновлении действия сертификата соответствия и разрешения на применение знака соответствия и информирует об этом заинтересованных участников сертификации. В случае невыполнения корректирующих мероприятий или их неэффективности орган по сертификации отменяет действие сертификата соответствия, аннулирует разрешение на применение знака соответствия и информирует об этом заинтересованных участников сертификации.

При окончании срока действия сертификата соответствия или его отмене исполнитель имеет право подать заявку на проведение сертификации на новый срок в любой орган по сертификации. В этом случае сертификация осуществляется в соответствии с Порядком, установленным в рассматриваемом документе.

30 октября 2003 года опубликовано информационное письмо статс-секретаря Госстандарта России «О проведении добровольного подтверждения соответствия услуг по инициативе заявителя» [102]. Согласно информационному письму, органы по сертификации услуг могут осуществлять проведение работ по добровольному подтверждению соответствия услуг национальным стандартам, стандартам организаций, условиям договоров по документам, предложенным заявителем после внесения необходимых изменений и дополнений во внутренние документы органа по сертификации, по видам услуг, входящих в его область аккредитации. Изменения в утверждённую область аккредитации могут быть внесены при аккредитации органа по сертификации на новый срок и (или) при аккредитации в дополнительной области [57].

23 января 2004 г. Правительство России специальным постановлением утвердило документ «Положение о регистрации системы добровольной сертификации» [149]. В указанном документе определен порядок регистрации системы добровольной сертификации. Установлено, что система сертификации подлежит регистрации национальным органом РФ по стандартизации. Далее изложены требования к лицам (лицу), создающим систему добровольной сертификации. В частности, речь идет о том, что для регистрации системы добровольной сертификации необходимы:

а) копия документа (документов), подтверждающего факт внесения сведений о создании или реорганизации юридического лица (юридических лиц) и (или) приобретении физическим лицом (физическими лицами) статуса индивидуального предпринимателя в Единый государственный реестр юридических лиц или в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, соответственно;

б) правила функционирования системы добровольной сертификации (оригинал и копия), устанавливающие:

– перечень объектов, подлежащих сертификации, и характеристик, на соответствие которым осуществляется сертификация этих объектов;

– правила выполнения предусмотренных этой системой доброовольной сертификации работ и порядок их оплаты;

– состав участников системы добровльной сертификации;

в) документ, утверждающий изображение знака соответствия системы и порядок его применения, если применение такого знака предусматривается системой добровольной сертификации (оригинал и копия);

г) документ об оплате регистрации системы добровольной сертификации.

Далее в документе установлен порядок решения спорных ситуаций, связанных с возможным отказом в регистрации созданной системы добровольной сертификации [97, с. 84].

25 февраля 2005 г. был издан Приказ № 27-ст Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии. В соответствии с этим приказом (в котором имеется ссылка на упоминавшееся выше Постановление Правительства России от 23 января 2004г.) были утверждены «Рекомендации по содержанию и форме документов, представляемых на регистрацию системы добровольной сертификации», введенные в действие с 1 марта 2005 г. [136, с. 28−34].

В журнале «Вестник Госстандарта России» (№ 6 за 2004 год) опубликован перечень систем добровольной сертификации, действующих в России, по состоянию на 1 мая 2004 г. [166, с. 8–42]. Ряд указанных в перечне систем прямо или косвенно относятся к сфере туризма, а именно: «Система добровольной сертификации услуг гостиниц и других средств размещения на категорию»; «Система добровольной сертификации услуг центров отдыха (рекреационных центров)»; «Система добровольной сертификации санаторно-оздоровительных услуг»; «Система добровольной сертификации услуг по физической культуре и спорту».

Таким образом, в настоящее время в России существуют юридические основания для функционирования систем добровольной сертификации в области социально-культурных и туристских услуг.

Резюме

Содержание данной главы можно свести к нескольким выводам:

– в 1994–2000 гг. в России произошел переход от сертификации туристских услуг и услуг гостиниц по отдельным правилам к сертификации по общим правилам для всех видов услуг;

– основным документом по добровольной сертификации услуг являются «Правила функционирования Системы добровольной сертификации услуг», принятые в 2003 г.

Таким образом, в настоящее время в России по существующему законодательству сертификация социально-культурных и туристских услуг является добровольной.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Что такое система сертификации?

2. Какими документами регулируется функционирование Системы сертификации ГОСТ Р?

3. По какому документу проводилась сертификация туристских услуг и услуг гостиниц в России в 1994–2000 гг.?

4. По какому основному документу проводится сертификация туристских услуг и услуг гостиниц в России на современном этапе?

5. Каким федеральным законом регулируется проведение в России добровольной сертификации?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: