Понятие товарооборота. Статистическое изучение динамики товарооборота

Товарооборотом называется объем продаж товаров в стоимостном выражении во всех звеньях в процессе их экономического движения от производителя к конечному потребителю.

Выделяют несколько направлений статистического изучения показателя товарооборота:

1) товарооборот используется как показатель выручки от реализации товаров для оценки результатов деятельности торговой фирмы;

2) товарооборот используется для анализа размера денежных расходов населения на приобретение товаров и для оценки уровня индивидуального потребления в статистике уровня жизни;

3) товарооборот является базой определения расходов домашних хозяйств на конечное потребление при расчете ВВП по направлениям конечного использования в макроэкономической статистике.

Направления изучения структуры товарооборота:

1) по натурально‑вещественному составу (по товарным группам);

2) по экономическому назначению реализуемых товаров;

3) по формам собственности;

4) по территориальной составляющей.

Категории товарооборота:

1) оптовым товарооборотом называется объем продаж товаров крупными партиями производителями и торговыми посредниками другим торговым посредникам для последующей их перепродажи, а также массовым потребителям;

2) розничным товарооборотом называется сумма продаж товаров населению за наличный расчет через различные каналы реализации;

3) валовым товарооборотом называется сумма всех продаж товаров за определенный период времени на пути их движения от производителя к потребителю;

4) чистым товарооборотом называется сумма конечных продаж, в результате которых товар уходит за пределы сферы товарного обращения региона или фирмы.

Объем товарооборота определяется по формуле:

S= Σ pq,

где p – цены товаров; q – количество проданных товаров.

Динамика товарооборота изучается с помощью индексного метода. С этой целью строятся три индекса.

1. Общий индекс товарооборота:

где р 1, р 0 – цены на товары в отчетном и базисном периодах;

q1, q0 – количество проданного товара в отчетном и базисном периодах.

Данный индекс показывает изменение стоимости совокупности проданных товаров (выручки) в среднем в одном периоде по сравнению с другим.

2. Общий индекс физического объема товарооборота:

где р – сопоставимые цены товаров.

Данный индекс характеризует влияние изменения объема продажи товаров на динамику товарооборота.

3. Общий индекс товарооборота связан с общим индексом цен:

где lрП – общий индекс цен по схеме Паше.

Данный индекс отражает влияние изменения цен на динамику товарооборота, т. е. показывает, на сколько в среднем повысились цены по совокупности товаров.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: