Классификации целей воспитания по степени реализации

1) Цель – идеал.

2) Конкретные цели.

Цель – идеал, неосуществимая на современном этапе развития общества, носит характер идеала будущего.

Цель – идеал: всестороннее гармоническое развитие личности (ВГРЛ).

Ее формулировка впервые была предложена в работах античных философов (Сократа, Платона, Аристотеля).

В античной Греции зародилась и формула «калокагатии» или «калокагат-хии» (от греч. слов «калос кай агатос» – прекрасный в духовном и физическом отношениях), которая положила начало разработке в педагогике идеи о всестороннем и гармоничном развитии личности. «Вера в тесное единство добра, истины, красоты, освященное святостью, дали Платону полную возможность и право... требовать всестороннего гармонического развития человека». Она включала в себя главным образом интеллектуальное развитие личности и развитие культуры тела и осуществлялась только по отношению к детям состоятельной прослойки общества.

Аристотель говорил о воспитании мужества и закаленности, умеренности и справедливости, высокой интеллектуальности и моральной чистоты.

Итак, античные философы выделяли в понятии ВГРЛ следующие стороны воспитания: умственное (интелектуальное) и физическое, нравственное воспитание.

В эпоху Возрождения (XIV-XVI вв.) идея о всестороннем развитии личности как цели воспитания начала разрабатываться вновь. Педагоги-гуманисты эпохи Возрождения Ф. Рабле, М. Монтень в содержание всестороннего развития включали культ телесной красоты, наслаждение искусством, музыкой, литературой (эстетическое воспитание). Такое воспитание мыслилось уже не для избранных, а для более широкого круга людей.

Социалисты-утописты Т. Мора, Т. Компанеллы, Р. Оуэна, Сен-Симона, Ш. Фурье в идею всестороннего гармонического развития выдвинули идеал формирования личности в условиях освобождения от частной собственности на средства производства, впервые потребовали включения в процесс всестороннего гармонического развития труда, соединения воспитания с трудом (трудовое воспитание).

Философы-экономисты К. Маркс и ф. Энгельс считали, что при коммунизме, когда будут уничтожены классовые различия, а во всех областях техники, общественного производства человечество достигнет высокого уровня развития, когда не будет существенных различий между умственным и физическим трудом, можно ставить цель всестороннего и гармонического развития людей. Выдвинули идею политехнического образования.

Цель всестороннего воспитания личности как нормативная установка законодательного характера была введена в ранг требований государственной политики в СССР. Аналогичные формулировки вошли в документы об образовании других стран, входивших в блок социалистического содружества, варьируясь с учетом национальных традиций. Подобная же формулировка цели образования и воспитания вошла в ряд международных деклараций ЮНЕСКО и, таким образом, приобрела интернациональное значение. В одном из опубликованных документов ЮНЕСКО ("Международная стратегия действий в области образования и подготовки кадров по вопросам окружающей среды на 1990-е годы". Часть 4. Рекомендация № 78) читатель встретит общепринятые рекомендации. Приведем их полностью. Под образованием и воспитанием понимается "осуществление процесса всестороннего развития человека, который протекает на протяжении всей его жизни и направлен на наиболее полное раскрытие его способностей в интеллектуальном, физическом, эмоциональном, моральном и духовном отношениях". При этом предполагается, что "образование должно не только передавать знания, умения и навыки, ценности и другие составные элементы культуры, к которой принадлежит индивидуум, но также развивать его самостоятельность, способствовать его творческой деятельности...".

Итак, С 1918 года по 90-е годы в нашей стране государственной целью воспитания выступало - формирование всесторонне и гармонически развитой личности. Подобная цель имелась в образовании Древней Греции, в Европе эпохи Возрождения, у западных и русских утопистов, французских просветителей. Эта цель разрабатывалась основателями марксизма, которые считали, что коммунистическое общество потребует именно всесторонне развитой личности и что такая личность - цель исторического процесса. Цель, таким образом, носила характер идеала будущего. Тем не менее в соответствии с нею составлялись программы воспитания и строилась работа в советской школе.

В настоящее время педагогами признается, что современном этапе развития общества данная цель не осуществима. Она выступает как цель-идеал.

Термин «всестороннее» указывает, что цель направлена на решение традиционных, ведущих задач воспитания: 1) физическое воспитание; 2) умственное воспитание; 3) нравственное воспитание; 4) эстетическое воспитание; 5) трудовое воспитание и политехническое образование.

Задачи - конкретизированные или более частные цели пед. деятельности.

Термин «гармоническое» предполагает согласованное, равномерное решение выдвинутых задач воспитания.

В настоящее время педагогами признается, что современном этапе развития общества данная цель не осуществима.

Так как содержание образования в школе является технократическим. 75 % учебных предметов направлено на развитие левого полушария (умственное воспитание), на эстетические дисциплины отводится 3%; так же мало часов отводится на трудовое, нравственное и физическое воспитание. Поэтому в современной школе не возможно осуществлять гармоническое, согласованное, равномерное решение выдвинутых задач воспитания. Но всестороннее развитие личности в современной школе осуществляется.

Цель -идеал служит пед. манифестом, указывает к чему нужно стремиться.

Поэтому, цель воспитания в общеобразовательных учреждениях в настоящее время, многими педагогами формулируется как всестороннее развитие личности (ВРЛ) или разностороннее развитие личности (РРЛ), или развитие личности (РЛ).

Наряду с идеальной обязательно требуется постановка конкретных целей, достижения которых можно увидеть в конкретной пед. деятельности.

Конкретные цели: РРЛ, ВРЛ, РЛ, цели из второй классификации и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: