Новые общественные условия эпохи Возрождения вызвали и новые концепции в архитектуре и градостроительстве. В этот период вспыхивает большой интерес к античной архитектуре и искусству, что непосредственно отражается и в архитектурной практике, и в теоретических работах.
Большое число архитектурных трактатов, появившихся сначала в Италии, а позднее во Франции, Германии, Испании и других странах, свидетельствует о стремлении восполнить долгий период молчания. Каждый более или менее крупный архитектор считает своим долгом не только разработать проект идеального города, но и изложить свои взгляды в литературном произведении.
Социальные перемены, необходимость обороны от огнестрельного оружия приводят к поискам новых форм города, что отражается в его планировке, очертаниях, силуэте и застройке. Архитекторы должны были реагировать на потребности нового общества, возникшие прежде всего в Италии, которая в то время имела наиболее высокий уровень развития экономики и культуры.
|
|
На пороге нового подъема архитектурной и градостроительной теории стоят Леон Баттиста Альберти и Антонио Аверлино, по прозвищу Филарете. Альберти — один из наиболее талантливых и образованных архитекторов своего времени — известен как автор серьезной теоретической работы об искусстве зодчества.
Филарете, которого биограф итальянских художников Вазари называет «смешным и сумасбродным», в архитектуре не столь известен и удачлив. Ему принадлежит книга о строительстве вымышленного города, причем действительные факты здесь тесно переплетаются с фантазией1.
Леон Баттиста Альберти приблизительно с 1450 г. и вплоть до своей смерти (1472 г.) работал над десятью книгами о зодчестве — Libri de Re aedificatoria decem2, изданными на латинском языке. Впервые трактат был выпущен во Флоренции в 1485 г. С тех пор он неоднократно издавался на различных языках и стал наряду с работой Витрувия, влияние
Урбанистический роман Филарете
7. Филарете. Сфорцин-да; вторая половина XV в. Первый звездообразный центрический город эпохи Возрождения
8. Филарете. Район ремесленников. Первое воплощение принципов линейного города с жилыми домами на от-йельных участках и системой каналов
которой он, безусловно, испытал, одной из классических книг по теории-архитектуры.
Альберти рассматривает соответствие климата и природных условий, выбор места для строительс::-.;:. ->а,см следуют рекомендации по укреплению города и принципы строительства дорог, мостов, каналов
Трактат Альбертн::олоп идей. Это своего рода исповедь благородного "и образованного человека. Что же касается городов, то четких принципов устройства нового города Альберти не приводит.
|
|
Наиболее интересные, не потерявшие актуальности до наших дней, мысли касаются вопросов благоустройства городов. Альберти говорит о функциональном членении города и об отделении вредного в гигиеническом отношении производства от жилья.
Трактат Филарете существенно отличается от произведения Альберти. Это не стройное изложение закономерностей строительства и архитектуры, а страстная просьба к миланскому герцогу Франческо Сфорца доверить Филарете постройку нового города Сфорцинды. Здесь собраны воедино описания выдуманных приключений, открытий и фантастических зданий, но наряду с тем присутствует также живое изложение принципов новой архитектуры Ренессанса, базирующейся на античных и византийских образцах.
2 км |
Трактат составляет 21 книгу и дополнен тремя книгами об искусстве рисования, а 25-я книга посвящена прославлению деяний Козимо, Пьеро,. Медичи, расположение которых Филарете после смерти Франческо Сфорца хотел приобрести для осуществления своих строительных замыслов. После 1460 г. итальянский текст трактата лишь переписывали, а в 1498 г. большой поклонник архитектуры Ренессанса Матвей Корвин способствует его переводу на латинский язык3. Публикации трактат, однако, ожидал вплоть до конца XIX в. Он был выпущен в Вене на итальянском языке с частичным переводом на немецкий.
□ | а | а | а | D | □ | а | □ | а | □ | □ | п | □ | □ | □ |
□ | а | а | D | □ | □ | а | а | D | а | а | D | □ | D | а |
а | а | а | □ | а | □ | □ | п | D | □ | D | □ | □ | ГЕГ | а |
а | D | □ | □ | а | □ | D | а | а | а | □ | □ | а | D | |
50
200 м