Характерные черты традиционного обучения

5. Деление детей по способностям (сильные, средние, слабые).

6. Традиционная система оценок.

7. Построение процесса обучения по темам.

8. использование традиционного арсенала форм, средств и приемов обучения.

9. Движущиеся силы учения – наказание, поощрение, отметка.

10. Учитель – непререкаемый авторитет.

11. Результат обучения – соответствие знаний ученика Госстандарту.

Достоинства Недостатки

данного вида обучения

1. Систематичность 1. Пассивная роль ученика, деятельность которого репродуктивна

2. Экономичность 2. Единообразие содержания обр.

3. Ориентация на среднего ученика

– Как данный вид обучения реализуется на практике?

2. Проблемное обучение

Известно со времен Сократа. Именно он является родоначальником сократического метода обучения. Сократ во время организации дискуссий старался поставить собеседнику так вопрос, чтобы он вызвал у него затруднение и последующую за этим активность мысли. Этим же методом пользовались в пифагортской школе, сложные проблемные вопросы ставили и софисты.

«Великая дидактика» Я. Коменского содержит указание на необходимость «воспламенять в мальчике жажду знания и пылкое усердие к учению» Его работа направлена против словесно-догматического обучения, которое учит «мыслить чужим умом».

За развитие умственных способностей ребенка и внедрение в обучение исследовательского подхода вел борьбу и французский философ Ж.-Ж. Руссо. «Сделайте вашего ребенка внимательным к явлениям природы. Ставьте доступные его пониманию вопросы и представьте ему решать их. Пусть он узнает не потому, что вы сказали, а потому, что сам понял..» Этот исторический экскурс можно было бы продолжить. Но, мне думается, что уже приведенной информации достаточно, чтобы определить сущность проблемного обучения. Попытайтесь это сделать.

Итак, под проблемным обучение следует понимать дидактическую систему, основанную на закономерностях творческого усвоения знаний и способов деятельности, включающую специфическое сочетание приемов преподавания и учения, которому присущи черты научного поиска.

Давайте посмотрим, какие действия в ходе проблемного обучения должен совершать учитель, а какие – ученик (см. таблицу).

Исходя из этого, мы можем сделать вывод, что в основе проблемного обучения лежит проблемная ситуация.

Ситуация называется проблемной, когда мысль сталкивается с противоречием, объяснение и разрешение которого требует самостоятельного мыслительного поиска и открытия новых знаний.

Для создания проблемной ситуации мало только предложить вопрос или сформулировать проблему, нужно чтобы она была принята учащимися, чтобы они ощутили потребность в ее разрешении.

Способы создания проблемных ситуаций (на материале литературы)

Сопоставление различных мнений об одном и том же. (Например, кто прав в оценке Катерины Добролюбов или Писарев?).

Иногда можно предложить учащимся суждение одного критика, но проблемная ситуация возникнет, если это мнение противоречит впечатлениям самих учащихся. (например, можно ли согласиться с Добролюбовым в оценке Катеоиры?).

Проблемные ситуации возникают на основе выявления противоречий в самом учебном материале. (Например, кто Чацкий: победитель или побежденный?).

Приведите свои примеры организации проблемного обучения. (приводят свои примеры).

Достоинства Недостатки

1.Развитие у школьников мыслительных 1.Сложность подготовки учебного

способностей, творчества, самостоятельности материала в виде пробл.задач

2.Формирование интереса к учению и к 2.Неподготовленность учителей

предмету к организации проблемного обуч.

3. Неподготовленность учащихся к работе

3. Дифференцированное обучение

Целесообразность дифференцированного подхода к учащимся в процессе обучения отмечали мыслители, педагоги разных времен. Так, римский мыслитель Марк Фабий Квинтилиан в сочинении «Воспитание оратора» отмечает: «Справедливо вменяется в достоинство учителя, когда старается он замечать в своих учениках различие умов и узнавать, кто к чему способнее от природы».

Я.А. Коменский указывал на различия в развитии учащихся, на необходимость строить учебный процесс так, чтобы концентрировать внимание на оказании помощи учащимся при усвоении знаний. Он советовал делить учеников в зависимости от способностей на 6 разрядов и указывал пути преодоления трудностей каждой группой учащихся.

Известный немецкий педагог Адольф Дистервег подчеркивал: «Одному ребенку легче дается отвлеченное мышление, другому доступнее чувственное познание, третий схватывает истину скорее благодаря картине или рассказу..» В этом отношении следует считаться с различиями детской природы и содействовать ее своеобразному развитию».

Педагоги прошлого высказывали предложения о необходимости работы с учениками разного уровня знаний, способностей, типа мышления, однако пути реализации данного подхода долгое время оставались неразработанными. В XX столетии проблема дифференцированного обучения применительно к отечественной школе активно начала развиваться в 60-е годы. Такие ученые, как Бударный, Загвизинский, Уит, Кирсанов и другие попытались разграничить понятия «дифференцированный подход», «дифференцированное обучение», выделить возможные критерии дифференциации. Однако широкого практического применения их наработки не получили. В школе по-прежнему сохранялось единообразие требований, что в результате привело к снижению качества знаний, интереса к учению, а порой и к нивелированию личности. В 90-е годы XX столетия дифференциация была признана одной из важнейших проблем школы, требующей комплексного исследования и применения.

Итак, дифференцированное обучение – это система организации учебного процесса, предполагающая создание инвариантной единицы образования, имеющей социально-экономические, правовые, управленческие и дидактические отличия. Таким образом, в рамках дифференцированного обучения, разрабатывается статус учебного заведения нового типа (гимназия, лицей, колледж и т.д.).

В условиях дифференцированного обучения особое значение имеет дифференцированный подход к содержанию образования, к учащимся, к методам и формам их обучения.

Дифференцированный подход предполагает учет индивидуально-психологических особенностей школьников и создание на их основе типологических групп.

Типологические группы учащихся создаются в зависимости от избранного критерия дифференциации. Если в качестве основного критерия мы берем обучаемость учащихся, то условно можно выделить 4 группы школьников:

1 гр. – учащиеся с высокой обучаемостью. Эти учащиеся за короткий срок достигают высокого уровня знаний.

2 гр. – учащиеся имеют высокую обучаемость, но не желают работать.

3 гр. – учащиеся с невысокой обучаемостью, но они достигают успехов в учебе засчет прилежания.

4 гр. – учащиеся, которые испытывают серьезные трудности в процессе усвоения знаний.

Каждая из вышеперечисленных групп должна иметь свою программу обучения, свой темп продвижения в усвоении знаний.

Помимо такого критерия дифференциации, как обучаемость можно использовать художественные предпочтения, интересы, профессиональные ориентации, работоспособность и т.д.

Вот это сигнальный экземпляр журнала, посвященного В.В. Маяковскому. Этот журнал был выпущен в результате заседания ред. Коллегии на уроке-редакции. Докажите, что в основе организации урока-редакции – дифференцированное обучение.

Одной из сложных тем в курсе литературы XX века «творчество М. Булгакова», в частности изучение его романа «Мастер и Маргарита». Методисты считают целесообразным проводить урок плюс презентация романа.

– Как бы Вы, используя дифференцированное обучение построили такой урок?

Итак, подведем итоги.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: