ТЕКСТ 4. ким ва уччаритаир матур дхавадбхих приштхато хатаих

ким ва уччаритаир матур дхавадбхих приштхато хатаих

на хи бхита-вадхах шлагхйо на сваргйах шура-манинам

ким - зачем; вах - вам; уччаритаих - подобные испражнениям; матух - матери; дхавадбхих - бегущие; приштхатах - сзади; хатаих - убитые; на - не; хи - конечно; бхита-вадхах - убийство того, кто испуган; шлагхйах - принесящее славу; на - не; сваргйах - ведущее на райские планеты; шура-манинам - считающих себя героями

О полубоги, эти воины-демоны напрасно родились на свет. Они - не сыны, но испражнения своих матерей. Так для чего преследовать врага, который повернулся к вам спиной? Герою не к лицу убивать того, кто спасает свою жизнь - этим не заслужить себе славы и блаженства в раю.

КОММЕНТАРИЙ: Вритрасура осудил и демонов - за то, что они обратились в бегство в страхе за свои жизни, и полубогов - за то, что они убивали бегущих. И те, и другие поступали самым недостойным образом. Когда приходит время сражаться, противники должны вести себя, как герои. Настоящий герой никогда не побежит с поля брани. Он встречает врага лицом к лицу и готов победить или погибнуть в схватке. Вот, что такое настоящий героизм. Удар в спину тоже считается подлостью. Врага, который показывает спину, спасая свою жизнь, не следует убивать. Этого требует воинская этика.

Вритрасура, желая уязвить демонов, сравнивает их с испражнениями собственных матерей. Как испражнения, так и трусливые сыновья выходят из материнского чрева, и Вритрасура заявляет, что между тем и другим нет разницы. Подобное сравнение встречаем и у Тулси даса устоявшееся написание в переводной литературе. Он замечает, что сын и моча имеют один источник. Имеется ввиду, что и семя, и моча истекают из одной части тела мужчины, однако семя порождает младенца, тогда, как моча ничего не порождает. Поэтому, Тулси дас говорит, что сын, который не стал героем или преданным Бога, ничем не лучше мочи. В том же духе высказывается и Чанакья Пандит:

ко 'ртхах путрена джатена йо на видван на дхармиках

канена чакшуша ким ва чакшух пидаива кевалам

«Зачем нужен сын, который ничем не прославил себя и не стал преданным Господа? Такой сын подобен ослепшему глазу, который ничего не видит, а лишь причиняет боль».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: