double arrow

Методологические основы охраны труда и трудоохранного менеджмента

Любая наука имеет свою методологию (от pp. metho-dos — путь исследования, теория и logos — учение) — учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности, т. е. учение о принципах пост­роения, формах и способах научного познания. Общей

методологией научного исследования являются методы диалектического материализма.

Трудоохравный менеджмент, как н Наука «охрана труди*, имеет свои средства познания, принципы обес-печенияния безопасности и задачи.

Средства познания любой науки предназначены для выявления законов, принципов обеспечения цели. Так, например, за основу средств (методов и приемов) позна­ния действительности в области охраны труда можно принять методы и приемы диалектического материализ­ма: наблюдение, эксперимент, моделирование, матема-тическая статистика, системный подход, анализ (рас­членение объекта на элементы), синтез (соединение эле­ментов в единое целое), абстрагирование, индукция, де­дукция, а также научные методы эмпирического иссле­дования. Эти же методы познания приемлемы и для трудо'охранного менеджмента.

Наблюдение — основной (базовый) прием познания. На основе его данных проводятся другие исследования с применением соответствующих методов изучения. На основе наблюдения как в лабораторных, так и в произ­водственных условиях и охрана труда, и трудоохран-ный менеджмент могут широко использовать методики исследований, разработанные другими науками, в том числесоциологией (анкетирование, опросы и т. п.). На­ряду с методиками, созданными в смежных науках, тру-доохранный менеджмент на стадии наблюдения разра-ботанный собственные, в частности методики изучения травматизма, расследования аварий, изучения электро­травматизма и т. д.

Эксперимент — способ получение информации о ко-ли'чественнойи качественном и качественном изменении показателей исследуемого объекта в результате воздействия на него некоторорыx управляемых и контролируемых переменных

факторов. Лабораторный эксперимент часто сопровож­дается моделированием.

Математическая статистика опирается на веро­ятностную теорию, позволяющую оценить надежность и точность научных и практических выводов б системе безопасности.

Системный подход — направление методологического научного познания, в основе которого лежит рассмотре­ние объектов как систем, состоящих из отдельных эле­ментов, каждый из которых можно представить тоже в виде системы элементов.

Системы имеют самые разнообразные формы. При всём многообразии все системы можно условно разде­лить на три вида: технические, биологические, соци­альные, в том числе управленческие.

Несмотря на общность систем всех видов, они имеют специфические черты и закономерности. Большие отли­чия свойственны системам социально-экономическим, к которым относятся объекты экономики (предприятия), производственно-хозяйственные комплексы, отдельные регионы, народное хозяйство в целом.

Главным свойством социально-экономических систем является то, что в их основе лежат интересы людей, поскольку основной их компонент — человек. Это относится и к систе­ме охраны труда, и к системе трудоохранного менеджмента. Совокупность общественных и личных интересов людей (по­литических, экономических и социальных) влияет на состо­яние таких систем и на процесс их развития. "

Если учесть сложность отдельных систем и их разме­ры, то следует иметь в виду, что объективно необходаиа их различная декомпозиция по определенным призна­кам, в результате которой появляются подсистемы- Об­щими критериями для выделения подсистем (частей) в системах являются следующие:

чтобы они могли оказывать существенное влияние
на достижение конечных результатов системы;

чтобы они были привязаны к целому с помощью
определенных отношений каждой части к какой-либо
общесистемной характеристике, имеющей необходимую
и логическую, функциональную связь с выполнением
общесистемных задач;

■ чтобы они были созданы по тем или иным призна­кам, явно обнаруживающим необходимую функциональ­ную связь друг с другом их системой в целом;

• чтобы подсистемы были увязаны с поведением всех
элементов системы и отражали постоянное функциони­
рование взаимных связей, установленных для отдель­
ных элементов системы через ее подсистемы с окружаю­
щей средой.

Каждая трудоохранная система управления на лю­бом уровне имеет самостоятельные не только управляю­щую {субъект управления) и управляемую (объект управления) системы, но и информационную систему, без которой невозможно нормальное функционирование системы в целом.

В свою очередь, управляющая система состоит из системы нормативно-правовых актов, с одной стороны, и системы службы по реализации задач охраны труда — с другой.

Управляемая система включает систему гигиены труда, систему технолого-технической безопасности и социально-экономическую трудоохраннную систему.

Принцип системного подхода уже был использовав при выявлении системно-структурной модели охраны труда (см. рис, 1), структуры труда (ем. рис. 2, 3), сис­тем условий труда (см, рис. 4), охраны труда (см. рис. 5) и трудоохранного менеджмента (см. рис. 6). Этот прин­цип может быть использован при рассмотрении других

вопросов, в тон числе при изучении любых элементов объекта изучения охраны труда или трудоохраяного ме неджмента, которые будут являться подсистемами.

Совокупностью методологических средств, исполь­зуемых для подготовки и обоснования решения по сложным проблемам, является системный анализ, включающий в себя математическое моделирование и оптимизацию с помощью математических методов об­работки информации и алгоритмов. С развитием сис­темного анализа связано возникновение системотех­ники — научного направления, охватывающего про­ектирование, создание, испытание и эксплуатацию сложных систем, в том числе охраны труда и трудоох-ранного менеджмента.

Особенно широкое применение системный анализ получил там, где наблюдаются многофакторность, мно-гооперационность и нелинейность процессов. Охрана труда, а отсюда и трудоохранный менеджмент в совре-, менный период НТП — сложные, многофакторные сис­темы, поэтому нормальное функционирование их может быть только после выявления оптимального решения. Отсюда следует, что дальнейшее их развитие возможно лишь в тесной связи с системотехникой и кибернетикой — наукой об общих законах получения, хранения, пе­редачи и переработки информации.

На каждую систему, в том числе управленческую, состоящую из отдельных систеи-элементав (внутренней среды), воздействует внешняя среда. К внешней среде относятся: государственная политика в той или иной области, политические и экономические условия, сиете-- ма ценностей, общественные взгляды, состояние техни­ки и технологии, уровень образованности людей и т. д.

Абстрагирование — особый прием мышления, кото­рый заключается в отвлечение от ряда свойств и отно-

тений изучаемого явления с одновременный выделени­ем интересующих вас свойств и отношений, в том числе как в охране труда, так и в трудоохраяном менеджмен­те. В результате образуются различного рода абстрак­ции, которыми являются как отдельно взятые понятия и категории, так и их системы. Абстракция позволяет объединить объекты в единый класс по их объединяю-щим свойствам.

Индукция — метод исследования, при котором общий вывод строится на основе частных посылок. Основой ин­дукции являются опыт, эксперимент, наблюдение.

Дедукция ~ противоположный индукции метод: из общего делают вывод о частном.

К научным методам эмпирического исследования от­носятся метод формализации и аксиоматический метод. Метод формализации основан на построении математи­ческой модели (формул). Данный метод широко исполь­зуется не только в естествознании, но и в современной лингвистике, экономике, социологии и т. д. Может быть использован он и в решении вопросов охраны труда и трудоохранного менеджмента.

Аксиоматический метод основан на выявлении свойств, не требующих доказательств (аксиом). Даль­нейшее развитие аксиоматического метода привело к стадии построения формализованных аксиоматических систем, в том числе и в трудоохранном менеджменте. ■

Если средства познания служат для выявления законо­мерностей действительности, то для достижения цели ис­пользуются определенные принципы, методы и средства. Принцип — это идея, мысль, основное положение; метод — путь, способ достижения цели, исходящий из знания наиболее общих закономерностей. Средства — это кон­структивное, организационное и материальное воплоще­ние, конкретная реализация принципов и методов


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: