Любая наука имеет свою методологию (от pp. metho-dos — путь исследования, теория и logos — учение) — учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности, т. е. учение о принципах построения, формах и способах научного познания. Общей
методологией научного исследования являются методы диалектического материализма.
Трудоохравный менеджмент, как н Наука «охрана труди*, имеет свои средства познания, принципы обес-печенияния безопасности и задачи.
Средства познания любой науки предназначены для выявления законов, принципов обеспечения цели. Так, например, за основу средств (методов и приемов) познания действительности в области охраны труда можно принять методы и приемы диалектического материализма: наблюдение, эксперимент, моделирование, матема-тическая статистика, системный подход, анализ (расчленение объекта на элементы), синтез (соединение элементов в единое целое), абстрагирование, индукция, дедукция, а также научные методы эмпирического исследования. Эти же методы познания приемлемы и для трудо'охранного менеджмента.
|
|
Наблюдение — основной (базовый) прием познания. На основе его данных проводятся другие исследования с применением соответствующих методов изучения. На основе наблюдения как в лабораторных, так и в производственных условиях и охрана труда, и трудоохран-ный менеджмент могут широко использовать методики исследований, разработанные другими науками, в том числесоциологией (анкетирование, опросы и т. п.). Наряду с методиками, созданными в смежных науках, тру-доохранный менеджмент на стадии наблюдения разра-ботанный собственные, в частности методики изучения травматизма, расследования аварий, изучения электротравматизма и т. д.
Эксперимент — способ получение информации о ко-ли'чественнойи качественном и качественном изменении показателей исследуемого объекта в результате воздействия на него некоторорыx управляемых и контролируемых переменных
факторов. Лабораторный эксперимент часто сопровождается моделированием.
Математическая статистика опирается на вероятностную теорию, позволяющую оценить надежность и точность научных и практических выводов б системе безопасности.
Системный подход — направление методологического научного познания, в основе которого лежит рассмотрение объектов как систем, состоящих из отдельных элементов, каждый из которых можно представить тоже в виде системы элементов.
Системы имеют самые разнообразные формы. При всём многообразии все системы можно условно разделить на три вида: технические, биологические, социальные, в том числе управленческие.
|
|
Несмотря на общность систем всех видов, они имеют специфические черты и закономерности. Большие отличия свойственны системам социально-экономическим, к которым относятся объекты экономики (предприятия), производственно-хозяйственные комплексы, отдельные регионы, народное хозяйство в целом.
Главным свойством социально-экономических систем является то, что в их основе лежат интересы людей, поскольку основной их компонент — человек. Это относится и к системе охраны труда, и к системе трудоохранного менеджмента. Совокупность общественных и личных интересов людей (политических, экономических и социальных) влияет на состояние таких систем и на процесс их развития. "
Если учесть сложность отдельных систем и их размеры, то следует иметь в виду, что объективно необходаиа их различная декомпозиция по определенным признакам, в результате которой появляются подсистемы- Общими критериями для выделения подсистем (частей) в системах являются следующие:
чтобы они могли оказывать существенное влияние
на достижение конечных результатов системы;
чтобы они были привязаны к целому с помощью
определенных отношений каждой части к какой-либо
общесистемной характеристике, имеющей необходимую
и логическую, функциональную связь с выполнением
общесистемных задач;
■ чтобы они были созданы по тем или иным признакам, явно обнаруживающим необходимую функциональную связь друг с другом их системой в целом;
• чтобы подсистемы были увязаны с поведением всех
элементов системы и отражали постоянное функциони
рование взаимных связей, установленных для отдель
ных элементов системы через ее подсистемы с окружаю
щей средой.
Каждая трудоохранная система управления на любом уровне имеет самостоятельные не только управляющую {субъект управления) и управляемую (объект управления) системы, но и информационную систему, без которой невозможно нормальное функционирование системы в целом.
В свою очередь, управляющая система состоит из системы нормативно-правовых актов, с одной стороны, и системы службы по реализации задач охраны труда — с другой.
Управляемая система включает систему гигиены труда, систему технолого-технической безопасности и социально-экономическую трудоохраннную систему.
Принцип системного подхода уже был использовав при выявлении системно-структурной модели охраны труда (см. рис, 1), структуры труда (ем. рис. 2, 3), систем условий труда (см, рис. 4), охраны труда (см. рис. 5) и трудоохранного менеджмента (см. рис. 6). Этот принцип может быть использован при рассмотрении других
вопросов, в тон числе при изучении любых элементов объекта изучения охраны труда или трудоохраяного ме неджмента, которые будут являться подсистемами.
Совокупностью методологических средств, используемых для подготовки и обоснования решения по сложным проблемам, является системный анализ, включающий в себя математическое моделирование и оптимизацию с помощью математических методов обработки информации и алгоритмов. С развитием системного анализа связано возникновение системотехники — научного направления, охватывающего проектирование, создание, испытание и эксплуатацию сложных систем, в том числе охраны труда и трудоох-ранного менеджмента.
Особенно широкое применение системный анализ получил там, где наблюдаются многофакторность, мно-гооперационность и нелинейность процессов. Охрана труда, а отсюда и трудоохранный менеджмент в совре-, менный период НТП — сложные, многофакторные системы, поэтому нормальное функционирование их может быть только после выявления оптимального решения. Отсюда следует, что дальнейшее их развитие возможно лишь в тесной связи с системотехникой и кибернетикой — наукой об общих законах получения, хранения, передачи и переработки информации.
|
|
На каждую систему, в том числе управленческую, состоящую из отдельных систеи-элементав (внутренней среды), воздействует внешняя среда. К внешней среде относятся: государственная политика в той или иной области, политические и экономические условия, сиете-- ма ценностей, общественные взгляды, состояние техники и технологии, уровень образованности людей и т. д.
Абстрагирование — особый прием мышления, который заключается в отвлечение от ряда свойств и отно-
тений изучаемого явления с одновременный выделением интересующих вас свойств и отношений, в том числе как в охране труда, так и в трудоохраяном менеджменте. В результате образуются различного рода абстракции, которыми являются как отдельно взятые понятия и категории, так и их системы. Абстракция позволяет объединить объекты в единый класс по их объединяю-щим свойствам.
Индукция — метод исследования, при котором общий вывод строится на основе частных посылок. Основой индукции являются опыт, эксперимент, наблюдение.
Дедукция ~ противоположный индукции метод: из общего делают вывод о частном.
К научным методам эмпирического исследования относятся метод формализации и аксиоматический метод. Метод формализации основан на построении математической модели (формул). Данный метод широко используется не только в естествознании, но и в современной лингвистике, экономике, социологии и т. д. Может быть использован он и в решении вопросов охраны труда и трудоохранного менеджмента.
Аксиоматический метод основан на выявлении свойств, не требующих доказательств (аксиом). Дальнейшее развитие аксиоматического метода привело к стадии построения формализованных аксиоматических систем, в том числе и в трудоохранном менеджменте. ■
Если средства познания служат для выявления закономерностей действительности, то для достижения цели используются определенные принципы, методы и средства. Принцип — это идея, мысль, основное положение; метод — путь, способ достижения цели, исходящий из знания наиболее общих закономерностей. Средства — это конструктивное, организационное и материальное воплощение, конкретная реализация принципов и методов
|
|